Дыхательные упражнения для физ.занятий и утренней гимнастики
Система использования дыхательных упражнений на физкультурных занятиях утренней гимнастики, физкультминутках и музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников и позволяют эффективно решать следующие задачи.
1. Повышать общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;
2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо и кровообращение в легких.
Упражнения из положения "стоя"
"Лови комара". И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать:"Хлоп" Вернуться в и.п.- выдох.
"Помаши крыльями, как петух". И.п. - встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить:"Ку-ка-ре-ку!"
"Косарь". И.п .- встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, ,делать размашистые движения руками и произносить с выдохом:
Жух! Жух!".
"Дровосек". И.п. - встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: "Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!"
"Гуси шипят". И.п. - встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед, смотря вперед, вытягивая шею произнести:
"Ш-ш-ш-ш". Возвратиться в и.п.- вдох.
"Часики". И.п. - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выходом сказать:"Тик-так". Возвратиться в и.п.- вдох. То же в другую сторону.
"Поиграй на трубе". И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выдохом приговаривать:"Ту! Ту! Ту!".
"Вертушка". И.п. - встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося:
"Х-р-р-р".
"Вырасти большим". И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки опушены. Поднять руки, потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз. опуститься на всю ступню - выдох, произнося: "У-х-х-х".
"Спрятались". И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: "Т-с-с-с". Вернуться в и.п. - вдох.
"Лягушка прыгает". И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одновременным выдохом и произнести:
"Ква-ак".
"Насос". И.п. - встать прямо,на ширине плеч, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем, наклоняя туловище в сторону, сделать выдох, длительно произнося:
С-с-с-с". Одной рукой скользнуть вниз по ноге, другую поднимать до подмышечной впадины. Вернуться в и.п. - вдох. Повторить в другую сторону.
Упражнения из положения "сидя", "лежа на спине",
"стоя на четвереньках", "стоя на коленях".
"Гребцы" - И.п. - сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед ,коснуться руками носков ног ,выдохнуть, произнося: "У-х-х-х". Выпрямиться, слегка развести локти в стороны - вдох.
"Маятник". И.п. - сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево ,повторяя: "Так-так".
"Прижми колени". И.п. - сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: "Вот". Вернуться в и.п. - вдох.
"Кошечка" - И.п. - стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину - вдох. Опустить голову, выгнуть спину, сказать: "Ф-р-р-р" (Ш-ш-ш) - и выдохнуть.
"Мотор". И.п. - стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося: "Р-р-р-р". Возвратиться в и.п. - вдох.
"Мишка спит". И.п. - лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: "У-х-х-х". Вернуться в и.п.
Игровые упражнения.
"Поезд". Дети - "вагончики" встают в колонну за воспитателем - "паровозом". Поезд движется, дети двигают попеременно согнутыми руками и произносят:
"Чух-чух".
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
"Тороплюсь!" - гудит.
"Тороплюсь! Тороплюсь,
Торопл ю -у-у-сь".
Повторять в течение 25-30 с.
"Заблудился". Одна часть детей изображает деревья, другая - детей, заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: "А-у-у-у! А-у-у-у!"
"Гуси летят". Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят: "Г-у-у-у-у! Г-у-у-у-у!".
"Собираем цветы". Дети ходят по залу ,ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос (сильный), выдох ртом .произнося "А-а-а-а".
"Подуй на одуванчик". Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все парашютики с одуванчика.
"Сдуй снежинку". Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув, слегка наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.
"Пузырь". Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:
Раздувайся ,пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой.
Да не лопайся.
Одновременно с этим дети расходятся в стороны ,увеличивая круг, держатся за руки до тех пор ,пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь". На выдохе дети сходятся к центру, произнося "Ш-ш-ш-ш".
Специальные дыхательные упражнения.
"Задуй свечку". Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: "Фу! Фу! Фу!"
Во время упражнения туловище держать прямо.
"Полное дыхание". Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед ("Ха!"). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. медленно выпрямиться.
Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.
Упражнения можно выполнять стоя или в движении.
"Ежик". Поворот головы вправо - влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом сделать вдох носом, короткий, шумный (как ежик) с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
"Ушки". Покачивая головой вправо - влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.