СТАТЬЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ ИДЕЯ КАК ПУТЬ СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ



ИНТЕГРАЦИОННАЯ ИДЕЯ КАК ПУТЬ СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ.
В статье рассмотрена методика работы с учащимися, основанная на интеграции учебных дисциплин, созданная учителями – участниками научной группы «Новое образование» г. Санкт – Петербурга.
Ключевые слова: интеграция, зона ближайшего развития, деятельностный подход.
В соответствии с требованиями ФГОС выпускник начальных классов должен уметь учиться. Это возможно только при условии деятельностного подхода к обучению. Учителя научной группы «Новое образование» (ГБОУ СОШ №365 Фрунзенского района Санкт - Петербурга) разработали такую систему работы с детьми, которая, во – первых, позволила перестроить взаимоотношения участников учебного процесса, в результате чего изменилось отношение к учебе – на место репродуктивного обучения пришла активная деятельность познания – желание и умение учиться. Во – вторых, наша система позволяет соединять отдельные школьные предметы в единый процесс формирования мировоззрения ребенка. Знания, получаемые на различных предметах, несут в себе специфику данной учебной дисциплины. Мы же должны сформировать у ребенка целостную картину мира. Следовательно, чтобы знание было целостным, необходима интеграция учебных дисциплин. Свою систему мы называем Днём построения целостного знания. При разработке методики мы опирались на теоретические труды К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других ученых. День объединяет различные дисциплины: литературное чтение и окружающий мир, русский язык и музыкальное искусство и т.д. Это 2 – 4 урока, которые связаны интегрирующей идеей. Интеграция – это восстановление, восполнение, объединение частей в единое целое, это взаимопроникновение и взаимодействие. Результатом интеграционного обучения является, прежде всего, понимание ребенком единства окружающего нас мира, осознание своего места и роли в нём.
Интегрирующей идеей нашей методики является развитие мышления и речи учащихся. На уроках построения целостного знания каждый ребенок применяет такие виды речевой деятельности как говорение, слушание, чтение, письмо - развивается устная и письменная речь; развивается умение устанавливать причинно-следственные связи; формируются основы логического мышления, умение аргументировать, способность различать обоснованные и необоснованные суждения. По словам К. Д. Ушинского «Сознание наше не любит ни слишком легкой, ни слишком трудной работы; оно любит середину, т.е. посильный труд, но положение этой середины у различных людей различно. Оно определяется, с одной стороны, нашими способностями, а с другой – силою нашей воли».
Активная исследовательская деятельность с научными и художественными текстами — гарантия усвоения материала. Дети осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Обсуждение в парах, группах, отстаивание собственной позиции, её аргументация становятся по силам любому ребёнку, т.к. он опирается на научный материал, обработанный им лично. Кроме того, у детей нет боязни совершить ошибку — ведь они аргументируют свою позицию, имея перед собой научные данные, ставшие их знанием. Ребёнок расширяет и углубляет свои познания настолько, насколько ему позволяет зона ближайшего развития. Согласно Л. С. Выготскому «Зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».
На наших Днях ученики имеют возможность выбора того материала, с которым им интереснее работать, лежащего в их зоне ближайшего развития, - это реализация принципа доступности и индивидуального подхода к обучению. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, ученик в процессе урока собирает и обрабатывает материал, превращая его в своё знание, фиксируя его в небольших текстах. Когда наступает самый ответственный момент — написание итогового текста, дети создают рассказы о том, что нашло отклик в душе, о том, что их по-настоящему заинтересовало. Каждый творит не в жестких рамках единого для всего класса плана, а индивидуально — а это и есть настоящее творчество. Как говорил Л. С. Выготский «Творчество есть необходимое условие существования». В своих работах дети используют тот научный материал, с которым работали, дополняя его информацией, которую получили в результате социализации, работая в группе или в парах.
Итоговый текст как ответ на проблемный вопрос являет собой результат деятельности ребенка на уроке. Таким образом, развитие мышления и речи является интегрирующим элементом учебных дисциплин.
Дни построения целостного знания всегда заканчиваются рефлексией. «Что тебе запомнилось сегодня? О чём ты расскажешь дома? Что необычного ты узнал?» - на подобные вопросы отвечают ребята в конце занятия, они подводят итог своей деятельности. Таким образом, на уроках построения целостного знания мы на каждом этапе создаём условия для развития мышления и речи учащихся.
Эту же систему приемов мы используем ежедневно на уроках. Разумеется, мы выбираем только несколько приемов, которые позволят нам на данном уроке достичь поставленной цели, на другом уроке применяем иные приемы, но главное – использование их в системе, а не от случая к случаю.
Библиографический список:
Ушинский К. Д. Собр. Соч. – М., «Педагогика», 1991, т. 5
2 Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. — М., «Педагогика», 1991, т. 2
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
Bibliograficheskii spisok:
Ushinsky KD Coll. Cit. - M., "Pedagogy", 1991, vol. 5
Vygotsky, LS Thinking and speech . Coll. Op. - M., "Pedagogy", 1991, vol. 2
Leontiev AN Activity. Consciousness. Personality. - M.: Politizdat, 1975.