Статья «Современные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 45 Г.ОРЛА
Доклад
на МО классных руководителей и воспитателей ГПД
на тему:
«Современные методы духовно-нравственного воспитания
младших школьников»
Подготовила:
учитель начальных классов
Басенкина Л.В.
На современном этапе развития педагогической науки актуальной проблемой является духовно-нравственное развитие младших школьников. Актуальность ее объясняется духовно-нравственным кризисом. По свидетельству социологов, в наше время можно наблюдать переориентации подрастающего поколения на ценности массовой культуры. Влияние, оказываемое средствами массовой информации, настолько сильное, что их называют «параллельной школой». С этом влиянием сегодня связывают бездуховность общества. Причину такого положения следует искать в недооценке воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное развитие детей. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность.
Усиленное внимание представителей психологической, педагогической, управленческой науки и других отраслей наук к проблеме духовно-нравственного воспитания обусловлено социальным заказом общества. Социальное расслоение на бедных и богатых, утрата ценности нравственных ориентиров, снижение уровня нравственных запретов и барьеров – все это диктует необходимость пересмотра путей и способов воздействия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Эффективное выполнение задач, возложенных на духовно-нравственное воспитание младших школьников, требует подбора инновационных форм и методов. В данном вопросе учитель исходит из общественных требований времен. Быстрые изменения в обществе усложняют выбор эффективных форм и методов воздействия на духовно-нравственную сферу. Современный учитель не всегда готов использовать инновационные формы и методы, отдавая предпочтение традиционным. Опора на морально устаревшие формы и методы формирования духовно-нравственных основ приводит к конфликтам в обществе.
Анализ литературы по проблеме инновационных форм и методов позволяет констатировать, что проблемы является слабо изученной и слабо разработанной.
Младший школьный возраст наиболее сенситивен к духовно-нравственному воспитанию. Недостатки этого воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное младшим школьником в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Разрабатывая инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания, следует помнить, что основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку избегать деструктивных влияний.
Внедрение нового в процесс духовно-нравственного воспитания требует пересмотра всей системы социальных связей младшего школьника. Необходимо налаживать взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, физической культуры и спорта, средствами массовой информации и общественными и конфессиональными организациями.
Разработка инновационных форм и методов должна строиться на основе взаимодействия и налаживания коммуникаций. Основная цель подобного взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Не лишним будет уточнить, что представляют собой понятия «форма» и «метод». Метод обычно понимается как путь, способ достижения заданной цели. Форма как философская категория обозначает внешнее проявление действительности.
Среди форм работы с младшими школьниками большой инновационный потенциал имеет внеучебная деятельность школьников при создании необходимой педагогической среды. Эта форма работы способна объединить все виды деятельности младших школьников, в которых возможно решение задач их воспитания. Внеучебная деятельность соответствует требованиям федеральных образовательных стандартов общего образования, ориентированных на младшие классы. Преимущества этой формы работы в том, что она предоставляет учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание школьников. Следует отметить, что в новом Федеральном государственном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено много внимания.
В контексте рассмотрения инновационных форм духовно-нравственного воспитания младших школьников заслуживает внимания такая форма работы как волонтерство. Помимо того, что у школьника появляется реальная возможность проявить себя в процессе в помощи нуждающимся, у школьников будет опыт уникальной социальной практики. Опора в этом вопросе на идеи социальной работы повысит инновационность данной формы работы.
Основным методом, посредством которого учитель оказывает на младшего школьника воспитательное воздействие духовно-нравственного характера, является задание. Для эффективности подобных заданий необходимо, чтобы эти задания были внутренне приняты младшим школьников, от чего зависит смысл задания для него. При недостаточности мотивации заданий внутренне их содержание может не иметь ценного отношения для младшего школьника, а замысел педагога не будет реализован. Таким образом, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию у младших школьников положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их осознанную потребность к духовно-нравственному развитию.
Следующий метод, заслуживающий внимания, метод интеграции. Использование этого метода предполагает интеграцию идей духовно-нравственного воспитания младших школьников основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Следующим инновационным методом и формой в наше время часто рассматривается социально проектная деятельность. Цель проектной деятельности заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Младшему школьнику сложно развиваться при пассивном восприятии учебного материала в силу возрастных и психологических особенностей. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Если такая деятельность как проект будет нести в себе элементы игры, то младшие школьники будут лучше включаться в процесс взаимодействия.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении и воспитании. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, спецкурс духовно-нравственного воспитания не является исключением. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на взаимодействие педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала.
Проектная деятельность учащихся может быть реализована в творческих мастерских, которые могут быть представлены по следующим направлениям: литературное творчество, естественно-научный и эстетический курс.
Необходимо стараться, чтобы ученики на занятиях приобрели не только навыки публичной защиты, умения работать с литературой, но и сформировать интерес к поиску нового, что так соответствует возрасту любопытству и фантазии.
Академик Лихачев говорил: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла. Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем».
Например, на занятиях творческой мастерской «Прекрасное рядом с тобой», можно организовать такую деятельность детей, которая объединяет интерес на создание продукта, представляющего художественную ценность и, в то же время, была увлекательной и доступной. Это может быть игрушка, как воплощение русского народного художественного творчества. Его достойным представителем является дымковская глиняная игрушка. Ее изготовление позволит решить целый ряд задач нравственного воспитания. Уникальная вятская игрушка, яркая, разнообразная, жизнерадостная, безусловно, привлекательна для младших школьников. Ее многовековая история и достойное представление в музеях страны позволяет надеяться на то, что данный народный промысел популярен, почитаем детьми и взрослыми.
После того как возник желание и интерес, необходимо способствовать переходу интереса в потребность, чему способствуют консультации специалистов (учителя ИЗО, библиотекари и др.), которые учат находить информацию в справочной литературе.
Следующим этапом может служить обмен информацией между группами и ответами на вопросы: О чем вы хотите рассказать в своем проекте? С чего начнем работу? К кому обратимся за помощью? Как продолжим работу? Какой материал понадобится? Какую игрушку берем для лепки? Чем закончим проект?
На этапе приготовления могут быть приготовлены мастер-классы по изготовлению игрушки.
Данный проект может решить ключевые задачи нравственного воспитания и развития, восполнить определенный дефицит духовно-нравственных ценностей и знаний культурного наследия и положить начало совместной творческой работе детей и из родителей, детей и педагога.
Таким образом, это наиболее перспективные инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания.