Долг в понимании героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» .
Долг в понимании героев романа Л. Н. Толстого
«Война и мир»
Люди, как реки...
Л. Н. Толстой
I Основной вопрос, поставленный в романе Л. Толстого «Война и мир». - вопрос эпохи 60-х годов 19 века
- что делать?
- к какому практическому делу, большому, нужному,
приложить свои силы
- чему посвятить свою жизнь
II Дороги разные – результат один.
- Андрей Болконский и Пьер Безухов
- проходят через испытания, страдают, тоскуют
- «Он так всеми силами души всегда искал одно: быть вполне
хорошим… » (Пьер об Андрее)
эти слова – это путь правдоискателя, самого автора романа
Исторический период в жизни страны.
- период общественного возбуждения, охватившего
образованные круги дворянства в годы Отечественной войны
- атмосфера, в которой формировались будущие
декабристы
- князь Андрей и Пьер тоже ищут смысл жизни
в деятельности
Социальное положение героев.
Первый этап исканий:
а) война 1805 – 1807 гг в жизни Болконского;
- мечта о своём «Тулоне»
- его завоевать он хочет в бою своей храбростью
- Шенграбен – отряд Тушина
- Аустерлиц – тяжелое ранение со знаменем в руках
- убеждается в мелочности своих честолюбивых
целей
б) женитьба на Элен;
- только несчастье
- человеческая подлость угнетает Пьера
- положительного ничего нет
4. Следующая веха в поисках героев:
а) Болконский и Сперанский – государственная служба;
- потребность в широкой государственной
деятельности
- участие в работе комиссии по составлению законов
- почувствовал фальшь в Сперанском
- в среде бюрократов и придворных партий
деятельность может не быть полезной
б) Безухов и масонская ложа.
- Пьер проникается желанием «переродить порочный
род человеческий и самого себя довести до высшей
степени совершенства»
- идеи «равенства, братства и любви»
- надо «всеми силами противоборствовать злу,
царствующему в мире»
- решает облегчить участь крепостных
- «жить для других»
- разочарование
5. Отечественная война в судьбах А. Болконского и П. Безухова:
а) защита родины – главное для Болконского;
- возвращается в армию
- отказывается служить при штабе, а едет в действующую армию
- патриотизм - в словах: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую минуту.» - получил в командование полк
- в душевном обновлении Андрея главную роль сыграли
Простые солдаты
- ранение на Бородино обрывает деятельность князя
- его осеняет мысль об огромной, всепрощающей
любви к людям
б) война и плен – это путь к людям для Пьера.
- на Бородинском поле – «наш князь»- скрытый
патриотизм
- в захваченной Наполеоном Москве – решение убить
Наполеона, но в пожаре спасает девочку
- сцена расстрела – состояние Пьера
- плен – встреча с Платоном Каратаевым
- научился ценить жизнь у «солдатика
Апшеронского полка»
- благодаря Каратаеву, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде»
- понял, что «человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом»
6. Пьер Безухов в эпилоге романа.
- Пьер- член тайного общества
- резко критикует власть
- цель его жизни для него ясна: сводить «независимых» и
«деятельных» людей в общество борцов против
политического и общественного зла
- приходит к идеям декабризма
III Значение образов Л. Толстого для развития общественной мысли России.Патриотизм, верность долгу в романе «Война и мир»
При устойчивости многих черт характера, убеждений, чувств Болконского (патриотизм, верность долгу, гражданская активность, обостренный интерес к общефилософским, нравственным проблемам), при рационалистическом складе его натуры он не лишен, хоть и сдержанной, эмоциональности, что наиболее полно выразилось в дружбе и в любви, а на первых порах — в желании славы, органично сочетающемся с стремлением действовать, быть полезным. «Князь Андрей был одним из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела». В Брюнне, узнав, что Вена взята французами, он срочно едет в армию, находящуюся в опасности: «Еду для того, чтобы спасти армию». Им руководит чувство оскорбленной русской гордости, надежды славы, готовности умереть. «Я сделаю это не хуже других».
Перед Шенграбенским сражением Болконский мечтает о подвиге, о славе наполеоновского размаха: «Началось! Вот оно!.. Как же выразится мой Тулон? » Но, совершив подвиг (остается на неприкрытой батарее капитана Тушина, действия которой обеспечили успех сражения), Болконский, докладывая о ходе сражения и героизме Тушина, оставляет себя в тени. Перед Ау- стерлицкой битвой потребность в славе достигает у Болконского апогея: «Завтра... мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать»; он с нетерпением ждет счастливой минуты своего Тулона, предвкушая сделать все только им одним, мечтая о славе, известности, любви людей, торжестве над ними. И эта «счастливая минута» своего рода парадного героизма наступает: он бросается со знаменем вперед, увлекая за собой батальон.
Но затем — тяжелое ранение, и наступает прозрение, понимание незначительности такой мечты в сравнении с вечными ценностями, олицетворенными в образе высокого неба. «Вот прекрасная смерть! » — произносит Наполеон, остановив свою лошадь около раненого Болконского. И этот кумир многих гаснет в сравнении с высоким, справедливым, добрым небом. Наполеон кажется теперь Болконскому маленьким человечком, несущим в мир зло и несправедливость.
3 Так заканчивается этот этап неровного, драматического пути исканий Болконского. Следующий этап — после его выздоровления и смерти жены, принесшей остро пережитое чувство вины перед нею, — ознаменован действенным облегчением положения крестьян в своих имениях: одних перечисляет в вольные хлебопашцы, другим заменяет барщину оброком. Но и этот «один из первых примеров в России» не приносит Болконскому удовлетворения, так как мужики с недоверием встречают нововведения. Не удовлетворяет его и попытка приобщиться к реформаторской деятельности Сперанского.
И в этом случае Болконский не избежит иллюзий. Ему представлялось, что Александр I делает шаги к государственному преобразованию, ограничивает свою власть. Но при ближайшем рассмотрении замечает, что намерения Сперанского и других изменить легальным путем суд, административные, финансовые порядки в России не реальны так же, как проект освободить крестьян, обновить военный устав, учредить новые «Права лиц» и т.д. Кризис, пережитый Болконским на этом этапе, сменяется, хотя и ненадолго, «выздоровлением», возвращением к жизни. Это влечет за собой внимание к природе (ночь в Отрадном, расцветший, засохший было дуб), любовь к Наташе Ростовой. Но и любовь оказывается для него драматичной.
Высокая нравственность, повышенное чувство собственного достоинства и рационалистичность, максимализм требований к другим и к себе «помешали» ему как предугадать возможность катастрофы (длительная разлука не для Наташи, остро переживающей чувство любви), так и простить измену (да еще с таким недостойным человеком, как Анатоль Курагин). Разрыв для Болконского — человека чести и долга — представился единственным выходом, несмотря на глубоко осознанное им несчастье. На последнем витке жизни князь Андрей — участник Отечественной войны 1812 года. После разрыва с Наташей он решает служить в армии, но не при штабе, а полковым командиром.
«В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили». Он отказался от возможности быть при особе государя или главнокомандующего Кутузова. «Я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жаль было оставить полк».
На эти слова Кутузов отвечает согласием: «Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Накануне Бородинского сражения Болконский начинает преодолевать сословный взгляд на народ; он ставит себя в один ряд с ним. Успех битвы при Бородино «зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем офицере Тимохине, в каждом солдате». Смерть настигла Андрея Болконского на подступах победы, именно тогда, когда он делал первые шаги к сближению с народом, когда состоялось его запоздалое примирение с Наташей Ростовой. В драматической неосуществленное личного счастья и оппозиционной гражданской деятельности — своего рода отголосок трагической судьбы декабристов.