Проблемы преемственности начальной и средней школы в обучении английскому языку
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ-ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ОБУЧЕНИЯ
В Российской Федерации узаконено начало изучения иностранных языков со 2 класса. Повышается роль английского языка как источника знания о стране и мире. Если обучение иностранным языкам осуществлялось в начальной школе ,то в основной школе должна быть обеспечена преемственность в развитии приобретенных знаний, навыков и умений. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в тех детях, у кого он мало-мальски теплится. И нужно учитывать то, что интересы младшего школьника и младщего подростка различны. Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузки, и тем самым к росту заболеваний у детей именно в 5 классе. Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся (особен- но это заметно в период подросткового возраста) при переходе из начальной в среднюю школу была и остается одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании. Нередко с переходом в 5 класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних заданий. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашнего задания со стороны родителей. Родители к 5 классу устают от проверки тетрадей. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Не следует забывать, что пятиклассники народ эмоциональный. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важна забота и внимание со стороны учителя. Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и главное с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы. Это:
1. Подробное разъяснение домашнего задания2. Ежедневный контроль за классной и домашней работами3. Как и учителя начальных классов чаще оценивать знания учащихся
Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы (снижение успеваемости) является неспособность учеников справить- ся с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:
1. Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах. 2. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методами обучения 3. Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе. 4. Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе.
Важное значение в решении проблемы преемственности играет расстановка кадров. Необходимо учитывать психологическую характеристику класса, детей, стиль работы, личностные характеристики учителя начальной школы и учителей-предметников. Если не учитывать эти особенности, то возможно породить конфликты между педагогами и детьми, педагогами и родителями, между самими педагогами. На практике получается так, что дети на разных этапах обучения (в начальной и основной школах) занимаются по разным авторскимпрограммам и учебникам. Enjoy English. 2кл. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н..
С него начинается систематисческое изучение английского языка по курсу ''Enjoy English'', который охватывает начальную и основную школу (2-11кл.). Единственный на сегодняшний день в России завершенный курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемст-венность между начальным и средним этапами обучения английскому языку, имеет гриф ''Рекомендовано '' и ''Допущено'' Министерством образования и науки РФ для всех учебников и авторской программы включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях. Соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку для начальной школы. В нашей школе обучение английскому языку осуществляется в начальной школе. При переходе из начальной школы в основную школу сохраняется преемственность в преподавании английского языка. Учебный план школы составляется с учетом преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой. Реализация учебного плана нашей школы обеспечена необходимыми кадрами специалистов, программно- методическими комплексом. Снижение успеваемости учащихся в 5-м классе составляет актуальную проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно ,согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности. Выпускные начальные классы обследуются психологом школы при активной помощи учителей. Изучается мотивация, интерес к предмету.
Качество знаний и умений учащихся по английскому языку проверяются различными формами: - тестирование - письменные контрольные работы Навыки проверяются в апреле-мае итоговыми контрольными работами. Желательно эти же контрольные работы дать и в пятых классах после окончания темы ''Повторение''. Я хотела бы сказать, что успешность преемственности во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.