Рабочая программа факультативного курса Учимся проектировать для 5 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 20
_______________С.В.Кочегарова«____»______________2014 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Социальное проектирование»
5 класс
Учитель:
Ролдугина Е.Ю.
г. Рыбинск
2014 г.
Пояснительная записка
В связи с изменениями, происходящими в сфере образования, проектно-исследовательская деятельность становится одним из важных компонентов реализации новых образовательных стандартов, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций. Основы по ведению учеником исследовательской работы позволит будущим выпускникам стать успешными и активными членами нашего общества.
Подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. В это время формируются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Позиция подростка окрашена интересами завтрашнего дня, стремлением войти в мир, проверить свои силы, утвердиться в обществе взрослых, найти общественно значимые дела. Все это требует организации деятельности для развития социальной активности школьников.
Социальное проектирование – это такой вид деятельности, который связан с придумыванием нового способа решения какой-либо социальной проблемы, связанной с местным сообществом людей. Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению. Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.
Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.
Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных п р о б л е м:
– обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск;– у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
Цели и задачи курса
Цель данного курса
формирование проектных умений учающихся как одного из условий развития их индивидуальности;
привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам школьного и городского сообщества;
достижение такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность занять активную жизненную позицию.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
обучить старшеклассников научным способам получения достоверной информации социологическими методами исследования;
включить старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению выявленных проблем
формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном план
На изучение данного курса отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Программа включает в себя как теоретическую часть, так и практическую, которые способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы, проекта.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, социологический опрос, просмотр фильма, тренинги, ролевые игры,рефлексивный анализ и самооценка
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференцияТехнологии, методики:
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Планируемые результаты
Результаты Формируемые умения Средства формирования
регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
коммуникативные учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Реализация программы также будет способствовать развитию:
1. общих учебных компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
компетентность по приобретению знаний
компетентность предвидеть результаты, планировать
компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем
компетентность в реализации выдвинутых решений
компетентность оценивать и объяснять полученный результат
2. ключевых компетентностей:
социальную (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений и т.д.)
коммуникативную (владение устным и письменным общением)
информационную (владение новыми технологиями, методиками, способность осмысливать ситуацию)
учебно-познавательную (способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками)
Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Тематическое планирование курса занятий
по Программе «социальное проектирование» (учимся проектировать)
№ п/п Тема
занятия Кол.
часов Сфера
индивидуальности Умения и навыки проектирования Дата проведения
1.Учимся проектировать 1 Вводное. Учимся проектировать 1 2 Мотивация обучения. Учимся выявлятьпроблемы 1 Мотивационная Проблематизация3 Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели 1 Волевая Целеполагание 4 Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели 1 Волевая Целеполагание 5 Мой интеллект.
Анкета по типам интеллекта 1 Интеллектуальная Планирование 6 Учимся планировать. 1 Интеллектуальная Планирование 7 Учимся планировать. Мой режим дня. 1 Предметно-практическая Практическое применение знаний, умений, навыков 8 Учимся взаимодействовать в группе. Планируем проведение праздника. 1 Экзистенциональная Коммуникативные 9 Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать 1 Экзистенциональная Коммуникативные 10 Мои чувства и эмоции. 1 Эмоциональная 11 Работа над мини-пректом «Сказка на новый лад» 1 Предметно-практическая Практическое применение знаний, умений, навыков 12 Учимся презентации Презентация мини-пректа «Сказка на новый лад» 1 Предметно-практическая Презентационные 13 Способность управлятьсобой.
Учимся рефлектировать 1 Сфера саморегуляцииРефлексивные 13 Заключительное.Подводим итоги 1 2. Социальное проектирование 15 Что такое социальный проект? 1 Теоретическое занятие 16 Какими могут быть проекты? 1 Теоретическое занятие 17 Технология разработки социального проекта Формулировка социальной проблемы 1 Теоретическое занятие 18 Краткая история и методы социологических исследований 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 19 Алгоритм составления анкеты 1 Теоретическое занятие 20 Работа с анкетой «Наедине с собой»
Обработка анкеты, представление результатов социологического исследования 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 21 Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 22 Роли участников проекта 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 23 Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
1 Практическое применение знаний, умений, навыков 24 Проект «Поход-дело трудное»
Определение целей и задач проекта 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 25 Составление плана работы. 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 26 Распределение обязанностей в группе.
1 Практическое применение знаний, умений, навыков 27 Реализация плана действий командой учащихся 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 28 Реализация плана действий командой учащихся 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 29 Подготовка к защите проекта 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 30 Презентация проекта. По группам. 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 31 Презентация проекта. По группам. 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 32 Рефлексия. 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 33 Информирование общественности о результатах реализации проекта. 1 Практическое применение знаний, умений, навыков 34 Итоговое занятие 1
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.
2. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
3. Дик Н. Ф. 100 добрых дел для нас не предел (Книга для классных руководителей 5-9 классов) / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРК ТИ, 2003.
6. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
7. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. – Волгоград: Учитель, 2009