Мастер-класс Составление композиции из луговых цветов
Тема: «Составление композиции из луговых цветов».
Цель:
Учит овладеть новыми формами работы при изготовлении композиции из соломки, комплексно подходить к обучению и развитию детей.
Продолжить работу с детьми по формированию эстетического вкуса в процессе изготовления композиции.
Обучить детей младшего школьного возраста вырезать элементы и узоры из соломки.
Оборудование и материал: нож, ножницы, клей ПВА, соломка, композиция-образец, схемы, орешки для гимнастики рук.
Первый этап
Добрый день, уважаемые гости! Прежде чем начать наш мастер-класс, предлагаю всем встать в круг.
Упражнение «Чаша доброты». (Журнал «Логопед». №3. 2007.)
Встаньте поудобнее, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку, мысленно наполните ее до краев своей добротой. Теперь представьте другую чашу. Она пустая. Отлейте в нее из своей чаши доброты. Не жалейте. Добавьте теперь своей доброты в свои чаши и продолжайте делиться с другими.
Но ваша чаша всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза.
Спокойно и уверенно скажите: «Это Я! У меня есть такая чаша доброты!»
А теперь разделимся на 2 подгруппы и займе свои места.
Второй этап
Актуальность работы кружка
Нам всем известно, что сегодня каждый второй ребенок нуждается в коррекции мелкой моторики рук.
Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки.
Выполняя работы с использованием соломинки, дети учатся:
- анализировать объекты,
- устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению поделки,
- определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения,
- отчитываться о предстоящей работе, определять правильность действий и результатов, оценивать качество проделанной работы.
Коррекционная роль работы с соломкой связана с развитием моторики, зрительно-моторной координации.
Школьники испытывают большую радость от сделанной своими руками поделки.
Таким образом, работа с соломкой является эффективным средством трудового и эстетического воспитания детей с ОВЗ.
Третий этап
Вопросы к участникам мастер-класса
- Знакома ли вам работа с соломкой?
- Если да, то какие трудности вы испытываете при работе с ней?
- Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать учить детей работе с соломкой?
- Какие трудности наблюдаются при использовании электронно-нагревательных приборов?
Четвертый этап
Презентация собственного опыта
Дети с желанием посещают кружок «Художественная соломка». Они готовят элементы, а затем их собираю в детали, а в последствии в композиции. Ребята по желанию выбирают форму композиции. Опираются на схемы и направляющую помощь учителя при составлении композиции. (Показ схем и форм композиций.)
Показ альбома.
Работа детей видна из готовых работ и снимков.
Пятый этап
Показ и объяснение предстоящей работы
А теперь посмотрим на схему композиции. Она называется «полумесяц». Посмотрите на готовый образец. Он состоит из вазы, сплетенной из полосок белой и желтой соломки, из стебельков, которые завиваются ножницами, из ромашек, из 2 маленьких незабудок. (Показ этапов работы.)
С чего начинаем работу?
(Последовательность выполнения работы.)
У вас должна получиться примерно такая работа. (Показ.)
Прежде чем изготовить композицию, ведется большая предварительная работа, которая состоит из следующих этапов:
- сбор соломки в августе месяце,
- срезание колен,
- варка соломки в растворе пищевой соды (желтая) и в растворе отбеливателя «Перокс» (белая),
- разводка соломки,
- глажение,
- наклеивание на кальку.
(Показ мастера.)
Физкультминутка «Давай с тобой обнимемся».
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
Сегодня мы будем создавать композицию из луговых цветов.
- Из каких элементов она состоит?
- Она в основном состоит из ромашек. (Чтение стихотворения З. Александровой «Ромашки».)
Маленькое солнце на моей ладошке –
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком, желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
- Она еще состоит из незабудок. (Показ и чтение стихотворения Л. Пилипенко «Незабудки».)
Незабудки, незабудки
Очень нежные цветы.
Если встретишь их у речки,
Позабыть не сможешь ты.
На одной изящной ножке
Много голубых цветков.
Я на чудо-незабудкиЦелый день смотреть готов!
Как мы будем готовить ромашки?
Успешное выполнение ромашек будет построено по принципу от простого к сложному.
Объяснение и показ:
а) берем полоску соломки и нарезаем одинаковой длины прямоугольники,
б) срезаем уголки и получаем треугольник,
в) режем полуовал,
г) нанизываем лепестки на основу.
4. Простые листочки похожи на лепестки, а вот данные листочки делать сложнее.
Режем квадраты. Один – по диагонали с левого нижнего угла в правый верхний угол, второй – с правого нижнего до левого верхнего. Затем по диагонали наклеиваем на основу композиции.
При составлении композиции опираемся на схемы и готовый образец. (Вывешиваем схемы.) Если деталей не хватает, опираемся на «накопительный банк».
В конце работы назовем свою композицию и защитим ее. Можно спеть песни, рассказать стихотворение.
Практическая работа
Гимнастика для рук. (Включается музыка.)
Гимнастика для глаз по Базарному.
Рефлексия
Обмен мнениями проведенного мастер-класса.