ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Муниципальное казённое  учреждение
дополнительного образования
Краснозерского района Новосибирской области
Дом детского творчества
Рассмотрена и принята Утверждена приказом № ____
на педагогическом совете «___» ___________ 201__г.
протокол № __ от «___» ___ 201__г. Директор МКУ ДО ДДТ
___________ Макосов В.Н.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Бусинка к бусинке»
художественной направленности
объединения «Фантазия»
реализуемая на базе МКОУ Половинской СОШ
Возраст детей: 8-14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Почепа Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
р. п. Краснозерское, 2016г.Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность ……………………………………....……………3
Цель и задачи программы …………………………….....................5
Возраст детей, участвующих в реализации
программы………………………………………………………….8
Срок реализации программы …………………………. ………… 8
Форма и режим занятий ………………………………. ………….9
Прогнозируемые результаты и способы их проверки…………...9
Форма подведения итогов реализации программы……………..13
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- 1 год обучения ……………………………………………….14
- 2 год обучения ……………………………………………….15
- 3 год обучения ……………………………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
- 1 год обучения ……………………………………………….17
- 2 год обучения ………………………………………………..21
- 3 год обучения ……………………………………………….24
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Организация образовательного процесса……………. ……….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………. ……………………….29
Словарь понятий……………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Концептуальные идеи …………………………….… …31
Приложение 2 Психолого-педагогические особенности учащихся…..33
Приложение 3 Уровни и критерии знаний, умений, навыков детей
1-3 года обучения ………………………………………………………… 35
Приложение 4 III ступени обучения……………………………………..40
Приложение 5 Материалы и инструменты……………………………. 40
Приложение 6 Гимнастика для глаз…………………………………… .52
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бисероплетение - один из старейших и интересных видов декоративно-прикладного творчества, это искусство изготовления украшений из бисера, стекляруса, бусин, и др., различными способами от низания до вышивки и тканья.
История бисера уходит своими корнями в далекое прошлое. Бисером украшали одежду древнеегипетских фараонов и кочевников, сарматов, и скифов, вождей Венецианской республики и бояр древней Руси; оформляли интерьеры дворцовых залов и декорировали народные костюмы и предметы культового обихода; расшивали шляпы и платья, накидки и обувь.
Искусство бисероплетения проходит сквозь историю всех человеческих цивилизаций. Старинные украшения, красиво выполненные изделия не перестают волновать нас и сейчас, будоражат наше воображение, заставляют фантазировать и воплощать фантазии в жизнь.
Оглядываясь назад, мы видим, каких высот достигло это древнее искусство в минувшие века. Но с течением времени уклад жизни резко изменился, бисерное рукоделие потеряло свою популярность, став даже признаком мещанства, пережитком прошлого.
В наше время во всем мире все больше прибегают к использованию современных технологий для создания предметов быта, одежды, украшений. Но именно ручной труд позволяет человеку развиваться личностью творческой.
Во время занятий бисероплетением развивается фантазия, художественный вкус, логическое мышление, образная и зрительная память.
Эпоха бисера и бисероплетения не ушла безвозвратно в прошлое, этот промысел возрождается во всем блеске.
В настоящее время в России после длительного перерыва снова необычайно актуальна работа с бисером. Многие мастерицы творят из бисера чудеса – великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи. Не стоит забывать, что в изделие, сделанное вручную, вложена частичка души человека, его любовь, старание, чего не сделает станок, машина. Наверное, мы просто устали оттого, что нас окружают вещи массового машинного производства, и хочется чего-нибудь особенно рукотворного, хранящего частичку души мастера.
Доказано, что успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития как логического, так и образного мышления детей.
В объединениях технического направления основное развитие у детей получает логическое мышление, но при этом возможности мозга используются только частично. Более того, при перегрузке левого полушария, отвечающего за речевые функции, за абстрактное и логическое мышление, возрастает опасность стресса. Физиологи советуют повышать роль наглядности, шире использовать цветовую и музыкальную информацию, подключая работу правого полушария. Научить детей замечать прекрасное в окружающем мире – один из основных путей активизации образного мышления. А так как бисероплетение является областью искусства, то обучающиеся на занятиях знакомятся с основами общей композиции, особенностями структуры узора, формы и цвета, понятиями ритма и симметрии, видами узоров и др. Происходит сочетание образного и логического мышления.
Разработка и реализация программы стали результатами многолетней работы по этому виду творчества, изучение опыта работы педагогов Новосибирска, Новосибирской области, изучение литературы по историко- культурному наследию, посещение мастер-классов профессиональных дизайнеров в сети интернета.
Новизна данной рабочей программы в том, что в ней находит отражение Федеральный государственный стандарт начального общего образования 2011 года, отличительными особенностями которого являются:
1.определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
2. в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
3.ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;
4.достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Новизна данной программы заключается в:
- изучении национальных и современных школ работы с таким материалом, как бисер, стеклярус, бусины, стразы, пайетки, кабошоны;
- изучении разнообразных тем данного направления: панно, букеты, украшения, аксессуары, сувениры, предметы декора интерьера, оформление подарков;- внедрении современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков;
- испытании современных технологий (компьютерных) для более качественного усвоения материала воспитанниками.
Программа является:
- по виду деятельности – художественное плетение из бисера;
- по образовательным областям – декоративно-прикладное искусство;
- по уровню содержания – практико-ориентированная;
- по форме реализации – групповая, индивидуальная;
- по форме составления – примерная, типовая;
- по функциональному назначению – образовательная.
Данная образовательная программа направлена на создание условий творческого развития личности ребёнка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребёнка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся, профилактику асоциального поведения несовершеннолетнего.
Программа разработана на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Примерных требований к программам дополнительного образования детей. Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.200 №06-1844
3. Требований к оформлению и содержанию программ дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003г. №28-02 -484/16
4.Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для учреждений дополнительного образования детей, СанПиН 2.4.4.1251-03
5. Программы развития МБОУ ДОД ДДТ Краснозерского р-на. Новосибирской области. Протокол №5 от 31.05.2013г.
Уровень программы общекультурный (углубленный ).
Основной целью образовательной программы является создание оптимально комфортных условий, обеспечивающих раскрытие творческого потенциала личности средствами декоративно-прикладного искусства.
Комплекс задач, который решается для достижения поставленной цели:
- создание эмоционально - комфортных отношений в учебной группе, располагающих к творческому самовыражению.
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- активизация инициативы и самостоятельности обучающихся в целенаправленном освоении искусства бисероплетения.
- освоение основных методов и приёмов работы с бисером (орнаменты, аппликация, вязание, плетение, вышивка, низание);
- ознакомление обучающихся с различными техниками бисероплетения
- научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами;
- способствовать формированию у детей художественного вкуса, приучать их к общечеловеческим ценностям, воспитывать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа;
- развивать творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение;
- воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;
- формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников;
-формировать творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
В основе программы лежат такие современные концептуальные идеи:
личностно-ориентированный подход;
формирование чувства безопасности;
оказание педагогической поддержки личности;
(Приложение 1)
Основополагающими принципами программы являются:
1. Принцип гармонизации личности и среды — ориентация на максимальную самореализацию личности.
2. Принцип гуманизации — уважение к личности ученика, признание его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
4. Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей, в создании адекватной педагогической среды.
5. Принцип наглядности выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.
6. Принцип комплексности, системности и последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
7. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно:
взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий;
взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности;
сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;
8. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
9. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
10. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
11. Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
12. Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
13. Принцип креативности - творческий характер всей деятельности студии - реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка,
Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. Наряду с общепринятыми дидактическими принципами: последовательности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, результативности, опоры на интерес, реализуется принцип межпредметности (преемственности и согласованности с программами общеобразовательной школы).
Этот принцип позволяет связать в единое образовательное пространство следующие учебные дисциплины, придает им направленность на повышение результативности занятий в творческом объединении.
история - на занятиях актуализируются сведения из истории возникновения стекла, бисера, истории традиционного костюма и др.;
биология - используются сведения, знания из биологии при изготовлении цветов, животных, растений, картин и др.;
изобразительное искусство – школьный опыт из данной дисциплины полезен при подборе сочетания различных цветов, умение гармонично подбирать материал для изделий и др.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов, которые применяются как в отношении отдельного занятия, так и ко всему процессу преподавания в рамках данной программы в целом:
Ориентационный этап (договорной) – организационный этап.
Подготовительный этап – актуализация ЗУН, создание положительной мотивации.
Основной этап – усвоение знаний и умений.
Итоговый этап – анализ занятия, оценивание.
В реализации программы использую элементы технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Принцип индивидуализации учебно-творческих заданий в течение всего периода обучения, позволяет учесть предрасположенность детей к определенному темпу обучения, а также реализовать творческий потенциал ребенка на выбираемом им самим уровне трудности.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
рассказ;
беседы;
работа с книгой;
демонстрация;
упражнение;
практические работы репродуктивного и творческого характера;
методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
проблемно-поисковый;
экскурсии.
Использование данных и методов работы позволяет педагогу решать воспитывающие, развивающие, обучающие задачи программы. 
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Набор детей в коллектив – свободный, начиная с 8-9 лет, поскольку занятия в объединении предполагают знание элементарных навыков чтения и счета. Основной контингент обучающихся составляют девочки 9-14 лет. Оптимальное количество детей в группе – 8-10 человек, так как при большем количестве учащихся педагог не сможет индивидуально работать с каждым из них, ведь в процессе обучения воспитанники пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями.
Срок реализации программы 3 года.
В 1-ый год обучения происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; формирование основных навыков работы; изучение основных методов и техник работы с бисером. В воспитательном плане решается задача расширения кругозора, пробуждение интереса к культурной традиции бисероплетения, распространенной у разных народов России и народов мира.
На 2-ом году обучения осуществляется повторение и расширение знаний по темам изученным в первый год, а также отработка полученных практических навыков; практикуется изготовление изделий по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к учебной деятельности осуществляется дифференциация заданий по уровню их трудности и индивидуальному темпу усвоения материала обучающимися.
На 3-ем году обучения - совершенствование умений и навыков, развитие творческих способностей путем реализации собственных идей практически.
Программа имеет практическую и педагогическую значимость и даёт результативность, доступность для использования её в педагогической практике.
Форма и режим занятий
Форма организации групповая. Группы формируются по годам обучения:
группа первого года обучения занимается два раза в неделю по 2 академических часа, (4ч. в неделю; 144 ч. в год);
- второго года обучения – два раза в неделю по 3 часа (216 ч. в год);
- третьего года обучения – три раза в неделю по 3 часа (324 ч. в год);
Перерывы между каждым учебным часом составляют 10 минут.
Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3 года обучения. В группу первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Возрастные ограничения по каждому году обучения отсутствуют.
Возможно временное объединение высокомотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках или конкурсах, а так же индивидуальные занятия по необходимости.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Воспитанники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать материалы для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Воспитанники получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Воспитанники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера. Должны уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно -технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, хранить изделия из бисера согласно правилам.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся формируются такие качества личности, как умение видеть красивое, в том числе воспитываются такие качества как аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Оценка планируемых результатов освоения программы
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.  
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.  
I. Промежуточный контроль.
-Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических и практических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
-Фронтальная и индивидуальная беседа.
-Графический и терминологический диктанты.
-Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
-Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
-Решение кроссвордов.
-Игровые формы контроля.
-Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль  
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, ярмарках и конкурсах различных уровней.  
Форма подведения итогов реализации программы:
Выставочная деятельность, которая является самым важным итогом занятий.
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Организуются следующие выставки:
однодневные – проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные – проводятся в помещении, где работают дети
тематические – по итогам изучения разделов, тем, а также к праздникам: День влюблённых, День космонавтики, 8 марта, 23 февраля, Новый год;
итоговые – в конце организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Для детей очень важны результаты их работы, оценка их деятельности взрослыми и сверстниками. Поэтому организация выставок, как конечного результата деятельности является одновременно и стимулом и возможностью самовыражения, самоутверждения в собственных глазах и глазах окружающих.
Участники объединения выставляют свои работы на разных уровнях:
Выставки в помещении объединения позволяют детям 1-го года обучения видеть уровень, к которому нужно стремиться.
Выставки в школе, где учатся дети, помогают другим детям в выборе новых интересных занятий, учителям позволяют увидеть своих учеников с другой стороны.
Выставки на районных, областных мероприятиях, конкурсах помогают повысить самооценку и интерес к любимому делу.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема раздела Количество часов
1 год 2 год 3год
теория прак-
тика теория прак-
тика теория прак-
тика
1 Вводное занятие 1 1 1 2 1 2
2 Плетение на проволоке 5 53 9 57 6 90
3 Аппликация бисером 2 8 - - - -
4 Низание на леске, нити 6 54 7 65 10 9
5 Ткачество 1 9 2 22 2 34
6 Сувениры - - 4 20 5 43
7 Вышивка - - 2 22 8 Вязание с бисером - - - - 2 28
9 Подведение итогов, оформление выставки 1 1 1 2 1 2
Форма аттестации промежуточная промежуточная итоговая
Итого 16 128 25 188 26 295
Всего 144 216 324