Урок о математиках Древней Греции


Тема урока «Нахождение часть от числа и числа по его части»
Цели урока:
Образовательные:
содействовать закреплению понятия “Обыкновенные дроби”
отработать навыки основных действий с дробями
закрепить умение решать задачи на части
Развивающие:
способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти
Воспитательные:
развивать познавательный интерес к предмету через использование межпредметных связей
способствовать развитию коммуникативной культуры
показать практическую направленность математических знаний
Ход урока
Весь урок построен по типу “путешествия”. На своем пути учащиеся встречаются с математиками Древней Греции, которые предлагают им различные задания
Наш сегодняшний урок – один из последних в этой теме.( Слайд 1)
С дробями люди познакомились очень давно, а т.к. самые знаменитые математики были греками, мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, где встретимся с некоторыми математиками.(слайд 1-2)
Вспомните, пожалуйста, самое высокое место в Древней Греции – ОЛИМП. И мы отправляемся на “Математический Олимп”.(слайд 3)
Путь наш не короткий, но и не длинный, потому что об обыкновенных дробях вы знаете достаточно много, но ещё и не все; не простой, но и не очень сложный, потому что многие из вас без труда решает сложные задачи.
Доска открывается и на ней портреты математиков: Пифагора, Евклида, Фалеса и Архимеда.(слайд 3)
1) Итак, первый на нашем пути Пифагор – один из самых известных математиков, родился на острове Самос и знаменит тем, что открыл Пифагорийскую школу, в которой занимались не только математикой, но и другими науками, в частности философией. (слайд 4)
Одно высказывание мне хотелось бы вам привести: “Сыщи себе верного друга; имея его ты можешь обойтись без богов”. Как вы это понимаете?
Пифагор предлагает вам отгадать его кроссворд, заодно и вспомнить некоторые правила (слайд 5-9)
Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое….
Дробная черта – это действие …
Как иначе называется числитель в дроби
Определите, не прибегая к вычислениям, какая дробь больше (первая или вторая): 1/2008 или 1/2009?

2) Следующий на нашем пути – Евклид, родившийся в г.Александрия. Евклид является автором первого учебника по геометрии. (слайд 10)
Одна из легенд рассказывает, что к Евклиду обратился юноша с просьбой взять его в ученики, сказав, что желает изучать геометрию, она ему несомненно нужна. Вместо ответа Евклид повелел своему слуге:”Дай этому человеку три обола (древняя монета), он ищет в геометрии пользу”.
Евклид предлагает вам решить задачу (слайд 11)
Чтобы построить дом, богатому греку нужно нанять 36 рабочих. 49 из них должны быть плотники, 16 – каменщики, остальные – разнорабочие. Сколько разнорабочих занято на строительстве?
-какая величина принята за целое?
-известна ли эта величина?
-что требуется найти в задаче?
-какую задачу решали на Отыскание части от целого и целого по его части.
-работа с учебником повторение правила
3) Фалес. Этот математик родился в г. Милет и так же, как Пифагор знаменит своей школой. (слайд 12)
Говорят, что Фалес первым посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде. Давайте и мы с вами посмотри на “наше” небо.
Учитель лазером рисует на потолке разные цифры – для учащихся это разминка для глаз.
А Фалес предлагает вам посчитать.(слайд 13-18)
На слайде условие шести задач и учащимся предлагается рассортировать их по типам.
1. Магазин принял для продажи 156 кг рыбы. 1/3 всей рыбы составил карп. Сколько кг карпа получил магазин?2. Провели 18 опытов, это составило 2/9 всей серии опытов. Сколько опытов надо провести?3. Учитель проверил 20 тетрадей. Это составило 4/5 всех тетрадей. Сколько всего тетрадей надо проверить учителю?4. Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта?5. Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку?6. От веревки, длиной 18 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось
4) Последний математик, встретившийся на нашем пути – Архимед. Он родился в г.Сиракузы. этот великий ученый подарил человечеству крылатое восклицание: “ЭВРИКА!”(слайд 19)
И я вам предлагаю сделать небольшое открытие.(слайд 20)

Итак, мы с вами преодолели не простой путь и взобрались на вершину горы, которую образно в начале урока назвали “Математический Олимп”. По склону «дробь» (слайд 21)
Итог урока, выставление оценок, домашнее задание. (слайд 22)