«Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время по профилю предмета ОБЖ»
Доклад
«Организация работы с одаренными детьми
на уроках и во внеурочное время по предмету ОБЖ»
Одним из важнейших направлений своей педагогической деятельности я считаю работу по выявлению и сопровождению одаренных детей. За время работы у меня сложилась своя система работы в этом направлении. Когда ребята приходят в 8-й класс (ОБЖ по программе начинается с 8-го класса), мое внимание падает на ребят, которые учатся на «отлично» и «хорошо», ведь именно эти дети проявляют интерес к предложению учителя глубже заниматься предметом и являются основными претендентами на участие в олимпиадах различного уровня. Поэтому вначале каждого учебного года я рассказываю о предмете обучения, о проведенной в прошлом году олимпиаде, предлагаю попробовать свои силы, в качестве тренировки, при ответе на вопросы заданий олимпиад прошлых лет. Напоминаю главный олимпийский принцип: «Главное не победа, главное – участие». Попробовав свои силы и ответив без особого труда на интересные вопросы, у ребят проявляется интерес к предметной олимпиаде, и они массово записываются на участие в школьном этапе. Победители и призеры школьного этапа олимпиады проявляют более серьезный интерес к предмету и под моим руководством приступают к подготовке к муниципальному этапу олимпиады. По результатам школьного, муниципального и краевого этапов пополняю банк данных одаренных детей по своему предмету и в течение года работаю с ними по отдельному плану.
Также знакомлю и рассказываю о конкурсах, в которых приняли участие, показываю видеоролики.
Главное условие работы с талантливыми детьми – поддержание высокого уровня мотивации в познании и творчестве. На уроках обучаю понимать закономерности различных природных явлений, при этом использую межпредметные связи. Практикую постановку проблемных вопросов, обсуждаю с ребятами типичные и нестандартные жизненные ситуации, даю опережающие задания, предусматривающие дополнительные исследования.
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности, важные для жизни в открытом обществе: развитие творческих способностей, самостоятельность мышления, чувство личной ответственности за результат своей работы. Стараюсь свою деятельность планировать так, чтобы вовлечь и задействовать в ней максимальное количество учащихся школы. Данная работа носит системный и плановый характер.
По профилю своего предмета и внеурочной деятельности для достижения больших результатов в районных и краевых конкурсах (агитбригада по пожарной безопасности и ЗОЖ, соревнования по пожарно-прикладному спорту, военно-комбинированная игра «Патриот») мне нужны сильные, спортивные, ловкие и поющие дети. Для выявления таких учащихся постоянно сотрудничаю с учителями физической культуры и музыке. Совместно с учителями физической культуры провожу мониторинг в форме сдачи нормативов (7-10 класс): стрельба из пневматической винтовки, метанию гранаты, РХБЗ, спортивных нормативов (бег, отжимание, подтягивание). Не все учащиеся могут быть успешны в учебе, поэтому они привлекаются в другие конкурсы для раскрытия других своих способностей для полной и успешной самореализации. Так в команде «Штурм», которая является неоднократным участником районных и победителем краевых военно-спортивных соревнований более 60% состава команды имеют средний балл по предметам обучения менее 4-х, а в команде по пожарно-прикладным видам спорта – более 70%.
Для учета индивидуальных достижений обучающихся, являющихся участниками школьной команды «Штурм» ведутся индивидуальные карточки личных достижений.
Широкие возможности для формирования гражданской идентичности, патриотизма любви к малой родине и Отечеству предоставляется на занятиях во внеурочной деятельности. Организую внеурочную деятельность по социальной направленности «Юный друг пожарной дружины» для учащихся 5-х классов, вовлекаю ребят в творческую деятельность по данному направлению. К выполнению творческих работ привлекаются: учитель ИЗО, классные руководители и родители. Лучшие работы ежегодно предоставляются для участия в районном конкурсе «Безопасность детей превыше всего». Следует отметить, что в 2015-2016 учебном году в районном конкурсе приняло участие более 30 учащихся, двое: 1 и 2 место за рисунки и т.д. Взаимодействуя с 6 отрядом противопожарной службы, посещаем пожарную часть, приглашаем сотрудников 6 ОПС для бесед, знакомства с пожарной техникой.
В течение 3-х лет веду летную смену профильного направления «Юный Патриот». Целесообразность заключается в необходимости непрерывного развития военно-патриотического движения. Знакомлю ребят с огневой, тактической, строевой, общевойсковой, медицинской подготовкой. Помогают в проведении летней смены участники школьной команды «Штурм», делятся знаниями, полученными на кружке «Патриот», который проводится мной еженедельно. Вовлекают ребята «трудных» учащихся, а также готовят себе замену.
На протяжении двух лет веду факультативный курс по ОБЖ «Автономное выживание» для учащихся 8 классов. Все приобретенные знания и навыки помогают ребятам достойно показать себя в районных туристических слетах, в военно-комбинированной игре «Патриот», на олимпиадах по ОБЖ.
С 2014 года являюсь руководителем школьной агитбригады по ЗОЖ и пожарной безопасности. Двое учащихся из агитбригады, Волченков Даниил и Филимонова Полина, достойно проявили себя на Краевом слете добровольцев по ЗОЖ, где были отмечены благодарностями.
Учащиеся под моим руководством регулярно принимают участие в предметных дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Педагог-организатор ОБЖЛебедева Е.Г.
30.08.2016