Методический материал Дыхательные упражнения для детей
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Часики»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.
«Дудочка»
Сеть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-6 раз.
«Петушок»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), затем похлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» (выдох). Повторить 4-6 раз.
«Каша шипит»
Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (вдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить «ф-ф-ф». Повторить 4-6 раз.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.
«Веселый мячик»
Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, произнося «у-х-х» (выдох), догнать мяч. Повторить 4-7 раз.
«Гуси»
Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох - опускать с длительным произнесением звука «г-у-у-у». Повторять в течение 1 мин.
Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
«Лошадка»
Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки также показываем, снижая и увеличивая темп повтора (20-30 с).
«Ворона»
Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.
Дети произносят протяжно «ка-а-а-р». повторить 5-6 раз.
Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5-6 раз).
«Змеиный язычок»
Представляя, что длинный змеиный язык пытается высунуться, как можно дальше, стараться достать до подбородка.
«Зевота»
Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о», позевать (56 раз).
«Веселые плакальщики»
Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (3040 с).
«Смешинка»
Воспитатель. Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и все рассмеялись: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. А нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Цели: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).
Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди их закрывая указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания пальцами по крыльям носа.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Произнести «а-а-а» (5-6 раз).
Полоскание горла 1,5%-ным раствором морской соли.
ЛЕЧЕБНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ.
«Булькание»
Цели: восстановить носовое дыхание, формировать ритмичный выдох, углубляя его.
Материал: стаканы, наполненные на треть водой, соломинки, фантики.
Ход игры: Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой и
соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. У кого получилось побулькать дольше всех, получает фант.
«Совушка - сова»
Цели: скорректировать движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшать функцию дыхания (углубленный выдох).
Ход игры: Дети садятся полукругом перед ведущим. По его сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» они смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их, протяжно, без напряжения произносят «у-у-ф-ф». Повторяют 2-4 раза.
«Шарик лопнул»
Цели: восстановить носовое дыхание, формировать углубленное дыхание, правильное смыкание губ, ритмирование.
Игровой материал: фанты из бумаги.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик».
Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, затем выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается дети хлопают в ладоши. Из «шарика» выходит воздух: дети произносят звук [ш], делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Повторить 2-5 раз.
«Запасливые хомячки»
Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений.
Игровой материал: 2 стула, листы бумаги (обручи), 4- 5 фантов.
Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги (обручам), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги или обручам). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты.
«Чей шарик дальше?»
Цели: укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Игровой материал: стол, 2 пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) такого же цвета, как шарики, ленточка.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее кладут шарики. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатился дальше.
«Кто самый громкий?»
Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ.
Игровой материал: фанты-жетоны.
Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре.
В результате чего получается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и также на выдохе с произнесением [м] надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук [м] правильно и громче всех, вручается фант.
«Поезд с арбузами»
Цели: улучшать глубину и ритм дыхания; укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; тренировать координацию движений, учиться согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
Игровой материал: 3-4 мяча разной формы.
Ход игры: Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребенок, у которого мяч, кидает его ведущему - это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» - поезд движется, а играющие делают круговые движения руками. Через 2-3 мин они останавливаются. Дети говорят «ш-ш-ш» - поезд приехал. После этого начинается выгрузка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольников, и чтобы при звуке [ш] губы складывались в трубочку.
«Пчелка»
Цели: формировать правильное дыхание (глубину и ритм), укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. После слов ведущего: «Пчела сказала: "Жу, жу, жу"». Ребенок ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит «ж-ж-ж» на вдохе. Вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз.
15