Выступление на родительском собрании Адаптация школьника!
Как помочь адаптироваться ребенку к школе после каникул?
Доклад практического психолога ДОШ № 82 Череповой Л.В. на общешкольном родительском собрании 16.09.2015
Адаптация учащихся после каникул
Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений.
Какие изменения происходят? Меняется погода, одежда и настроение. Заканчивается время отпусков и летних каникул.
Легко ли нам адаптироваться к работе после отпуска?
Неужели Вы каждый раз после отпуска беретесь за работу с повышенным энтузиазмом, будто не чувствуя изменений в своем распорядке дня?
Для детей начало учебного года – не только приятные встречи с одноклассниками (а для первоклашек – новые друзья), но и большой стресс.
Почему? Переход на новый распорядок дня, изменение режима.
Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды. К чему человек может адаптироваться? (к новым людям, к новым требованиям, одежде, новому режиму).
После летнего отдыха детям довольно сложно вернуться к тяжелым школьным будням. За три месяца каникул ученики привыкают позже ложиться спать, соответственно любят подольше поспать. С первого сентября довольно трудно вставать рано утром, собираться на занятия, а на уроках еще и активно работать. Процесс адаптации после лета у школьников разного возраста проходит тоже по-разному. Быстрее всего справляются с этим нелегким делом старшеклассники. Они уже не первый год ходят в школу и проходили этот период несколько раз. Так что пары недель будет достаточно, чтобы привыкнуть к учебному процессу и изменению режима. Нашим детям приходится нелегко, усаживаться за школьную парту после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным.
"Надо, значит надо!" говорят взрослые. Они думают, что стоит, как в сказке, произнести заклинание: "Горшочек! Вари!", и мысли настроятся на школьные будни, подготовку уроков, написание контрольных. Но... не варит "горшочек"!
Точнее, варит не так быстро, как нам бы этого хотелось. Ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к школе после каникул. Конечно, сложнее всего детям приходится после самых долгих, летних каникул. Во время каникул резко меняется распорядок всего дня: и сна, и питания, и прогулок. Ребята, как правило, "отсыпаются" до 9–10 часов утра, затем завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (мы, по крайней мере, на это надеемся), а спать ложатся поздно, желая посмотреть интересные фильмы, посидеть в интернете..
Такие резкие нагрузки могут стать стрессом и ввести ребенка в состояние депрессии, особенно если речь идет об учениках младших классов, для которых резко включаться в работу после каникул вовсе непривычно
И учителя, и родители должны понимать, как непросто ребенку вернуться в обычный режим работы после отдыха и стараться ему помочь. Вот несколько полезных советов родителям для того, чтобы они помогли ребенку как можно скорее втянуться в процесс обучения без стрессов и депрессий.
Первые недели школьной жизни
Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу
Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой хороший потенциал! Рабочее место. Обустройте рабочее место ребенка так, чтобы ему было там максимально комфортно и удобно заниматься. Не выкладывайте на рабочем столе игрушки, они будут отвлекать, все же учтите пожелания ученика при обустройстве рабочей зоны. Вместе со своим чадом собирайте вечером портфель. Проверяйте, выполнил ли ребенок все домашние задания и не забыл ли какой-то учебник или нужную школьную принадлежность. Оригинальные канцелярские принадлежности сделают процесс обучения более интересным и привлекательным, например, необычные ручки, яркие тетради, пеналы с любимыми мультипликационными героями или артистами, магнитные закладки и т.д.
Стильные предметы гардероба или модный рюкзак, о котором так давно мечтал сын или дочь дадут возможность ему выделиться из толпы, особенно в подростковом возрасте, когда дети уделяют большое внимание своему внешнему виду. Следите также и за тем, чтобы ребенок всегда ходил в чистой и выглаженной одежде, особенно если у Вас мальчик.
Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям. Составьте распорядок дня для ребенка, чтобы он четко знал когда и что ему нужно сделать, чтобы все успеть.
Непривычным занятием с началом учебного года становится выполнение домашних заданий. Продумайте организацию учебной зоны, чтобы школьнику было комфортно. Следите, чтобы ваш ребенок долго не засиживался за одним предметом, давайте ему возможность передохнуть. Пусть он какое-то время делает то, что приносит ему удовольствие. Или же предложите ему ненавязчивую, но в то же время, увлекательную развивающую игру, поиграйте в любимую настольную игру. Таким образом, вы убьете двух зайцев: дадите вашему чаду отдохнуть от домашних заданий, а в это время продолжите его развивать интеллектуально. Не заставляйте ребенка часами сидеть над выполнением домашних заданий. Через каждые 40-50 минут делайте небольшой перерыв для перекуса или короткой физической разминки. При этом распорядок должен обязательно включать отдых после школы и прогулку на свежем воздухе.
Продолжайте бывать на свежем воздухе
Лучший помощник при многих проблемах это свежий воздух. Будет чудесно, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, который проводил много время на улице во время каникул, адаптируется к школе намного быстрее, чем тот, кто все это время просидел возле компьютера и телевизора. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы. Поужинали и можно 30–40 минут погулять во дворе.
Не планируйте других изменений в жизни
Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2–3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.
Обратите внимание на питание
Ведь причиной усталости, рассеянности, плохих отметок может быть неправильное питание. Ребенок просто не получает с едой достаточное количество полезных веществ. Клетки головного мозга требовательны к еде и даже незначительные погрешности в рационе отражаются на его способности к концентрации внимания, памяти, работоспособности. Не забывайте каждый день давать ребенку фрукты и овощи. Питание должно быть полноценным, разнообразным, горячим. По возможности и при необходимости добавляйте те продукты, которые помогают быть собранными, внимательными, хорошо запоминать материал, не уставать после нагрузок.
Завтрак может улучшить память и внимание на короткий срок. Возглавляют список продуктов для завтрака цельнозерновые продукты, богатые клетчаткой, молочные продукты и фрукты.
Источник белка, который активизирует работу мозга – это рыба, которая просто незаменима для нормального развития и функционирования мозга. Эти полезные жиры оказывают потрясающее влияние на наш мозг. Продукты с большим содержанием омега-3 жирных кислот снижают риск развития слабоумия и инсульта; замедляют расстройство мыслительных способностей и могут играть очень важную роль в усилении памяти, особенно с возрастом.
Для здоровья мозга и сердца ешьте рыбу два раза в неделю.
Орехи и шоколад каждый день – это хороший источник сильного антиоксиданта витамина Е, который отвечает за борьбу с умственными отклонениями. Темный шоколад также обладает свойствами антиоксиданта. Он содержит природные стимуляторы, такие как кофеин, который может улучшить концентрацию внимания.
До 28 г в день орехов и темного шоколада обеспечат ваш организм полезными веществами без лишних калорий, жира и сахара.
9 самых полезных продуктов для памяти
Вода Розмарин Лимон Красный виноград Морская капуста Мед
Молоко Орехи Чеснок
Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха ведь стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке. Создавайте ситуацию успеха. Помните, что каждый ребенок уникален. Найдите индивидуальный подход к своему любимому сыну или дочке. Помогайте и поддерживайте во всем и не наказывайте за плохие оценки, наоборот заинтересуйте, подтолкните дитя к тому, чтобы исправить негативные результаты в школе. Можно пообещать ребенку исполнить его мечту в конце полугодия, если все это время он будет усердно трудиться. Система поощрений даст свои плоды. Обязательно подбадривайте ребенка, настраивайте на положительный результат в учебе, а за это предложите какой-нибудь бонус, например, поход в кино или зоопарк, время на компьютерные игры, приятная покупка.
Не забывайте про ласку
Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него "засыхает мозг". Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.
Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!
Обязательно узнавайте об успеваемости ребенка и его поведении у классного руководителя. Не спешите наказывать и кричать, поговорить с ребенком, выслушайте его точку зрения по тому или иному поводу. Будьте для своего чада поддержкой и опорой, тогда юному школьнику будет гораздо проще втянуться в учебный процесс.
И последний совет для всех тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение "Звезда". Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день!
Чтобы облегчить своему ребенку переход от каникулярного времяпрепровождения к школьным будням, нужно придерживаться режима дня и во время каникул. Конечно, идеально, если бы прежний распорядок дня сохранился (подъем в 7.00, ночной сон с 21.30).
Но это вряд ли выполнимая рекомендация. Постарайтесь хотя бы в последние 3–4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе.
Вытерпите все эти "Ну, мама, пожалуйста! " и "Я на тебя обиделся ". Вы-то знаете, что так действительно будет лучше. Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.
"Мне нравится, что ты..."
Эта игра почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства. Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: "Мне нравится, что ты..." За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: "Мне нравится, что ты хорошо рисуешь". Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама "добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д." А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он "хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д." Чем больше будет таких высказываний, тем лучше. Понятно, что в этой игре выигрывают двое.
На следующий день вы можете сыграть в "Я хочу, чтобы ты...". Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.
Перерыв на уроки
На каникулы, как правило, задают уроки. И задача родителей проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днем. Если ребенок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом "спокойно отдыхать", то пусть так и будет.
Но если он оттягивает момент, когда нужно будет сесть за стол, то вам придется напомнить ему о заданиях. Не ленитесь, посмотрите дневник и вместе определите, что должно быть сделано. Затем договоритесь, в какое время он будет выполнять задания.
Если ребенок поймет, что в день ему не потребуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться. Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни.
Лучший помощник при многих проблемах это свежий воздух. Будет идеально, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, проводивший много времени на улице во время каникул, адаптируется к школе гораздо быстрее, чем тот, кто все это время просидел около компьютера и телевизора.
Последний вечер каникул
От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.
Сделайте этот вечер спокойным
Поменьше упреков и ругани: "Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!", "Даже портфель сам не можешь собрать!"
Помогите ребенку собрать портфель
Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на "хорошую" память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.
Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть
Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.
Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра
Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: "А неплохо, что завтра в школу!"
Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9-10 часов утра, потом завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (в лучшем случае) или сосуществуют с компьютером (что в настоящее время распространено), а спать ложатся поздно. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход на учебное время дается ему очень нелегко. Привычку вставать о 7.00 на каникулах все бросают, поэтому первые школьные дни дети почти спят на уроках. Какая уже здесь концентрация внимания и хорошие оценки?
От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным. Нет ничего плохого в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которая завтра нужно будет одеть. Продумайте все до пустяков, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать носки, юбки и пиджаки по всей квартире.
.
Родители в жизни ребенка играют основную роль. Именно они закладывают фундамент будущей личности, помогают сформировать привычки, развивают способности. Школьный период не является исключением, так как от домашней среды во многом зависит желание ребенка учиться и достигать при этом хороших результатовСоветы родителям:
Следите за каникулярным режимом ребёнка. За месяц или хотя бы за несколько дней до учебы надо отучать ребёнка от ночных бдений у телевизора, укладывать спать раньше и повторять пройденное за прошлый год. По мнению специалистов, это позволит резко снизить последствия стресса после отдыха. Родители, не следящие за каникулярным режимом школьников, должны быть готовы к их серьезным расстройствам.
Ребёнок должен высыпаться. В начале сентября обратите особое внимание на тщательное соблюдение режима. Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.
Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от ребенка слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет на занятия с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.
Окружите ребёнка заботой и пониманием. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.
Адаптация к школе: советы преподавателям
Очень часто учителя забывают о том, что школьникам нужно адаптироваться после лета и привыкнуть к нагрузкам. Они могут интенсивно начать их вводить в школьную программу, требуя безукоризненного выполнения заданий. Дети, в свою очередь, не готовы концентрировать внимание на новой теме, они переполнены воспоминаниями о лете и горят желанием поведать обо всем этом своим одноклассникам.
Гораздо эффективнее будет сделать небольшое отклонение от программы и устроить «свободный» урок, на который ученики смогут принести предметы, которые им напоминают о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.
Устраивайте посреди урока минутки свободы, пусть поболтают немного. Это даст стимул к хорошему поведению и улучшению внимательности. Для детей младших классов полезно делать перерывы на физкультминутки.
Подводя итог, хочется сказать, что все находится в ваших руках. Ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка как дома, так и в школе.
Очень часто учителя забывают о том, что школьникам нужно адаптироваться после лета и привыкнуть к нагрузкам. Они могут интенсивно начать их вводить в школьную программу, требуя безукоризненного выполнения заданий. Дети, в свою очередь, не готовы концентрировать внимание на новой теме, они переполнены воспоминаниями о лете и горят желанием поведать обо всем этом своим одноклассникам.
Не заставляйте их писать банальные сочинения на темы о лете. Это не сработает. Гораздо эффективнее будет сделать небольшое отклонение от программы и устроить «свободный» урок, на который ученики смогут принести предметы, которые им напоминают о прошедшем лете. Это могут быть и фотографии, и ракушки, привезенные с моря, значки, магнитики, какие-то поделки или рисунки. Пусть они расскажут о событиях лета в свободной форме, легкой для понимания сверстниками.
Устраивайте посреди урока минутки свободы, пусть поболтают немного. Это даст стимул к хорошему поведению и улучшению внимательности. Для детей младших классов полезно делать перерывы на физкультминутки.
Подводя итог, хочется сказать, что все находится в ваших руках. Ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка как дома, так и в школе.
Как помочь учащимся быстрее адаптироваться к школе после летних каникул?
Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу, внимание рассеянно и т.д... Однако данные негативные проявления можно минимизировать, если понимать то, что происходит с ребенком в этот период, каковы его потребности, трудности и учитывать данные моменты в организации учебно –воспитательного процесса. На что стоит обратить внимание:
Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, арбузники, совместный выпуск газеты по летней тематике, театральные постановки, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе, заполнение шутливого паспорта класса и ведение летописи –эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить детей.
В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. При этом, разговор о лете не должен сводиться к сочинению «Как я провел лето» - дети не очень –то готовы в первых числах сентября писать сочинения.. Пускай школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи; пусть ученики по командам издадут газету с летними впечатлениями или приготовят небольшие командные выступления о летних впечатлениях.
Почти все учащиеся приходят в школу после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти в школу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для школьной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел в школу, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в классе.
Дети физиологически и психологически не могут сразу же после каникул быстро войти в прежний темп деятельности и обрести былую работоспособность – учащимся трудно долго поддерживать внимание, работать в одном темпе. Для минимизации этих явлений, целесообразно проводить больше физкультминуток, на уроках организовывать более частые смены разных видов деятельности, совмещать серьезные и занимательные моменты, а также свести до минимума домашние задания.
Школьникам свойственно забывать правила поведения, общения, которые, казалось бы, не раз проговаривались и разбирались. С одной стороны, это связано с естественной забывчивостью, а с другой стороны, вступает в силу «искусственная» забывчивость, когда ребенок пытается проверить границы – может в этом году это правило уже неактуально, может учитель про него забудет? Поэтому в начале года, важно вновь вернуться к необходимым правилам, чтобы показать учащимся, что они никуда не делись. Но важно не только рассказать, но и проконтролировать, как школьники соблюдают правила. Правило так и останется правилом, если дети хотя бы раз почувствуют, что можно его не соблюдать.
Для школьников важно знать, что их ждет в классной жизни, хотя бы на четверть вперед, а также принимать участие в планировании мероприятий. Это позволяет сориентироваться, кроме того, ученики принимают большую активность в дальнейшей реализации тех дел, которые они предложили сами. Исходя из этого, в первые дни необходимо вместе с детьми обсудить те мероприятия, которые бы они хотели, чтобы были проведены в классе, затем оформить предложения, разместив их на видном месте в классе и, конечно, стремиться к их реализации.
Очень часто учащиеся приходят первого сентября с желанием начать новую жизнь – они готовы учиться лучше или исправить поведение. Но все это сможет реализоваться, если учитель увидит т детей, которые мечтают о лучшем, и поможет им реализовать стремление. Ведь если ребенок не видит поддержки взрослого в своем стремлении, то все инициативы постепенно угасают.
Таковы базовые моменты, на которые следует обратить внимание педагогам, если они хотят, чтобы адаптационный период стал не «Трудным» моментом в жизни детей и педагогов, а ситуацией полноценного развития!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Рисунок 1oђЗаголовок 1ђЗаголовок 2oђЗаголовок 315