Конспект урока по литературе Р.Л. Стивенсон: жизнь и творчество. Мир баллады «Вересковый мед»
Екатеринбургское суворовское военное училище
Преподаватель русского языка и литературы Годова Ольга Васильевна
Педагог - психолог Чистякова Елена Николаевна
Тема: Р.Л. Стивенсон: жизнь и творчество. Мир баллады «Вересковый мёд».
Тип урока: интегрированный (литература + психология)
Тема: Р.Л. Стивенсон: жизнь и творчество. Мир баллады «Вересковый мед».
Цели:
Учебные:
познакомить учащихся с писателем – представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном, с историей древней Шотландии; продолжить знакомство с жанром баллады; раскрыть нравственный подвиг героя, его мужество и смелость;
совершенствовать умение высказывать свое мнение, выявлять идею произведения;
продолжить развитие навыков связной устной монологической речи;
развивать умения художественного анализа текста;
совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть;
углублять знания обучающихся о художественных особенностях поэтической речи.развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;. Воспитательные:
создание условий для проявления воспитанниками умений и навыков в области социально – коммуникативного развития.
выявление достижений воспитанников в области социально – коммуникативного развития (регулятивные и коммуникативные умения и навыки).
презентация сформированности у пятиклассников представления о взаимоотношениях между людьми, как деятельности, требующей активного использования умений коммуникативно, регулятивно, эмоционально взаимодействия в группе сверстников.
развитие у воспитанников социального и эмоционального интеллекта.
Задачи:
- создать условия для проявления инициативы и самостоятельности воспитанников в различных видах деятельности; умения работать совместно друг с другом; способности договариваться, принимать решения, выражать свои мысли;
-развивать способность воспитанников к эмпатии;
-воспитывать чувство коллективизма, поддержки, доброго, товарищеского отношения друг к другу в ситуации сотрудничества на основе моральных и нравственных ценностей;
- создать условия для организации групповой творческой деятельности;
- способствовать установлению эффективной деловой коммуникации через выполнение рефлексивных заданий когнитивного характера;
- организовать деятельностную среду для развития воображения и творческого мышления, пространственных представлений;
- создание позитивного эмоционального фона через сотрудничество и творческое самовыражение.
Форма урока: урок-экспедиция.
Оборудование: карта Шотландии, вереск в цветочных горшочках, вересковый мед, аудиозапись мелодии шотландских народных мелодий, рисунки учащихся, выставка произведений писателя, Презентация Power Point.
Методы и приемы работы:
- По источнику приобретения знаний : словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по образцу, инструкции).
- По способу деятельности учащихся: информационно – рецептивный ( учитель дает информацию, а ученики ее воспринимают ,осмысливают); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материал по заданию учителя); проектная деятельность ( ученики получают задания на перспективу, самостоятельно проводят исследовательскую деятельность, под руководством координатора обобщают результаты и представляют в ходе урока).
- По способу деятельности (взаимосвязь: учитель и ученик): информационно – рецептивные ( рассказ, самостоятельная работа по различным источникам); коммуникативное творчество (беседа); логико – познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение); системно-структурные (таблицы); контрольно – коррекционные ( уточнение ответов, исправление, анализ ошибок).
Ход урока
I. Организационный момент. Воспитанники под музыку входят в класс и рассаживаются в полукруг.
II. Слово учителя.
- Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию. (слайд № 1)
Ребята, что такое экспедиция? (Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным… ) заданием; группа участников такого мероприятия). (слайд № 2)
Итак , с этой минуты вы – участники экспедиции, которые любят литературу, я – ваш проводник и мы отправляемся в страну, которую в римскую эпоху именовали Каледонией, а теперь называют Шотландией, или страной верескового мёда, с целью познакомиться с этой удивительной страной и ее историей, побольше узнать об английском писателе, шотландце по рождению, Р.Л. Стивенсоне, о его творчестве. Урок-экспедиция поможет нам усовершенствовать ваши знания по литературе, задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.
В экспедиции мне не обойтись без помощи специалистов, поэтому вместе с нами в Шотландию отправляются “историк”, “географ”, “биолог”, “биограф Стивенсона” и “этнограф”. Эти люди помогут нам сделать нашу экспедицию интересной и незабываемой. В добрый путь!
(звучит мелодия шотландской волынки)(слайд №3)
Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:
(слайд № 4)
Мимо белого тумана,Мимо жёлтого тумана,Мимо чёрного тумана, Мимо стран и городов,По лесам и океанам,По пустыням и полянамПонарошку без обманаМы летим среди миров.Тише, тише, раз, два, три:Открывай глаза – смотри! (слайд 3)
Добро пожаловать в Шотландию.
(суворовцы исполняют шотландский танец)
III. Теперь предоставим слово нашим специалистам ( сообщения звучат на фоне шотландских мелодий)
Географ:
(слайд № 4)
Посмотрите на карту (показывает на карту). Вот она – Шотландия. На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии. (слайд 4)
Историк:
(слайд № 5)
- Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Бурный, далёкий и романтический край, Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в XI веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.
Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения. (слайд№ 5)
Биолог:
(слайды № 6-8)
Вереск – это вечнозеленое растение(показ слайдов) Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. (слайд №9)
Учитель.
Вот мы коротко и узнали, что собой представляет Шотландия, почему ее называют страной верескового мёда, узнали, что собой представляет вереск. Но этого недостаточно для полного представления о Шотландии. Обычно о величии страны судят по тому, сколько гениальных соплеменников она подарила миру. Шотландцы в первых рядах своих знаменитостей называют Адама Смита, Вальтера Скотта, Роберта Бернса, сэра Артура Конан-Дойла и конечно же Роберта Льюиса Стивенсона. И сегодня именно творчество Стивенсона поможет нам с вами совершить эту экспедицию. Биограф, который находится среди нас, расскажет нам немного об этом писателе. (слайд 10)
Биограф (библиотекарь)
Р.Л. Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь.
Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности.
Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.
Стивенсон (чтение автобиографических воспоминаний писателя на фоне портрета)
“Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага”.
Биограф.
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных он стал таки писателем.
Стивенсон (автобиографические воспоминания)
“Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил”.( слайд №10)
Биограф.
Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: “Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить”.
Итак, ему противопоказаны волнения – он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение – он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.
Стивенсон (автобиографические воспоминания)
“В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью.
Биограф.
Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа. И там, на могильном камне, были выбиты строки из стихотворения Стивенсона.
IV. Работа с литературоведческим понятием «баллада».
Учитель.
Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились во время нашей экспедиции. Стивенсон написал много книг, после его смерти было издано более 30-ти томов. Самыми известными стали произведения “Остров сокровищ”, “Чёрная стрела”, “Похищенный”. (слайд № 11)
Среди малых жанров особую популярность приобрела баллада “Вересковый мёд”.
- А что такое баллада?
Баллада – лироэпическое произведение, стихотворение фантастического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.(слайды № 12- 13)
В англо-шотландской народной поэзии жанр баллады сложился в XIV-XVI в.в. Баллады эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.
- Какие черты характерны для этого жанра?
- Какие баллады вы уже читали?
Каждый житель Шотландии гордится своей историей, историей своих предков и очень хорошо знает балладу Стивенсона “Вересковый мёд”.
- У баллады Стивенсона есть подзаголовок (Шотландская баллада). О чём
это говорит? (о том, что автор переработал произведение).
Этнограф экспедиции.
Во время нашей экспедиции вы уже немало узнали о Шотландии. Прочитайте, как это слово звучит по-английски: Scotland. Как это слово перевести дословно? (land - земля, scot – скотты). Как вам уже сказали, в римскую эпоху территория острова Британии называлась Каледонией, а название Шотландия эта страна получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами.
Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англо-саксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IX века они были завоёваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав общую национальность шотландцев.
В основу баллады Стивенсона легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.
Ни один человек не может вернуться назад из Шотландии, не узнав историю покорения пиктов скоттами. Давайте сделаем небольшую остановку и заглянем в прошлое Шотландии
V. Чтение баллады, работа с текстом (анализ баллады), иллюстрирование рисунками учащихся,( слайды № 16-29).
Заголовок (в произведении – сильная позиция, отражающая тему, идею)
- Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?
2. Подзаголовок.
- О чем говорит подзаголовок?
3. Чтение 1 – 4 строф (читает наизусть подготовленный суворовец).
- Каким настроением проникнут зачин баллады?
- Какими вы представляете пиктов?
- Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?
- Как. не описывая сражения, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?
4. Чтение и анализ 5-8 строф. ( Звучит шотландская мелодия)
- Чем был вереск для пиктов?
- Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.
- Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?
5. Чтение и анализ 9 – 14 строф . ( Звучит шотландская мелодия)
- Как вы представляете себе встречу короля и пиктов? ( Кадры из мультфильма по балладе; словесное рисование).
- Чем грозит король последним пиктам? Чем ответили ему пикты? Как к пиктам относится автор? Подтвердите текстом.
- Каково отношение автора к королю? Почему?
- Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные варианты дальнейшего развития событий.
6. Чтение и анализ 15 -21 строф .( Звучит шотландская мелодия)
- Что мог сказать старик?
- Каков финал баллады? Выскажите свои версии.
7. Чтение и анализ 22-23 строф. .( Звучит шотландская мелодия
- Почему старик решил обмануть шотландцев?
- О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?
- Почему пикты не выдали секрета верескового меда?
8. Выводы.
- Во имя чего жертвует сыном старик – пикт?
- Как вы относитесь к выбору старика?
- Можно ли назвать поступок старика подвигом?
- А что такое подвиг? И кого мы называем героями?
- Почему у персонажа поэмы нет имени?
- Какова основная мысль ( идея ) баллады?
VI. Групповая работа.
- Предлагаю выполнить задание № 1 нашей экспедиции :составьте кластер «Вересковый мед» как баллада» ( Маршрутный лист). Проверьте по образцу., внесите необходимые коррективы.( слайды № 14 -15)
Задание №2 Придумайте и запишите на листочке 2 вопроса, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста .Вопросы должны начинаться со слов: «почему…», «зачем…», «с какой целью…», «по какой причине…», «как по вашему мнению…» и т.д. Передайте вопросы другой группе. Группы должны обсудить и ответить на вопросы через минуту. Взаимопроверка .Оцените ответы по критериям: 2 балла за правильный ответ; 1 балл – за неполный ответ или неточный; 0 баллов – за неверный ответ.
VII. Рефлексия
Оцените свою работу, поставьте оценку. Работа с оценочным листом. Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она была увлекательной и полезной. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л.Стивенсоне и, надеюсь, вам захотелось познакомиться с его произведениями.
Звучит шотландская мелодия
Все встают в шотландский круг. Вносится вереск и вересковый мед. Растение передается по кругу, каждый отвечает на вопрос: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед» , я задумался о…»
VIII. Задание на самоподготовку. ( Маршрутный лист задание №3)
Обучающиеся выходят из кабинета под звуки шотландской мелодии.
Приложение
Маршрутный лист
Задания Задание № 1
Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.
Задание № 2
Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.
Вопросы должны начинаться со слов:
- Почему…
- Зачем…
- С какой целью…
- По какой причине…
- Как, по вашему мнению, …
Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:
2 балла за правильный и полный ответ;
1 балл – за неполный ответ или неточный;
0 баллов – за неверный ответ.
Домашнее задание
по выбору:
Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»
ИЛИ
2)Продолжить предложение:
«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял, задумался,узнал…»