Проект Мобильные трудовые отряды
ПРОЕКТ
«МОБИЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТРЯДЫ»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Мобильные трудовые отряды»
Наименование проекта «Мобильные трудовые отряды» МБОУ «Хоринская СОШ им. Г.Н. Чиряева» Верхневилюйского улуса
Идея проекта Воспитание выпускника, способного к добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового к умелому сочетанию трудовой деятельности с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе.
Авторы, разработчики проекта Хобусаров Софрон Романович, учитель якутского языка и литературы.
Основание для разработки Программы Программа социально-экономического развития МО «Хоринский наслег» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы
Анализ социокультурной ситуации села Муниципальное образование «Хоринский наслег» расположен на западе республики, на левобережной плоскости реки Вилюй. Расстояние от улусного центра до села Хоро составляет: наземным путем – 15 км, речной – 10 км. Расстояния от села Хоро до Якутска – (677+15) = 692 км, речной имеет сезонный характер. Перевозка грузов, продуктов питания и непродовольственных товаров осуществляется наземным, речным и воздушным транспортом. Общая площадь земельного баланса наслега составляет – 35180,2 га, из них земель сельскохозяйственного назначения – 1922,3 га, земли населенных пунктов – 230 га. Сельское хозяйство является традиционным занятием коренного населения, за годы реформ сельскохозяйственное производство понесла крупные потери и на его руинах возродились единоличные хозяйства, основанные на частной собственности, теперь 74 % КРС и 53 % лошадей находится в крестьянском (фермерском) хозяйстве и частном секторе.
Проведен анализ держателей КРС по их возрасту. Всего числится 52 человек, владельцев скота. Из них в возрасте до 35 лет - 7 человек, от 36 до 50 лет – 24 человек, свыше 50 лет - 21 человек. Крестьянских хозяйств – 6. Сельскохозяйственное производство находится на среднем уровне.
В муниципальном образовании «Хоринский наслег» постоянно проживают 1230 человек, в том числе 629 женщин, 570 мужчин, из них трудоспособное население составляет 499 человек, что занимает 40,57 % от всего населения. Пенсионеров, всего - 189 человек, в том числе работающих 21 человек, что занимает 15,36 % от всего населения. Инвалидов I, II, III групп 53 человека, что занимает 4,3 % от всего населения. Всего молодежи в наслеге от 18 до 35 лет 116 человек, что занимает 9,43 % от всего населения. Безработных граждан наслега 68 человек, из них официально зарегистрированных 8 человек. Всего хозяйств - 388. По сравнению с 2008 г. число хозяйств увеличилось. Наблюдается увеличение количества трудоспособного населения. Если в 2006 году было 456 человека, то в 2015 году оно составляет 499 человека. Это объясняется прибытием молодых семей на постоянное место жительства и созданием новых семей. За последние четыре года численность пенсионеров наслега увеличилось на 37 человек. Количество семей – 391, количество семей с детьми – 204, многодетных семей – 59, малообеспеченных семей – 208, неполных семей – 50, неблагополучных семей – 7, одиноких матерей – 30, одиноких отцов – 2, детей-инвалидов – 10, из них 8 учатся в школе. Уровень рождаемости стабильный. Средний заработок жителей села – 4,5 тыс. руб.
В связи с уменьшением числа КРС, увеличением площади заброшенных пашен, отсутствием сельхозкооперативов, занимающихся растениеводством, снижением интереса молодежи к сельхозтруду, увеличением числа малообеспеченных, неполных семей, с целью поддержания численности КРС на нынешнем уровне, обеспечения натуральными продуктами, с целью воспитания учащихся любви к природе, физическому труду, появилась необходимость создания мобильных трудовых отрядов.
Анализ социокультурной ситуации школы Педагогический коллектив школы составляют 55 педработников, из них учителей – 49. 98,7% - имеют высшее образование. Средний возраст – 43 года. В школе работает опытный коллектив учителей, имеющий высокий профессиональный уровень. Школа обеспечена педкадрами полностью. Из 293 учащихся 60 приезжих из 7-ми наслегов. Интернатом обеспечены 60 учащихся.
В школе имеется 21 класс-комплектов. Разработаны учебные программы по агропрофилированным дисциплинам (спецкурсы) - «Основы агрономии», «Экономика домашнего хозяйства», «Предпринимательская деятельность», «Растениеводство», «Химия и сельское хозяйство», «Цветоводство», «Хозяйка усадьбы», «Хозяин усадьбы». В балансе школы имеются 2 летние теплицы общей площадью 100 кв.м., пришкольный участок 0,06 га, земельный участок под приусадебное хозяйство – 8 га. В данное время в школе имеется сельскохозяйственной техники: МТЗ-82-1 ед., КАМАЗ-водовоз–1 ед., микроавтобус УАЗ–1 ед., гараж на 2 бокса. Имеется оборудованная столовая на 70 мест, медицинский кабинет, 14 паспортизованных кабинетов, универсальный зал, 2 мастерские, библиотека, кабинет информатики. В школе успешно реализуются программы профильного обучения предметов русского языка, литературы, английского языка, химии и биологии, математики и физики, истории и обществознания. Результаты работы педколлектива стабильны. Школа работает на получение статуса агрошколы. Для создания агрошколы необходима организация передового, образцового труда, что невозможно без оснащения школы самым современным оборудованием и техникой. Труд должен стать привлекательным для всех учащихся школы.
Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения
Программными методами Социально-экономическое развитие Хоринского наслега характеризуется наличием ряда проблем, решение которых возможно при планомерной системной организации работ по реализации программных мероприятий на основе имеющегося потенциала роста.
Сельское хозяйство.
Негативные тенденции в сельском хозяйстве выражены в сокращении поголовья скота, в снижении объемов производства молока и мяса, не рентабельности отрасли. Основой сельскохозяйственного производства вызвано целым рядом факторов производственного и социального характера:
низкая доходность сельского хозяйства;
увеличение цен на ГСМ, услуг транспортного расхода на перевозку сена;
сокращением численности населения пенсионного возраста, являющихся традиционными держателями скота и лошадей.
Практически все крестьянские хозяйства из-за низкой покупательской способности не могут самостоятельно поддерживать техническую базу, что напрямую отражается на производстве мясомолочной продукции.
Актуальность проекта
В период летних каникул школьникам можно не только отдохнуть, но и потрудиться на благо села, пополнив семейный бюджет первыми заработками. Такую возможность ребятам предоставляет ТМО. Трудовые мобильные отряды занимаются уборкой сена.
Благодаря их работе удалось бы поддержать численность поголовья КРС.
Цели и задачи проекта Цель проекта: Многоуровневая подготовка школьников к сельскохозяйственному труду через организацию мобильных трудовых отрядов в наслеге на основе удовлетворения их индивидуальных, образовательных, профессиональных и социальных потребностей.
Задачи проекта:
Изучение потребностей социума, общественного заказа;
Разработка механизма взаимодействия сельскохозяйственных и образовательных ресурсов для организации мобильных трудовых отрядов;
Оказание фактической помощи населению в реализации продовольственных программ.
Сроки и этапы реализации проекта I этап
Диагностически-проектировочный(2014-2015 учебный год)
Цель: Обеспечение условий для реализации проекта.
Содержание: Анализ состояния социокультурной ситуации в селе, анализ состояния сельского хозяйства в селе, анализ потребности в мобильных трудовых отрядах.
II этап
Практический этап (2015-2016 учебные годы)
Цель: Создание модели функционирования мобильных трудовых отрядов.
Содержание: Создание проектов и программ по реализации целей и задач проекта в условиях модернизации образования, разработка системы взаимодействия с социальными партнерами.
III этап
Оценочно-обобщающий (2016-2017 учебный год)
Цель: Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.
Содержание: Анализ и обобщение полученных результатов. Экспертиза образовательной среды, реализация намеченных целей и задач проекта.
Критерии оценки ожидаемых результатов 1. Поддержание численности КРС;
2. Привлечение всех школьников к физическому труду;
3. Воспитание у школьников чувства ответственности, долга, коллективизма, чувства гордости, удовлетворенности от результатов своего труда;
4. Укрепление материально-технической базы школы за счет прибыли от труда мобильных отрядов.
Исполнители проекта и основных мероприятий. МБОУ «Хоринская СОШ им. Г.Н. Чиряева»