«Слово. Словосочетание. Предложение» 3 класс


Урок русского языка в 3-м классе по теме "Слово. Словосочетание. Предложение"
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними, пожалуйста. Садитесь.
Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.
Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,И здесь сомнений нет.Сегодня будет дружба,Владычицей побед.
Как вы понимаете эти строки?
Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.
И на уроке за ваши ответы я буду выдавать такие значки (учитель показывает детям улыбки).
Только если вы будите по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.
Прежде, чем мы начнем писать, как всегда проводим пальчиковую гимнастику, а поможет мне в этом…
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.
Цепочка.
Пальчики перебираемИ цепочку получаем.
Спасибо.
Открываем тетради, записываем число: сегодня …. классная работа.
Сидите ровненько, не сутультесь, пишите красиво, старайтесь, проверяйте каждое слово.
II. Минутка чистописания.
ме меа) Прописываем словарное слово (вывешиваем на доске) месяц.
б) Работа со словарем.
- А знаете ли вы, этимологию этого слова, то есть историческое происхождение? (Нет).
- А интересно узнать? (Да.)
- Я хочу, чтобы, …поработал с этимологическим словарем и открыл нам истину об этом слове.
- Ну, а мы продолжаем работу.
- Я думаю, что все вы хотите у меня спросить, какова же тема урока и что будем делать на уроке.
- Рубрика «Давай - подумаем» и поможет вам самим определить тему урока.
(На доске значок «Давай - подумаем»).
- Посмотрите на рисунке. Что вы на них видите? (Столы.)
- Что такое стол с точки зрения единицы языка? (Это слово.)
(Учитель прикрепляет на доску первую часть темы урока).
- И так, сегодня речь пойдет о слове.
- Что такое слово?
- Слово – это единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
Проверка: Интересно, что скажет следопыт, изучив этимологию слова месяц – март.
Текст:
Нынешнее название месяцев существовали еще в Древнем Риме, более 2-х тысячелетий назад.
У древних римлян год начинался не с 1 января, как у нас, а с 1 марта, с приходом весны. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из соседей, первый месяц года посвящался римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март (по латыни - мартиус).
- Какие эти столы? (Письменный, обеденный, журнальный.)
- Хорошо. Послушайте то, что вы сейчас проговорили, например: письменный стол.
- Если стол – это слово, то письменный стол это… ? (Словосочетание.)
- Итак, словосочетание – это соединение слов, в котором слова связаны по смыслу.
- Вы угадали следующую часть темы урока.
(Учитель вывешивает вторую часть темы: словосочетание).
- Вторая часть нашей темы – словосочетание.
- Ребята, составьте рассказ о столах.
(Ученики составляют рассказ).
- Из чего состоит наш рассказ.
- Из предложений.
- Что такое предложение?
Предложение – это грамматически и интонационно оформленное сочетание слов, выражающее законченную мысль.
- Вот теперь мы определили тему сегодняшнего урока.
(Учитель прикрепляет последнюю часть темы урока).
- Давайте все вместе прочитаем ее.
(Дети читают на доске тему урока).
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим, что такое словосочетание и предложение, будем сравнивать словосочетание и предложение, а также тренировать память, внимание, мышление.
- Почему же авторы учебника уделяют особое внимание различию этих ключевых слов в русском языке. И очень хотят, чтобы вы быстро и правильно умели их отличить.
- Мне кажется секрет в самих значениях этих слов.
(Учитель обращает внимание на доску с помощью указки, указывая на определения на доске). Дети отвечают сами.
В словосочетании слова связаны по смыслу, а предложение выражает законченную мысль.
- Давайте же попробуем в этом разобраться.
III. Этап применения знаний, умений и навыков.
- Посмотрите на доску. Как называется следующее задание, которое мы будем с вами выполнять?? - хитрое задание.
- Поэтому нужно быть какими? (Внимательными).
- Перед вами написано предложение. Вам нужно сделать синтаксический разбор этого предложения.
- У доски работает … , а остальные на местах.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
(Разбор с комментированием у доски).
- Какое это предложение по цели высказывания? (Повеств.)
- Из скольких слов состоит предложение? (7)
- О чем говорится в предложении? (О снежинках.)
- Что о них говорится? (Что снежинки падали.)
- Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
- Какова основа предложения? (Падали снежинки.)
- Назовите и выпишите из предложения все словосочетания.
Одинокие снежинки     с пасмурного неба
Падали с неба     изредка падали
- Назовите главное слово в словосочетании? (Ответы у доски.)
- Какое слово называют главным? (Слово от которого мы задаем вопрос к зависимому слову.)
- Если мы с вами от главного слова задаем вопрос к зависимому, то мы что делаем? (Связываем их по смыслу.)
- Подождите, вы не назвали еще одно словосочетание: снежинки падали.
Это не словосочетание!
- Почему вы так считаете?
Связь подлежащего со сказуемым не является словосочетанием.
- Молодцы, правильно.
- Итак, давайте подведем итоги.
- Для этого вам понадобится схема, которая лежит у вас на парте, вы будите их заполнять по ходу работы.
- Выражает ли словосочетание законченную мысль? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
(К доске по очереди выходят ученики и прикрепляют карточки-ответы у доски).
- Вывод: Словосочетание - не выражает законченную мысль.
Предложение - выражает законченную мысль.
- Можно ли определить по цели высказывания словосочетание? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
- Можно ли произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией? (Нет.)
- А предложение? (Да.)
- Вывод: «С» - не произносится с определенной целью и интонацией; «П» - произносится с определенной целью и интонацией.
- Умницы, справились с такими трудными заданиями.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, проведем физкультминутку, проведет ее …
IV. Физкультминутка.
Я нашла себе жука.На большой ромашкеНе хочу держать в руках –Пусть лежит в кармашке-Ой, упал, упал мой жукНос испачкал пыльюУлетел зеленый жук,Улетел на крыльях.
V. Проверка полученных знаний и умений.
- Следующее интересное задание называется «Аукцион».
- Что такое аукцион?
(Дети объясняют значение этого слова).
- На доске записаны слова: ЛЕТИТ САМОЛЕТ
- Я предлагаю вам из них составить предложение, добавляя каждый раз по одному слову.
- Итак, начинаем наш аукцион, лотом будет самолет, кто последним назовет слово тот и полетит после урока на нем домой (учитель показывает модель самолета детям).
- Итак: ЛЕТИТ САМОЛЕТ.
- Кто больше?
В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.
- Кто больше?
ВЫСОКО В НЕБЕ ЛЕТИТ САМОЛЕТ.
- Кто больше?
В НЕБЕ БЫСТРО ЛЕТИТ САМОЛЕТ.
- Хорошо. Продано. Сегодня на этом самолете полетит домой госпо(жа)дин.
VI. Работа с учебником.
Ребята открываем учебники на стр.86 упр.3. Читает задание…
- Я предлагаю вам работу по рядам:
1 ряд выписывает только слова.
2 ряд словосочетания
3 ряд предложения
С каждого ряда выходят к доске по одному человеку.
за рекой, осенью;
ключи от квартиры, глубокое ущелье, около дома, люблю путешествовать, сесть за парту, перед поездкой, первый класс;
орешник рос, дует ветер.
- Проверим правильность выполнения упражнения.
- Теперь нашим глазкам необходим отдых.
VII. Физкультминутка для глаз.
VIII. Этап обобщения и систематизации знаний.
На доске прикреплены два кружочка красного и желтого цветов, рядом с которыми надписи с указанием задания.
Красный – сильные дети.
Жёлтый – слабые дети.

- У кого желтый кружок, поднимите руки. Вам нужно составить словосочетание. Приступайте.
- У кого красный кружок, поднимите руки. Вам нужно составить предложения. Приступайте.
Сильные:
Крупные капли торопливо: забарабанили по крыше.
Бурные потоки понеслись: по узким улочкам.
Слабые:
Ива плакучая
Батончик шоколадный
Ленточка новая
Карман дырявый
- А теперь проверим работы.
(Проверяют все).
- Молодцы. Справились с заданием.
IX. Этап подведения итогов занятия.
- Вы любите соревноваться друг с другом?
- Я хочу узнать кто из вас самый быстрый и внимательный, но не забывайте о том, что дружба- владычица побед.
Работа в парах.
Игра «Кто быстрее».
- Я каждому ряду раздала листочки, вы будите работать вдвоем.
- Необходимо составить возможные словосочетания с помощью стрелок, когда заканчивает одна парта, то передает другой парте листочек.
- Кто быстрее и правильнее выполнит задание тот ряд и победил.
- На старт, внимание, марш.
Проверка задания, учитель показывает лист со стрелками и определяет победителя.
- Ребята вы много делали на уроке, старались кто больше, кто меньше за свой труд вы получите оценки, по окончанию урока пересчитайте улыбки и подойдите ко мне для выставления оценок.
- На столах у вас лежат прилагательные: интересный, познавательный, скучный, не интересный.
- Поднимите те прилагательные, которые соответствуют вашему мнению об уроке.
(Дети поднимают карточки на обратной стороне которых цвета: красный - хорошее, синий - плохое.)
- Открываем дневники и записываем д/з: стр упр- Урок окончен, всем большое спасибо.