Конспект урока. 10 класс. Начало правления Ивана IV
Конспект урока по истории. 10 класс.
Тема урока: Начало правления Ивана IV.
Цель урока: изучение начального этапа правления Ивана Грозного, формирование системы знаний у учащихся, что реформы, проведенные Иваном IV и Избранной Радой способствовали закономерному процессу укрепления системы государственного управления, усилению его централизации, военной системы;
формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с историческими документами, с учебной книгой, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование гражданского самосознания, способствовать пониманию того, что реформы Ивана IV и Избранной Рады способствовали укреплению единого Российского государства.
Оборудование: 1) учебное пособие - История России с древнейших времен до конца XVII вв. 10 класс. А. Н.Сахаров, В. И. Буганов. Том 1. М. Просвещение.
2) Видеопроектор, экран
3) Иллюстративная видеопрезентация4) Историческая карта «Россия в правление Ивана IV Грозного»
5) Раздаточный материал - фрагменты из Судебника 1550г.
Тип урока - комбинированный
Ход урока:
Организационный момент
Перед учащимися ставится основная цель урока.
Сегодня на уроке мы повторим тему: «Культура России XIV - XV вв.» и подведем итог большой теме: «Объединение русских земель», а также перейдем к изучению новой темы: «Россия в XVI веке. Начало правления Ивана IV» и цели и сущность реформ, проведенных Избранной Радой
Повторение изученного материала
1)работа по карточкам (2 ученика)
3) фронтальная беседа:
? Какие исторические события нашли отражение в литературе XIV – XV вв.?
? Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи в XIV – XV вв.?
?Каким образом исторические события XIV – XVвв. Повлияли на русскую культуру?
- А теперь сделаем основные выводы по главе: «Объединение русских земель»
? Назовите основные итоги развития Российского государства к началу XVI века?
- Итак, основные итоги:
1) Свержение монголо- татарского ига;
2) формирование единого русского государства со столицей в г. Москве;
3) Начало процесса централизации.
- Дальнейшему процессу централизации будет посвящена и наши следующие темы: «Россия в XVI веке». Главными особенностями России в этот период будет: - формирование монархической власти и ее сближение с восточной деспотией; - расширение границ Российского государства; - формирование единого экономического пространства.
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы начнем изучение начального этапа правления Ивана IV, рассмотрим реформы Избранной Рады и выясним основную цель проведения данных преобразований.
Запишем тему урока в тетради: «Начало правления Ивана IV»
(ТЕМА УРОКА НАПИСАНА НА ДОСКЕ)
ПЛАН:
Боярское правление
Венчание на царство
Реформы Избранной Рады
Василий III умер в 1533г., наследником оставил 3-х летнего сына – Ивана.
- Запишем годы правления Ивана IV – 1533-1547гг.
Регентша его мать- Елена Глинская. Она расправилась с претендентами на власть: братом Василия III – дмитровским князем Юрием Ивановичем; с дядей- Михаилом Глинским. Также провела денежную реформу, ввела серебряную копейку. Она умерла в 1538г.
С1538по1547г. – Боярское правление. За власть боролись боярские группировки: Глинские, Шуйские, Бельские, Воронцовы. К управлению страной приходила то одна, то другая группировка. Глинские и Бельские боролись за укрепление центральной власти, Шуйские и Воронцовы- за усиление позиций боярства. Все это сопровождалось интригами и казнями, расхищением казны, раздачей должностей «своим людям». Какие-бы цели они не преследовали, этот период в истории именуется как «боярское самовластие». В этой обстановке рос Великий князь Иван IV.
? Как Вы считаете, каким образом это могло повлиять на формирование характера Ивана IV?
- Мы закончили первый пункт плана и переходим ко второму.
В 1547г. – венчание на царство, Ивана IV короновали в Успенском соборе Московского Кремля и он стал царем и Великим князем всея Руси.
? Какой титул носили правители России до Ивана IV?
? Кем он был впервые принят?
? Как Вы думаете, зачем эта церемония была проведена?
В марте 1547г. Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной- Юрьевой.
Но период боярского правления привел к разорению в государстве. Доказательством этого послужило восстание в Москве. Летом 1547г. (21 июня) – вспыхнул пожар, который практически уничтожил столицу. В пожаре обвинили бабушку царя – Анну Глинскую. Восставшие требовали выдачи Глинских для расправы. Многие боярские дома были разгромлены. Когда восставшие успокоились, Иван IV жестоко с ними расправился, но убедился, что люди от «боярского самовластия» устали. По словам ИванаIV : «От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой.»
Это и подтолкнуло Ивана IV к проведению реформ.
- Переходим к третьему пункту плана.
В конце 40-х гг. при Иване IV сложился кружок придворных деятелей, заинтересованных в усилении царской власти. Позднее Андрей Курбский назвал его «Избранная рада». Входили: Андрей Курбский, Алексей Федорович Адашев, Иван Михайлович Висковатый, Сильвестр (духовник царя) и другие. Были проведены реформы:
1549г. – Земский собор или «собор примирения»
Входили: бояре, дворяне, руководители церкви и дьяки. Это был представительный орган при царе – 1-й в России.
? Вспомните из курса всеобщей истории когда и где впервые был созван представительный орган в Европе? Кто в него входил?
По сути созыв Земского собора уже был реформой, именно на нем Иван IV и объявил о проведении преобразований.
1550г. – Судебник
? Когда был принят 1-й Судебник?
? Какой законодательный сборник он заменил?
? Какие статьи он содержал?
! Задание: У Вас на столе выдержки из Судебника 1550г.; читаем и отвечаем на вопрос: ? Какие новые положения содержал Судебник 1550г.? (2 минуты).
Главное затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения пожилого.Новый Судебник был лучше систематизирован, учтена судедная практика. Феодалов именовали «государем».
Создание приказов
Запишем определение: приказы – система органов центрального и местного управления. Например, существовал- Посольский приказ, Челобитный, Разбойный, Поместный, большой приход, Разрядный и др.
? Когда появились первые приказы?
Военная реформа.
! Задание: Читаем учебное пособие на стр. 205, пункт 3 и отвечаем на вопрос: ? Какие изменения в формировании войска происходят в правление ИванаIV?
В отличие от дворянского войска, которое созывалось в случае необходимости; стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование. Они были вооружены не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным – пищалями (предшественников стрельцов звали пищальниками).
Церковная реформа.
Церковный собор 1551г. принял новый Стоглав – сборник решений церковного собора, состоящий из 100 глав- статей, в форме ответов на вопросы Ивана IV о церковном устройстве.
? Как Вы думаете, какую цель преследовал Иван IV , задавая вопросы собору о церковном устройстве?
Стоглав укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь- службы и обряды, создавал единый пантеон святых. Но главной цели- намерения конфисковать церковные земли- не достиг, Т.К на соборе это решение не одобрили.
Упорядочено местничество
? Вспомните, что такое местничество?
Теперь был создан родословный справочник – все назначения записывались в Разрядном приказе.
1556г. – отмена кормлений.
? Что такое кормления?
Теперь население должно было платить общегосударственный налог- «кормленичий выкуп»; за счет которого служилым людям платили «помогу» для выхода на военную службу.
Закрепление.
Какое значение имело венчание на царство Ивана IV?
В чьих интересах проводились реформы Избранной Рады?
Почему реформы избранной Рады начались с созыва Земского собора?
Укрепление государства явилось результатом политики Ивана IV или можно говорить о закономерности этого процесса?
ВЫВОД: отвечая на поставленные вопросы ученики приходят к выводу, что реформы Избранной Рады способствовали укреплению государственного управления, военной системы, усиливали его централизацию. При этом Иван IV проводил политику компромиссную – сочетая интересы всех слоев феодалов- мелких дворян и знатных бояр.
Домашнее задание: п. 25, задание №5 –письменно, документ № 3 на стр. 210 – письменно.
Итоги урока, выставление оценок (аргументированно)