«Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся на уроках немецкого языка».
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя немецкого языка Казаковой Галины Владимировны
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение нескольких лет «Совершенствование навыков коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся на уроках немецкого языка».
Актуальность опыта
Иностранный язык в последние годы стал очень востребованным и в полной мере осознаётся как средство общения, средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной культуре и как важнейшее средство для развития интеллектуальных способностей школьников.
Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию с инициативой «Наша новая школа» и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Однако практика показывает, что реальный уровень сформированности ИКК выпускников средней школы не соответствует предъявляемым требованиям.
Учитывая все выше сказанное, учителем поставлены следующие цели и задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Совершенствование коммуникативной компетенции как одна из форм активизации креативности учащихся».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков в совершенствовании коммуникативной компетенции.
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся.
Воспитывать чувства самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый учащийся сумел реализовать себя в учебной коммуникативной деятельности. Я выбрала в качестве одного из главных направлений своей деятельности развитие коммуникативных умений и навыков, учащихся с помощью различных технологий, как наиболее эффективных в реализации поставленной задачи. Учитывая поставленную задачу, я ежегодно изучаю уровень развития коммуникативных умений и навыков, что очень важно для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Перспективность опыта определяется актуальностью овладения говорением на немецком языке. Практическое владение иностранным языком стало восприниматься и как личностно значимое.
Новизна опыта заключается в создании условий для повышения коммуникативной компетенции на уроке немецкого языка через использование креативности учащихся как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков учащихся в области чтения, говорения и письменной речи.
Условия возникновения, становления опыта
Данный опыт возник в связи со снижением интереса учащихся к изучению немецкого языка и, как следствие этого, неумения учащихся выражать свои мысли и чувства на иностранном языке. Но именно на современном этапе развития России роль иностранного языка возросла, т.к. при рыночной экономике стране необходимы высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком. При изучении иностранного языка на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства говорения, получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвострановедческих знаний и применения их в решении коммуникативных задач.
Теоретическая база опыта
Основные понятия
Коммуникативная компетенция - это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.
Креативность это способность творить, создавать, привносить что-то новое.
Учебная деятельность – процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Обучение – совместная учебная деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.
Мотивированность обучения – личная заинтересованность преподавателей в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал.
Интеллект – совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудно разрешимый для учащихся вопрос.
Коммуникативное мышление – мыслительные процессы на иностранном языке, приводящие к достижению цели.
Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.
Изученная теория:
1. Элиотом Аронсон «Технология сотрудничества», разработанная профессором в 1978 году. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем до урока, с учётом психологической совместимости детей;
- группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задание;
- если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, значит цель достигнута и группа справилась с заданием.
2. Изучена проектная методика, которая основательно исследуется в настоящее время, как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л.Бим, И.А. Зимней, Т.Е.Сахаровой, Е.С. Полат, О.М. Моисеевой и другими. Широкое применение метод проектов нашёл потому, что даёт возможность применить полученные знания на практике, учитывать способности и возможности каждого ученика, участвующего в разработке проекта. В основе проекта лежит проблема. Для её решения школьники должны владеть определёнными умениями:
интеллектуальными
творческими
коммуникативными
На основании общих положений теории, сформулированной А.Н.Леонтьевой и И.А.Зимней, я пришла к выводу, что речевая деятельность должна основываться на коммуникативно – познавательной потребности учащихся высказывать свою мысль. Эта потребность, как подчёркивает И.А.Зимняя, входит в общую систему учебной мотивации. Учебный проект является важным средством формирования, как мотивации изучения иностранного языка, так и развития коммуникативной компетенции. Я выделила важнейшие факторы, способствующие формированию мотива речевой деятельности:
- связь идеи проекта с реальной жизнью;
- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;
- ведущая роль функции преподавателя, как консультанта и координатора.
3. По данной проблеме изучена следующая литература:
- Е.И.Пассов Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1997
- Т.А.Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.:
Просвещение, 2006
- И.А.Зимняя Вопросы обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1996
- И.А. Зимняя Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
- Т.В. Карамышева Изучение иностранного языка с помощью компьютера
ИЯШ, 2006
- С.В.Браун Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкого языка в школе. ИЯШ, 2002 №2 с.32
- Р.Х.Айбетова Педагогика сотрудничества на уроках немецкого языка. ИЯШ, 2002, №1с.14
- М.В. Ляховский и Е.И. Вишневский. Структура речевой ситуации и её реализация в учебно-воспитательном процессе.// ИЯШ – 1999, №20
- Т.В. Рогова. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. //
ИМИ, 1996, №4, с. 60-64
- Г.А.Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2009
-Е.С.Полат Обучение в сотрудничестве ИЯШ, 2000, 31 с.4-11
- А.Н.Шамов Методика преподавания иностранного языка. Москва: АСТ, 2008
- Н.Д.Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителей, М.: АРКТИ, 2004.
- К.М.Левитан О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.
. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
Главные правила осуществления учебной деятельности
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к решению коммуникативных задач.
Принцип гуманистической направленности
Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования развитой личности.
Принцип связи с жизнью
Практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности.
Принцип научности
Является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок является логическим продолжением ранее проводимой работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования намечается последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирается содержание, намечается система уроков и других форм организации педагогического процесса, планируется повторение, закрепление и другие формы контроля.
Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.
Принцип доступности и посильности
Обучение и воспитание школьников, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом состоянии.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.
Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития
Реализация этого принципа связана с деятельностью памяти, прежде всего смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта обеспечивают их прочность.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его деятельности. Если положительные стороны характера, деятельности, поведения школьника отмечают учителя, товарищи, то подросток старается стать лучше, сделать больше и качественнее и т.д.
Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст традиционно называют переходным, трудным, критическим. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то новое, чему-то научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе. Это определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из предметов становятся более любимыми, интерес к другим снижается.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих занимать интересной работой, самостоятельным творческим трудом.
Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, у него огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Главный стимул моей деятельности – ее результативность. Подросток стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей, стимул новых стремлений к деятельности.
Технология опыта
«Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения», так считал Антуан Экзюпери. Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Общение-это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
Речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика)
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Требования к формированию коммуникативной компетенции:
Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения
Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения
Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения
Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ
Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации
Составлять план, тезисы, конспект
Владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности
Что же способствует качественному формированию ключевых компетенций на моих уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности? Прежде всего - это использование ИКТ. Использование обучающих программ не только делает процесс обучения эффективным, но и увлекательным и лёгким для понимания. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей, способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности, а также изучению менталитета, отношений поведения, ценностей, культуре изучаемого языка. На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения иностранным языком является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение иностранному языку осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому я реализую принцип аутентичности:
Использование аутентичных учебных пособий и материалов
Обустройство учебных аудиторий
Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т. д
Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видеоматериалов.
В ходе планирования уроков я придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдаю условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:
постоянная речевая практика учащихся;
использование коммуникативного материала;
постоянная активизация речемыслительной активности учащихся
речевой характер урока.
В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:
темперамент;
способности;
навыки самообразовательной деятельности;
жизненный опыт учащихся;
сферу интересов;
мировоззрение;
эмоционально-чувствительную сферу
статус личности в коллективе;
наличие коммуникативной мотивации.
Итак, исходным моментом моей деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Она связана, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации я считаю ролевую игру. Она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков иностранного языка, что дает возможность увеличить долю индивидуального участия каждого ученика в иноязычном общении. Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение. Практика интенсивного обучения иностранному языку по методу активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм, доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении. Так, вся группа вслед за учителем задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, своё мнение по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание необходимо уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками. Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, это- выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога. Для выполнения упражнений тройками или четверками учащихся рассаживаются по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.
Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).
В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.
Игровые технологии
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра «Отгадай слово».
Каждый игрок получает карточку со словом, которое он никому не показывает. В форме пантомимы он пытается объяснить, что за слово написано на карточке. Очень хорошо использовать эту игру при повторении глаголов. Учащийся, который первым из группы отгадает слово, получает жетон. Выигрывает тот, у кого к концу игры набирается больше жетонов.
Игра «В мире животных».
Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением животных или птиц. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Он вынимает одну карточку, показывает ее играющим и обращается с вопросом : Wer ist das?
Игра «Что растет на нашем дереве?»
А у наших у ворот
Чудо – дерево растет,
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Ни листочки на нем,
Ни цветочки на нем,
А чулки, да башмаки,
Словно яблоки!
Назовите, что растет на нашем дереве.
Поочередно участники игры снимают с дерева картинки с изображением по изучаемой теме и называют их на немецком языке.
Игра «Кто правильно отыщет игрушку?»
С завязанными глазами, на ощупь, участник игры должен найти среди игрушек названное ведущим животное и дать его название на немецком языке.
Игра «Кто убежал?»
Учащимся предлагается картина, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1 – 2 минут. После этого им показывают другую картинку, на которой отсутствуют некоторые животные, изображенные на первой картинке. Учащиеся должны сказать, какие животные «убежали». Знающий ответ участник поднимает руку и на немецком языке называет изображенное животное или птицу. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте.
Игра «Цвет, цвет выходи!»
Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет. Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим.
Игра «Sonntag ruft Montag».
Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: «Sonntag ruft Montag». Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: «Montag ruft Dienstag». Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Такую игру проводим на отработку месяцев и времен года.
При отработке навыков письма на начальном этапе обучения использую такую игру, как «Забастовка гласных». При этом, чтобы вызвать интерес к обучению, учащимся, наиболее успешно справившимися с заданием, можно дать звание, например, «Лучший сыщик».
Игра «Забастовка гласных».
Учащиеся получают карточки и восстанавливают пропущенные гласные. Например:
H- - r -st d - - P – st: - - n Br- -f, - -n - P – stk-rt-, - -n P-k-t.
D-r Br- -f -st - -s D- -tschl-nd.
Помогает в обучении письма и такая игра.
Игра «Печатная машинка».
Учащиеся становятся в круг. В зависимости от количества учащихся между ними распределяются буквы алфавита. Учитель произносит слово, а учащиеся должны хлопками «напечатать» слово, далее упражнение можно усложнить, «печатая» фразы и предложения.
Обучение грамматики является одним из сложных этапов. По программе грамматический материал немецкого языка опережает материал русского языка. Со многими терминами дети еще не знакомы, а некоторые, например, артикль, в русском языке отсутствует. Учитель немецкого языка должен точно знать, какой грамматический материал уже известен и преподнести грамматику учащимся в доступной форме нам снова поможет игра.
Игра на структурирование предложений.
Все ученики получают равное количество карточек со словами по определенной теме. Каждый игрок выкладывает свои слова так, чтобы получилось предложение. Неиспользованные карточки ученик держит в руке. Затем вытягивает карточку у соседа и пытается из полученных карточек образовать новое предложение. У кого первого не окажется в руках карточек, тот и выиграл.
Игра «Ромашка».
Игра направлена на отработку личных окончаний глаголов. Детям предлагается «собрать» ромашку. В серединку цветка помещаются местоимения, а на лепестках пишутся глаголы с личными окончаниями. Учащиеся соединяют глагол с нужным местоимением.
Можно использовать игры и на этапе обучения аудированию.
Игра на аудирование.
У учащихся лист с квадратом из 9 полей. Дети записывают там любые 9 цифр. Учитель называет числа от 0 до 20 в произвольной последовательности. Если ученик услышит «свою» цифру, он зачеркивает ее на своем листе. Выигрывает тот, кто первым зачеркнет все свои цифры.
Поможет запомнить алфавит такая игра.
Игра «Кто быстрее».
Ученикам раздают по 3 – 5 карточек с буквами и предлагается их внимательно рассмотреть. Затем учитель называет определенную букву, а те у кого есть карточка с этой буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший ученик не имеет права поднять карточку. Учитель проходит между рядами и собирает отыгранные карточки.
Обучение монологическому высказыванию можно начать с такой игры.
«Расскажи о чем!»
Учитель раздает учащимся разрезанный по отдельным предложениям небольшой текст. Учащиеся, читая по цепочке каждый свое предложение, в итоге должны передать смысл прочитанного таким образом текста.
При проведении игр, необходимо использовать наглядность, так как при использовании наглядности, лучше запоминается материал, зрительно, на ощупь и так далее.
Данные игры я использую при изучении различных тем, при этом меняя содержание текста или атрибутов игры. Используя уже знакомые учащимся игры, позволяют сэкономить время на объяснении правил.
Проектные технологии
Проектная технология на современном этапе образования считается наиболее приемлемой, т.к. она способствует развитию творческой мысли человека, самостоятельности, ответственности за то, что делаем. И особенно ярко проектная технология проявилась и дальше развивается при преподавании иностранного языка. Проектное образование существенно отличается от традиционной школы, т.к. оно предоставляет учащимся возможность использовать полученные на уроках по иностранному языку знания по другим предметам, формировать свою позицию, проявлять самостоятельность и творчество. За методом проектов – будущее. Модернизация образования невозможна, если мы не научимся с помощью проектов создавать в школе единое образовательное пространство, на котором ребёнок саморазвивается, усиливает свои созидательные способности. Он проявляет себя как индивидуальность, неповторимая, уникальная, реализующая своё предназначение в мире.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1) Планирование учителем проекта в рамках тем программ;
2) Выдвижение идеи учителем на уроке;
3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).
II. Организация работы:
1) Формирование микрогрупп;
2) Распределение заданий в микрогруппах;
3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III. Завершающий этап:
1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);
2) Обсуждение способа оформления проекта;
3)Документирование проекта;
4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;
5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)
Учащиеся охотно выполняют такие проекты, как: «Мой друг», «Моя семья», «Готовимся к встрече гостей из Германии», «Сценарий праздника Рождество», «Исследовательский проект по теме Рождество в Германии и в России», мини-проекты по темам «Школа будущего», «Защита окружающей среды», «Родина», «Летние каникулы», «Город будущего», «Берлин», «Путешествие по Германии», «Экскурсия по Москве», «Достопримечательности Германии», «Известные люди Германии», «Моя комната» и другие.
Компьютерные технологии обучения
Информационно-коммуникационные технологии обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся.Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к изучению иностранных языков. На своих уроках я активно использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Также я учу ребят создавать свои мини- презентации. Эта работа их очень увлекает и тем самым повышается интерес к изучению языка. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Для того, чтобы поработать над составлением той или иной темы, рекомендую следующие сайты:
http://films.imhonet.ru
http:// studygerman.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://pesnu.ru
Здоровьесберегающие технологии.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках помогают мне сохранить и укрепить здоровье учащихся. Прежде всего – это смена деятельности, разнообразие приёмов, форм и методов работы, так как постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, тем самым защищает здоровье учащихся.
Для рефлексии и сбережения здоровья, применяю в своей практике нетрадиционные уроки: «сладкие», «песенные», «рисовальные», «экскурсионные», «интегрированные».
Помимо этого - это благоприятная эмоционально благополучная атмосфера урока, которую создаёт учитель. И, наконец, это физкультминутки и музыкальные паузы в конце урока. Всё перечисленное снижает напряжение учащихся, создаёт радостное настроение и способствует сохранению и укреплению здоровья.
Анализ результативности
Результативность опыта состоит в том, что умение решать коммуникативные задачи повысилось в устной речи от 45 до 65 %;
Повысилось и качество знаний по немецкому языку:
Годы
Результативность
Качество знаний
2012-2013
100%
59%
2013-2014
100%
65%
Результаты деятельности:
Проект «Дети-родители-контакты».
Мини-проекты
«Готовимся к встрече гостей из Германии»,
«Сценарий праздника Рождество»,
«Исследовательский проект по теме Рождество в Германии и в России»,
мини-проекты по темам «Школа будущего», «Защита окружающей среды», «Родина», «Летние каникулы», «Город будущего», «Викторина к юбилею школы», «Викторина по теме Берлин»
Участие во внеклассных мероприятиях:
Инсценировка сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты»
Участие в предметных неделях
Участие в олимпиадах
Открытые уроки по темам «Праздник алфавита», «Глаголы»
Разработка презентаций «Моя семья», «Москва», «Кёльн», «Берлин», «Мой друг», «Немецкие музыканты», «Хобби», «Спорт», «Выдающиеся деятели Германии», «Генрих Гейне», «Иоганн Вольфган Гёте», «Фридрих Шиллер», «Томас Манн», «Генрих Теодор Фонтане», «Генрих Бёль», «Немецкие писатели».
Участие и победа в Республиканском конкурсе среди кадет по немецкому языку
Участие и победа в заочных предметных олимпиадах «Олимпус», «Познание и творчество», «Интеллект –Эксрпесс», «ФГОС-тест» и др.
Трудности и проблемы
Подводя итоги работы, следует заметить, что у обучаемых повысился интерес к изучению предмета вследствие следующих причин:
- коллективные формы работы позволяют раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
- организация ситуаций общения на уроке, применение новых педагогических технологий и творчество учащихся в тесной взаимосвязи с учителем способствовали совершенствованию коммуникативной компетенции и активизации творчества учащихся;
- повысилась успеваемость;
- учащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.
Владение навыками говорения, безусловно, вызывает у учащегося определённые трудности. Чтобы снять их, процесс обучения строю таким образом, чтобы он побуждал к речемыслительной активности учащегося. В основе моей работы лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание немецкого языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции формирования и формулирования этих мыслей.
Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515