Статья на тему: Разработка клубного часа для группы продленного дня


Разработка клубного часа для группы продлённого дня
Конспект клубного часа, 3-4 класс
Цели: познакомить детей с различными видами транспорта; расширять кругозор.
Ход мероприятия
После экскурсии на железнодорожный вокзал или автостанцию можно предложить детям сделать модели современного транспорта. Особенно интересно такое занятие для мальчиков. Модель паровоза, тепловоза и электровоза можно склеить из бумаги и картона или составить из различных предметов (катушки, карандаши, планки деревянные или металлические и т. д.). Так же изготовляются модели автобусов, троллейбусов, трамваев, легковых автомашин, самосвалов и т. д. Из разных моделей группа детей может сделать макет автостанции или железнодорожного вокзала. Другие ученики могут все это нарисовать. С каждой группой детей надо побеседовать о том, что они знают о транспорте, как собираются делать ту или иную часть макета.
С готовыми моделями транспорта дети должны поиграть. Для игры можно использовать Правила уличного движения, которые дети уже знают. Учитель объясняет, что тот из играющих, кто соблюдает эти правила, заботится не только о себе, но и о других, а значит, хорошо относится к людям.
Особенно интересно будет детям, если предложить проект «Транспорт XXII века». Они могут нарисовать рисунки, рассказать, как выглядит их транспорт, как он называется, на каком топливе работает, какие преимущества имеет.
Детям можно предложить разгадать кроссворд.
1. Городской транспорт, для которого нужны рельсы.
Т            
 (Трамвай.)
2. Машина, перевозящая грузы.
Г              
(Грузовик.)
3. Человек, который регулирует движение транспорта и пассажиров.
П              
(Постовой.)
4. Автомобиль, который можно заказать по телефону или нанять на улице.
Т        
(Такси.)
5. Какой вид транспорта приводится в движение электричеством?
Т                  
(Троллейбус.)
Ребусы

Игра «Доскажи словечко»
Попав на автостраду,
Мы видим светофор.
По рельсам едет поезд,
Мигает... (семафор).
 
Автобусы, машины
Стоят у перехода:
Им повелели уступить
Дорогу... (пешеходам).
 
Здесь надо через улицу
Перевести ребят,
У знака «Стоп» водители
Послушно... (тормозят).
Детям будет интересно посмотреть слайды или фильм о транспорте, об истории транспорта. Если нет такой возможности, можно приготовить рисунки, картинки и сообщения, в которых есть интересные сведения о транспорте.
Материал для беседы
Самодвижущийся экипаж (а именно так переводится слово «автомобиль») создали в 1885 г. немецкие инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер. Появиться автомобиль смог только благодаря изобретенному Даймлером в 1883 г. бензиновому двигателю внутреннего сгорания.
В России первый автомобиль «Руссо-Балт» появился в 1908 г. Его выпуск наладили на Русско-Балтийском вагоноремонтном заводе в Риге. С тех пор с каждым годом улучшалась конструкция автомобиля, росла его скорость, мощность двигателя, менялся внешний вид.
По назначению автомобили подразделяют на транспортные (легковые и грузовые для перевозки грузов и пассажиров), специальные (пожарные, автокраны, коммунальные) и гоночные (для спортивных состязаний).
Легковой автомобиль
Обычный легковой автомобиль рассчитан на трех-четырех пассажиров, не считая водителя, и относительно небольшого количества груза в багажнике или в заднем отсеке кузова. Однако есть также и миниатюрные двухместные машинки для города, и большие — на 7—8 пассажиров — автомобили представительского класса. Современный легковой автомобиль оснащен электроникой, езда в нем стала комфортной.
Грузовой автомобиль
Грузовой автомобиль появился почти одновременно с легковым. Грузовик от легкового автомобиля отличается, прежде всего, кузовом. Кузов грузового автомобиля вмещает от сотен килограммов до десятков и сотен тонн груза. Сыпучие материалы (песок, щебень) возят в самосвалах с опрокидывающимся кузовом, скоропортящиеся продукты — в фургонах-холодильниках (рефрижераторах). Некоторые грузовики бывают снабжены небольшим подъемным краном. А двигателями грузовиков часто служат дизели — двигатели внутреннего сгорания, которые работают не на бензине, а на более дешевом топливе — солярке и не требуют для своей работы электрического зажигания. Такой двигатель сконструировал немецкий инженер Рудольф Дизель в 1897 г.
Автобус
Слово «автобус» возникло в результате слияния двух слов — авто (мобиль) и (омни) бус. Омнибус в переводе с латыни означает «для всех». Получается, что автобус — это автомобиль для всех. По назначению автобусы подразделяют на городские, пригородные, междугородные (туристические), местного и общего назначения. Современные междугородные автобусы перевозят пассажиров не только из города в город, но и из одной страны в другую. Они снабжены удобными откидными креслами, кондиционером, туалетом и даже буфетом. Но самый распространенный, конечно, городской автобус. Обычно он вмещает 35—40 человек. Его скорость 70 км/ч. А самый маленький автобус — маршрутное такси — перевозит от 10 до 14 человек.
Первые автобусы появились в Германии в 1895 г. Их стала выпускать знаменитая фирма «Бенц». Автобусы быстро начали вытеснять трамваи и троллейбусы, потому что могли двигаться по любым дорогам. У нас в стране первый автобус был пущен в Москве в 1924 г.
Трамвай
Трамвай — самый старый из всех видов городского общественного транспорта. Его предком была конка — вагончик, который тянула по рельсам лошадь. Первая сеть конно-железных дорог была построена в Нью- Йорке в начале 1830-х гг., а 1837 г. по ней начал курсировать паровой трамвай. Электрический трамвай впервые был пущен в Берлине в 1881 г. В России этот вид транспорта появился сначала в Киеве в 1892 г., а спустя семь лет — и в Москве. Электрический ток тогда подавался к двигателю через третий рельс, проложенный внутри колеи, сейчас — по проводу, подвешенному на столбах. Постепенно трамвай превратился в небольшой городской поезд из одного-двух вагонов. В 1930—1940 гг. трамвай был самым популярным видом транспорта. Позже его стали постепенно вытеснять такие более экономичные виды общественного транспорта, как автобус и троллейбус, не говоря уже о метро. Но и сегодня трамвай продолжает верно служить, во многих городах строят линии скоростного трамвая, которые связывают отдаленные районы и пригородные зоны с центром.
Троллейбус
Троллейбусы появились почти одновременно с электрическим трамваем. Первый троллейбус был пущен в 1882 г. в Германии, в 1911 г. — в Англии, у нас в стране — в Москве в 1934 г. Троллейбус стал сразу же конкурентом трамваю, поскольку был бесшумным и мог быстрее набирать скорость и лучше маневрировать. Электрический ток к нему поступает от пары медных проводов, подвешенных на уличных столбах. По проводам скользят контакты, укрепленные на длинных штангах, — это позволяет троллейбусу свободно поворачивать и совершать другие необходимые маневры в потоке машин. Кое-где троллейбусы стали междугородным транспортом: например, в Крыму они курсируют между Симферополем и Ялтой. А грузовые троллейбусы (троллейвозы), кроме электрического, имеют и бензиновый двигатель, чтобы можно было отъезжать в сторону от контактных проводов.
Метро
Метро (метрополитен) — это близкий родственник обыкновенной железной дороги. Мы воспринимаем метро как обязательно подземный транспорт, но при необходимости такие линии прокладывают и на поверхности. Метро способно перевозить 60 тыс. пассажиров в час! Строительство метрополитена обходится очень дорого, поэтому его строят только в больших городах. Первое метро появилось в 1863 г. в Лондоне — самом большом тогда городе мира. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на небольшой глубине. В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 млн человек! Вскоре на смену шумным и грязным паровым поездам пришли вагоны на электрической тяге. В России первым городом, который обзавелся собственным метрополитеном, была Москва. Столичный метрополитен начали строить в 1932 г. Для этого приехала молодежь со всей страны. 15 мая 1935 г. была торжественно открыта первая линия от «Сокольников» до «Парка культуры» протяженностью 11,6 км с 13 станциями. Московское метро должно было стать витриной страны. По богатству внутреннего оформления старые станции московского метро не имеют себе равных. Представьте себе, в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) делали мозаику для станции «Комсомольская» и в тех тяжелейших условиях доставляли ее в Москву. В самом же Ленинграде метро начали строить уже после войны, в 1955 г. Сегодня метро есть и в других городах России: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге.