Сценарий проведения фестиваля военной песни С песней к юбилею, 70-летию Победы!
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАОВАНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКА
ГОРЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»
СЦЕНАРИЙ
проведения фестиваля военной песни
«С песней к юбилею, 70-летию Победы!»
Сценарий составил
заместитель директора по ВР
Колосова Виктория Валериевна
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучат фанфары.
Ведущие поднимаются на сцену.
Ведущий 1Приближается юбилей, 70-летие Великой Победы над фашистско – немецкими захватчиками. Нет даты памятнее для наших славных ветеранов, нет даты памятнее для всего мира. Ведь только благодаря доблести и бесстрашию советских воинов и всего нашего народа в мире смогли победить фашизм!
Ведущий 2Уже очень мало осталось участников тех событий, живых свидетелей страшной войны. Но мы все искренне и с благодарностью в сердцах склоняем головы перед подвигом наших дедов и прадедов! Для всех нас этот праздник, праздник Победы, – со слезами на глазах. Это и радость, и боль, и скорбь. Но мы помним! И значит, мы живем! И мы сегодня тепло приветствуем наших дорогих гостей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учащиеся дарят цветы ветеранам.
Ведущий 1. Наш юбилейный фестиваль военной песни мы посвящаем истории создания прекрасных произведений, которые и словами, и музыкой помогали поднять боевой дух, вселить веру в победу даже в те минуты, когда отчаяние наполняло душу. Сегодня, совершив заочное путешествие в прошлое, мы расскажем и покажем, как создавались эти шедевры, которые популярны и в наше время, пройдем дорогами войны, узнаем, насколько чтят в мире советского воина.
Ведущий 2. Четыре года шла самая кровавая война в истории человечества. Четыре года… Тысяча четыреста восемнадцать дней. И 27 миллионов погибших людей. 27 миллионов погибших на 2 с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, 22 человека на каждые 2 метра земли, 11 человек на каждый метр.
Ведущий 127 миллионов погибших за 1418 дней. Это значит: 19 000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 30 человек каждую минуту... А сколько пропало без вести! Вдумайтесь в эти цифры! Этого никогда не должно повториться! Объявляется минута молчания по погибшим. Просим всех встать.
Минута молчание.
Звучит тиканье метронома.
Ведущий 2День Победы 9 мая
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
Ведущий 1В этот праздник мы чествуем дедов,
Защищавших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Ведущий 2Сквозь все 4 года вела наших бравых солдат к этому долгожданному дню военная песня! Когда фашисты напали на нашу страну, было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. Это назвалось – «соблюдение светомаскировки», чтобы вражеские самолеты не видели ориентир.
Ведущий 1 И вдруг туда, где шли бои, прилетела песня «Огонёк» - про то, как уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонёк в окне любимой. Скромный поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонёк, никогда не погаснет!Ведущий 2 А человек, который написал стихи, жил тогда в эвакуации – на Каме, в городе Чистополе. Звали его Михаил Исаковский. Стихотворение «Огонёк», написанное в 1942г., было отправлено из Чистополя композитору Матвею Блантеру. И вскоре, написанная композитором песня, прозвучала по радио. Однако привычное сочетание фамилий авторов – музыка Блантера, слова Исаковского – вскоре оказалось нарушенным, и при опубликовании и при исполнении песни «Огонёк» часто стали указывать: музыка народная.Ведущий 1 И на фронте, и в тылу, гармонисты подбирали мотив: стихотворение легко поддавалось музыкальной импровизации. Появились буквально десятки музыкальных решений «Огонька» - самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.И так песня «Огонёк» быстро обрела звание «народной». И мы приглашаем на сцену учащихся 5-Б класса с этой песней на сцену.
Выступление 5-Б класса с песней «Огонек» - «На позицию девушка провожала бойца»
Ведущий 2Сквозь слезы и плач вы прощались,
С слезами срывались слова:
Вернись, любимый, домой,
Будь проклята всеми война!
Ведущий 1Вам гладить золото волос,
Свое тепло любимой дать,
Еще не смели обнимать,
А воевать вам всем пришлось…
Ведущий 2Прощались поспешно, торопясь, под звуки аккордеона, будто торопясь за судьбой. И только на последнем перекрестке, за которыми надолго и навеки исчезали родные дома, оборачивались. Ведь там своих сыновей остались ждать их мамы.
Ведущий 1Известный украинский певец и композитор, Евгений Матртынов, наш с вами земляк, окончивший Донецкую консерваторию, и долгое время проживавший в Донецке, написал чудесную песню «Баллада о матери» - «Алексей, Алешенька, сынок…», в которой раскрыл материнскую веру в то, что сыновья не умирают в родном сердце, они живы, пока их матери живы. Невосполнима утрата матери, потерявшей сына на войне. С этой песней мы приглашаем на сцену учащихся 5-А класса.
Выступление 5-А класса с песней «Алексей, Алешенька, сынок…»
Ведущий 2Нет, наверное, любимей песни военных лет, чем «Катюша». И ведь мало кто знает, что написана она была за 2 года до начала войны! В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого, и в феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша».
Ведущий 1 Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Как же родилась «Катюша»? Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их Михаил Исаковский. «Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора Матвея Блантера. Как мы видим, снова тот же творческий союз!
Ведущий 2“Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году уже пылало пламя войны в Испании». Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитникаРодины.
Ведущий 1По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,Грохотали выстрелы кругом –Распевала песенки «катюша»Под Калугой, Тулой и Орлом.
Ведущий 2«Катюша» стала символом Победы! Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение. Ну, а мы сегодня вспоминаем «Катюшу» вместе с ветераном Великой Отечественной войны, Зуевым Иваном Захаровичем, защитником Сталинграда и Брестской крепости, которого посетили накануне и поздравили с Днем Победы! Внимание на экран!
На экране демонстрируется видеоролик – песня «Катюша», которую исполняет ветеран.
Ведущий 1Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Ведущий 2 Вспоминая об этом времени, поэт А. Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».Так и было. Более того — в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Начало им было положено, пожалуй, той песней, что придумана безымянным автором буквально в первые дни вражеского нашествия и начиналась словами:
Двадцать второго июня,Ровно в четыре часаКиев бомбили,Нам объявили,Что началася война.Дрогнут колеса вагона,Поезд умчится стрелой.Ты мне с перрона,Я — с эшелонаГрустно помашем рукой...
Ведущий 1 Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — лит сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. А мы приглашаем учащихся 6-А класса с исполнением этих легендарных песен!
Выступление учащихся 6-А класса.
Ведущий 2Об Алексее Скурлатове знают даже те, кто его не знает. Потому что он - тот самый Алёша, который, как поётся в популярной песне, «стоит над горою» в болгарском городе Пловдиве. Русский связист-богатырь стал прообразом знаменитого памятника, сам не подозревая об этом. 19-летнего Алёшу призвали на фронт в августе 41-го. Из выносливых и смелых сибиряков «повышенной крепости» формировали лыжные батальоны, в один из них, в артиллерийскую разведку, и попал рядовой Скурлатов. В тылу фрицев засекал огневые точки, передавал координаты своим, чтобы вели прицельный огонь.
Ведущий 1Когда советские войска осенью 1944 года вошли в Болгарию, он прокладывал связь от Софии до Пловдива. Здесь уже не было масштабных боёв, поэтому по вечерам молодые советские солдаты встречались со своими сверстниками-болгарами, общались. Восторг окружающих вызывала картина, когда богатырь-сибиряк усаживал на плечи двух болгар и танцевал.
Ведущий 2 Особенно крепко Алексей сдружился с Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления, работавшим на почтамте в Пловдиве. Именно Методи, восхищённый силой своего друга, передал его фото местному скульптору Василу Родославову, а потом узнал в возводимом на холме Бунарджик («Холм Освободителей») памятнике советскому солдату своего русского «братушку» и написал мелом на гранитном камне постамента «Альоша».
Сам «прообраз» о своей «монументальности» и не подозревал. Вернулся после войны на Алтай, женился, работал в МТС трактористом. Работал Скурлатов так же, как и воевал, - с полной самоотдачей.
Ведущий 1 Осенью 1962 г. в Болгарию приехал композитор Эдуард Колмановский и так проникся величием памятника, что, вернувшись, показал его фотографию поэту Константину Ваншенкину с предложением написать о нём песню. Она родилась на одном дыхании.
Ведущий 2Кстати, памятник Алёше в Пловдиве нежно любят. Когда местные политики попытались снести монумент «как наследие коммунистов», горожане установили на горе Бунарджик круглосуточные дежурства, а женщины из красных и белых нитей сплели «русскому солдату» на шею гигантскую мартиницу - символ здоровья и долголетия. Местная пенсионерка даже пыталась... усыновить каменного Алёшу. Хотела завещать ему квартиру, чтобы на вырученные за неё деньги можно было содержать монумент. И мы приглашаем с песней «Алеша» учащихся 6-Б класса.
Выступление учащихся 6-Б класса.
Ведущий 1Сегодня, через 70 лет после Дня Победы над фашистской Германией, в условиях боевых действий, мы все еще четче и острее воспринимаем стихотворение известного поэта, Бориса Пастернака, который был написан в 1941 году:
Страшная сказка.
Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.
Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Ведущий 2 Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.
Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.
Ведущий 1И мы приглашаем на сцену наших дорогих выпускников, учащихся 7 класса с музыкально – литературной композицией «Мы не хотим войны!»
Выступление учащихся 7 класса.
Ведущий 2Воины – победители возвращались из Европы с Победой, а радостные девушки, женщины, дети встречали их букетами полевых цветов. Танки, эшелоны поезда, - все было в цветах! И их встречали со слезами на глазах от радости! И, наверное, народы Европы до конца еще не осознали, какой вклад сделал советский солдат, остановив фашизм на земле.
Ведущий 1В столице Австрии – Вене, колыбели Моцарта и отца вальса – Штрауса, на площади Марии Терезии, венцы всегда на праздниках традиционно исполняют вальс. С каким же нетерпением ждали Дня Победы, чтобы исполнить вальс! История о том, как венцы танцевали вальс под гармонь советского солдата, легла в основу песни «Майский вальс», которую исполнит творческий коллектив 5-А ,5-Б, 6-А, 6-Б классов.
Исполняется «Майский вальс» - «Весна 45-го года»
Ведущий 2
Слово предоставляется нашему гостю, ветерану ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступление ветерана.
Ведущий 1Ежегодно в мае, мы отмечаем День Победы. А этот год – особенный! Мы отмечаем юбилей – 70 лет Великой Победы! Как много мы сделали добрых дел, поучаствовали в акции «Моя маленькая Победа посвящается Великой Победе», с каким трепетом передавали историю своей семьи - рассказывали о героях войны в рамках проекта «Я помню! Я горжусь!», демонстрировали исторические экспонаты – реликвии своей семьи; провели множество мероприятий, а так же посетили и поздравили ветеранов.
Ведущий 2Мы открываем для себя простые человеческие истины – наши доблестные ветераны не каждый день одевают свои торжественные награды на лацкан пиджака, и мы не всегда знаем, кто стоит рядом с нами – просто человек пожилого возраста. А может, герой? И, возможно, лет через 50, уже наши гимназисты будут рассказывать своим внукам о встречах с участниками той далекой войны – Великой Отечественной войны. И это наша история, и это наша память. Но, главное – это наше будущее! С Днем Великой Победы! С юбилеем, с 70-летием Победы над фашизмом! Мы благодарим всех участников нашего мероприятия и почетных гостей!
Звучит песня «День Победы»