Путешествие по подземному монастырю


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»
МАРШРУТ
пешеходного похода выходного дня
по Старооскольскому району
Белгородской области
«Путешествие к подземному монастырю»

Выполнила:
Листкова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
Старый Оскол 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ПАСПОРТ МАРШРУТА
3
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА МАРШРУТА 6
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
7
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
18
КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
19
РЕКОМЕНДАЦИИ
25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

ПАСПОРТ МАРШРУТА
1. Наименование организации, разработавшей маршрут: МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Старооскольского городского округа.
2. Автор маршрута: Листкова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования.
3. Название туристского маршрута: «Путешествие к подземному монастырю».
4. Общие сведения о маршруте:
Вид туризма: пешеходный
Вид похода: однодневный поход выходного дня
Продолжительность: 1 дней
Степень сложности: -
Протяженность: 12 км
Возраст учащихся: 11-16 лет.
5. Район похода: Российская Федерация, Белгородская область, Староскольский район.
6. Подробная нитка маршрута: г. Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка – с. Казачок – с. Шмарное – подземный монастырь – с. Шмарное – ст. Голофеевка - г. Старый Оскол (ж/д вокзал).
7. Варианты пополнения продуктов:
Продукты можно приобрести в ближайших супермаркетах, из расчета того, что необходимо для приготовления обеда. Если вы не успели по каким-то причинам, приобрести заранее продукты, или вам нужно что-то докупить, то через дорогу от станции Голофеевки есть продуктовый магазин.
Питание.
Обед:
меню Количество продуктов из 10 человек Грамм
1. Вермишель с мясной тушенкой Вермишель 900
Мясная тушенка 2 шт 1000
Соль 50
Хлеб 2 шт 1200
Свежие огурцы 1000
2. Чай Чай индийский чёрный 1пачка-100гр;
Или чай в пакетиках ( 1 пакете – 2 гр.) – 10 пакетиков 50
20
сахар, рафинированный в кубиках. 500
На перекусы, во время пути, рекомендую взять бутерброды заранее приготовленные, печенье, вафли, термос чая. При этом надо учесть, что колбаса должна быть только копченая, вареная колбаса быстро портится.
Транспорт.
Вид транспорта маршрут станция отправления-прибытия время отбытия-прибытия стоимость проезда
Электричка
6707 Старый Оскол -Валуйки Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка 08. 55 – 09.35 47.60
Электричка
6716 Валуйки - Старый Оскол ст. Голофеевка - Старый Оскол (ж/д вокзал) 16.05 - 16.44
47.60
8. Аварийные выходы с маршрута:

Вид транспорта Маршрут станция отправления-прибытия время отбытия-прибытия стоимость проезда
Электричка
6711 Старый Оскол -Валуйки Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка 13. 20 – 14.00 47.60
Электричка
6715 Старый Оскол -Валуйки Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка 17. 20 – 18.00 47.60
Электричка
6708 Волуйки - Старый Оскол ст. Голофеевка - Старый Оскол (ж/д вокзал) 06.05 - 06.46
47.60
Электричка
6712 Валуйки - Старый Оскол ст. Голофеевка - Старый Оскол (ж/д вокзал) 11.50 - 12.32
47.60
9. График движения:
дни пути участки маршрута Км способы передвижения ходовое время
1 г. Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка - электричка 40 мин
ст. Голофеевка - с. Казачок – с. Шмарное
3 пешком 1 час
с. Шмарное – подземный монастырь
3 пешком 1 ч 20 мин
подземный монастырь - с. Шмарное 3 пешком 1 ч 20 мин
с. Шмарное - с. Казачок - ст. Голофеевка 3 пешком 1 час
ст. Голофеевка - г. Старый Оскол (ж/д вокзал) - электричка 40 мин
итого 12 км ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА МАРШРУТА
«путешествие к подземному монастырю »
…здесь родина твоя –
впервые светлая заря
здесь взор твой озарила,
здесь колыбель твоя была
и праотцов твоих могила!
Здесь первые дары природа излила
На юношеский ум беспечный, откровенный…
В.Ф. Раевский
типом подземных сооружений на Белгородчине являются искусственные пещеры, служившие для культовых целей: пещерные молельни, скиты, монастыри. На территории области известен, по крайней мере, один подземный монастырь (с. Холки Новооскольского района), один скит, принадлежавший Валуйскому Пристанскому монастырю, пещеры с. Шмарное, которые, также представляли собой подземную обитель и были обитаемы.  
Организованный поход выходного дня в с. Шмарное позволит познакомить вас с памятником истории архитектуры начало XVI века, подземным монастырём. Путешествие по подземный монастырь поможет представить, как жили здесь монахи в средневековое время. И пополнить свои знания об истории родного края.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
г. Старый Оскол (ж/д вокзал) – ст. Голофеевка – с. Казачок – с. Шмарное – подземный монастырь – с. Шмарное – ст. Голофеевка - г. Старый Оскол (ж/д вокзал).
12 км 8ч 30мин
Маршрут начинается с железнодорожного вокзала г. Старый Оскол. Электропоезд Старый Оскол - Валуйки отходит в 08.55. Через 40 минут выходите на ст. Голофеевка (с. Казачок).

Ст. Голофеевка
Вдали от ребят виднеется здание принадлежащей железнодорожной станции
От станции Голофеевка продолжаете движение по асфальтовой дороге, в южном направлении. Через 500 м можно остановиться возле поклонного креста, и сделать памятное фото.

Поклонный крест перед выходом
с. Казачок
Справа наискосок от поклонного креста вы увидите березовую рощу. Переходите шоссейную дорогу и продолжайте движение по тропе в южном направлении. Через 30 метров увидите тропу, ведущую в берёзовую рощу. Сворачиваете на тропу и входите в берёзовую рощу, где очень красиво даже в пасмурную осеннюю погоду. Здесь можно остановиться, чтобы насладится красотой местной природы, и сделать памятные фото.

Берёзовая роща
Дальше путь продолжаете по тропе, которая выводит вас из берёзовой рощи на открытое пространство к перекрёстку дорог.

Красота местной природы продолжают нас радовать
Справа от вас огороды, а за спиной остаётся берёзовая роща. Переходите на асфальтную дорогу, которая ведёт вас в село Казачок. Через 100м поворот, с лева поле, с право хозпостройки, а вдалеке виднеется река Оскол. Продолжая движение вперёд, вы увидите железный мост, который позволит вам перейти через реку Оскол на противоположный берег.

Движение по грунтовой дороге, с право и с лева виднеются дома с Казачка, позади берёзовая роща

Мост через реку Оскол
(Если продолжить движение вперёд, по асфальтной дороге, с право виднеются дома с. Казачка, а с лево открытое пространство, то дорога вас приведёт в с.Шмарное. Повернув на право, продолжаем движение по главной дороге и выходим к концу с. Шмарное, где заканчивается асфальтная дорога.
Далее продолжаем путь по тропе, которая ведёт из села, на развилку дорог. Впереди вас меловые холмы
и линия ЛЭП. Если двигаться вперёд по тропе, то через 3 км. вы подойдёте к пещере подземного монастыря).
Но есть другой путь, более короткий.

Местные жители
Пройдя мост, повернуть налево и продолжить движения вперёд по тропе. Асфальтная дорога остаётся позади, с лева р. Оскол, справа вдали виднеется с. Шмарное. Дорога ведёт нас мимо линии ЛЭП.

Эх, дорога…..
А много корова даёт молока?
Вдали виднеется с. Шмарное
Продолжая движение, вперёд ваш путь преградит заболоченное место, с. Шмарное находится справа, слева река Оскол (в сухую погоду можно
лёгко преодолеть болото, но дождливую лучше двигаться, к подземному монастырю, по асфальтной дороге, входя с. Шмарное).

преодоление болота
Преодолев болото впереди большое карстовое образование, по тропе свернуть направо и через 50м. будет развилка дорог. Где можно сделать не большой привал, чтобы набрать воды.

привал

Дорога в пещеру, с двух сторон меловые холмы, а вдоль дороге проходит линия ЛЭП
У местных жителей, с. Шмарного, можно запастись водой
Далее, путь лежит по грунтовой дороге, между меловыми холмами, а вдоль дороги проходит линия ЛЭП, с. Шмарное остаётся позади. Преодолев 3км. пути с право на холме увидите меловую тропу, ведущая вверх. Если плохо знать местность, то можно не заметить тропу.

Меловая тропа в пещеру
Свернув на тропу и по ней подняться вверх. Повернуть направо под вами будет находиться вход в пещеру. Спустится по тропе вниз, впереди увидите не большую благоустроенную площадку. Где можно сделать привал, развести огонь, приготовить обед, исследовать потайные ходы пещеры.

Табличка на дереве, уведомляет нас, что мы находимся на святом месте
Здесь можно приготовить обед

Поседеть за столом и попить чаю
В дождливую погоду можно устроить обед в самой пещере, естественно, что при этом, пещера должна остаться в первозданном виде.

Юные туристы возле входа в пещеру.
Входить подземный монастырь лучше с фонарём, так как там нет освящения.

Вход подземный монастырь.
Зал в подземном монастыре.

Комната в подземном монастыре
Подземные ходы пещеры.

В одной из комнат видим кровать
В некоторых местах стены имеют небольшие углубления, где возможно ставились иконы
Передвигаться по подземным ходам возможно только по одному человеку, а иногда, чтобы попасть в комнату нужно ползти.

Иногда, чтобы попасть в комнату приходится ползти.
Проходы в пещере бывают узкими.

Колонна в зале.
Выход из пещеры.
Чтобы успеть на электричку, рекомендую отправиться в обратный путь в 13.30.

В ожидание электропоезда
На ст. Голофеевке желательно быть не позже 15.40, так как ближайшая электричка отходит от станции в 16.05.
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Маршрута однодневного пешеходного похода Старооскольскому району Белгородской области
«Путешествие по подземному монастырю»


КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Наиболее распространенным типом подземных сооружений на Белгородчине являются искусственные пещеры, служившие для культовых целей: пещерные молельни, скиты, монастыри. На территории области известен, по крайней мере, один подземный монастырь (с. Холки Новооскольского района), один скит, принадлежавший Валуйскому Пристанскому монастырю, пещеры вблизи с. Шмарное, которые, возможно, также представляли собой подземную обитель и были обитаемы. В литературе встречается упоминание о пещере легендарного атамана Уса (близ пгт. Борисовка).
Пещера Валуйского скита
   Пещера расположена в меловом холме близ г. Валуек - на правом берегу р. Оскол, у слияния р. Валуй вблизи с. Новая Слободка.
   Описание пещер сделано в 1997 г. одесской экспедицией в составе Е.С. Кучмы, Е.А. Романенко и А.В. Чувакиной.
   "Вход представляет собой облицованный камнем наклонный ход с углом падения 30°-35°. Входная галерея труднопроходима (засыпана практически под потолок, местами осталось 20-30 см свободного пространства). Далее хода в лучшем состоянии. Высота ходов 1,5-2,5 м, ширина 60-80 см. Общая протяженность монастыря 407 метров. Конфигурация ходов арочная. Хода достаточно извилисты. Местами встречаются остатки старой грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне и места выхода колотой породы. Местами хода разрушаются от плохого качества породы. Вентиляция естественная, за счёт перепада температур и наличия двух входов (первый сейчас завален). Достаточно сухо. Температура воздуха возле входа +8°С, в глубине объекта и возле засыпанного входа +6°С. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам. Монахи копали помещения каким-то рубящим инструментом (типа кирки) - видны следы засечек на стенах и потолке. Назначение некоторых ходов непонятно... Короткий ход частично находится под входной галереей. В кровле заметны следы кирпича. На данный момент стены и потолок сильно закопчены. Сейчас монастырь часто посещает местными жителями и различными спелеологами. В монастыре обитают лягушки, мошкара и летучие мыши".
   Пещеры являлись скитом Валуйского мужского Пристаничного монастыря, построенного в начале XVII в. Сооружение пещер началось в первом десятилетии нашего или, по другим данным, в конце прошлого века монахами, уединявшимися в кельи на горе. Торжественное открытие и освящение скита состоялось 4 мая 1914 г. Центром его стал небольшой подземный храм по имя священномученика Игнатия Богоносца, "в дальней нише поставлен престол, отделенный маленьким иконостасом". Жилых помещений в пещерах, судя по всему, не было.
   У входа в подземелье была сооружена наземная часовня, а потом выстроен храм, однако его освящению помешала Октябрьская революция.
Вскоре Валуйский монастырь еще действовал в 20-х годах, но в 1935 г. был превращен в колонию для несовершеннолетних преступников.
Подземный ход и подцерковья Свято-Троицкого собора и женского монастыря
   Свято-Троицкий каменный собор начали строить около 1690 г. на месте одноименного сгоревшего деревянного храма. В 1833 г. он стал частью Свято-Троицкого мужского монастыря.
   О проходе, существовавшем между мужским и женским монастырем, в городе наслышаны многие.
   По рассказу старожила Г.Е. Топчия, в конце 20-х годов вместе с другими подростками несколько раз спускался в этот проход. Он начинался в подвале несохранившегося Свято-Троицкого собора (строительство которого началось в 1690 г.) и выходил где-то на территории женского монастыря (здания которого также разрушены в 20-40-е годы), расположенного через площадь. Таким образом, длина его составляла около 500 м. Ход был арочным, с кирпичной обкладкой. Он, по словам старожила, использовался еще в качестве склепа: в сделанных нишах стояли гробы, украшенные свинцовым и оловянным литьем. Добыча этого литья, которое переделывалось в дробь и шарики для самострелов, составляло одно из увлекательнейших занятий юных белгородцев в конце 20-х годов.
   Кто мог быть там захоронен? По сведениям краеведа А.Н. Крупенкова, несколько белгородских епископов были захоронены в подцерковье северного придела Свято-Троицкого собора. Здесь располагалась пещерка с мощами св. Иоасафа (Горленко). В этой пещерке, где мощи святого находились до поднятия на поверхность в 1911 г., могли помещаться до 30 человек. Впоследствии, при советской власти захоронения были уничтожены вместе со зданием собора.
   О подземном ходе в женском монастыре сообщал также журналист С. Романюк. Фрагмент воспоминаний он использовал в детективном рассказе, но подтвердил, что все, относящееся к описанию хода, вполне достоверно.
   После закрытия монастыря и сноса некоторых зданий, на его территории было выстроено несколько жилых бараков - так называемый "Рабочий городок". Под жилье были использованы и уцелевшие кельи. В конце 30-х годов в одной из них, "когда прогнили доски пола, обнаружили лаз в подполье. В то время там еще валялись полусгнившие дубовые клепки от сорокаведерных бочек, потрескавшиеся обручи, но самое удивительное - это потайная дверь, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, свободно вращалась, даже без скрипа, на бронзовом стояке. За дверью был полутораметровый, обложенный кирпичом, ход или лаз. Он был шириной всего около полуметра, с осклизлых стен сочилась вода".
Пещера Валуйского скита
   Пещера расположена в меловом холме близ г. Валуек - на правом берегу р. Оскол, у слияния р. Валуй с. Новая Слободка.
   Описание пещер сделано в 1997 г. одесской экспедицией в составе Е.С. Кучмы, Е.А. Романенко и А.В. Чувакиной.
   "Вход представляет собой облицованный камнем наклонный ход с углом падения 30°-35°. Входная галерея труднопроходима (засыпана практически под потолок, местами осталось 20-30 см свободного пространства). Далее хода в лучшем состоянии. Высота ходов 1,5-2,5 м, ширина 60-80 см. Общая протяженность монастыря 407 метров. Конфигурация ходов арочная. Хода достаточно извилисты. Местами встречаются остатки старой грубой штукатурки, которой затирали трещины в камне и места выхода колотой породы. Местами хода разрушаются от плохого качества породы. Вентиляция естественная, за счёт перепада температур и наличия двух входов (первый сейчас завален). Достаточно сухо. Температура воздуха возле входа +8°С, в глубине объекта и возле засыпанного входа +6°С. Судя по всему, хода разрабатывались по природным трещинам. Монахи копали помещения каким-то рубящим инструментом (типа кирки) - видны следы засечек на стенах и потолке. Назначение некоторых ходов непонятно... Короткий ход частично находится под входной галереей. В кровле заметны следы кирпича. На данный момент стены и потолок сильно закопчены. Сейчас монастырь часто посещает местными жителями и различными спелеологами. В монастыре обитают лягушки, мошкара и летучие мыши".
   Пещеры являлись скитом Валуйского мужского Пристаничного монастыря, построенного в начале XVII в. Сооружение пещер началось в первом десятилетии нашего или, по другим данным, в конце прошлого века монахами, уединявшимися в кельи на горе. Торжественное открытие и освящение скита состоялось 4 мая 1914 г. Центром его стал небольшой подземный храм по имя священномученика Игнатия Богоносца, "в дальней нише поставлен престол, отделенный маленьким иконостасом". Жилых помещений в пещерах, судя по всему, не было.
   У входа в подземелье была сооружена наземная часовня, а потом выстроен храм, однако его освящению помешала Октябрьская революция. Вскоре Валуйский монастырь еще действовал в 20-х годах, но в 1935 г. был превращен в колонию для несовершеннолетних преступников.
Подземный ход и подцерковья Свято-Троицкого собора и женского монастыря
   Свято-Троицкий каменный собор начали строить около 1690 г. на месте одноименного сгоревшего деревянного храма. В 1833 г. он стал частью Свято-Троицкого мужского монастыря.
   О проходе, существовавшем между мужским и женским монастырем, в городе наслышаны многие.
   По рассказу старожила Г.Е. Топчия, в конце 20-х годов вместе с другими подростками несколько раз спускался в этот проход. Он начинался в подвале несохранившегося Свято-Троицкого собора (строительство которого началось в 1690 г.) и выходил где-то на территории женского монастыря (здания которого также разрушены в 20-40-е годы), расположенного через площадь. Таким образом, длина его составляла около 500 м. Ход был арочным, с кирпичной обкладкой. Он, по словам старожила, использовался еще в качестве склепа: в сделанных нишах стояли гробы, украшенные свинцовым и оловянным литьем. Добыча этого литья, которое переделывалось в дробь и шарики для самострелов, составляло одно из увлекательнейших занятий юных белгородцев в конце 20-х годов.
   Кто мог быть там захоронен? По сведениям краеведа А.Н. Крупенкова, несколько белгородских епископов были захоронены в подцерковье северного придела Свято-Троицкого собора. Здесь располагалась пещерка с мощами св. Иоасафа (Горленко). В этой пещерке, где мощи святого находились до поднятия на поверхность в 1911 г., могли помещаться до 30 человек. Впоследствии, при советской власти захоронения были уничтожены вместе со зданием собора.
   О подземном ходе в женском монастыре сообщал также журналист С. Романюк. Фрагмент воспоминаний он использовал в детективном рассказе, но подтвердил, что все, относящееся к описанию хода, вполне достоверно.
   После закрытия монастыря и сноса некоторых зданий, на его территории было выстроено несколько жилых бараков - так называемый "Рабочий городок". Под жилье были использованы и уцелевшие кельи. В конце 30-х годов в одной из них, "когда прогнили доски пола, обнаружили лаз в подполье. В то время там еще валялись полусгнившие дубовые клепки от сорокаведерных бочек, потрескавшиеся обручи, но самое удивительное - это потайная дверь, которая, несмотря на прошедшие десятилетия, свободно вращалась, даже без скрипа, на бронзовом стояке. За дверью был полутораметровый, обложенный кирпичом, ход или лаз. Он был шириной всего около полуметра, с осклизлых стен сочилась вода".
Пещеры близ с. Шмарное
   Находятся неподалеку от с. Шмарное (Долгополянского сельского совета) в Старооскольском районе.
Рис. 3. План пещеры у с. Шмарное (съемка одесской экспедиции)
   Участники одесской экспедиции описывают их так.
   "Вход находится в псевдоворонке. Монастырь имеет три входа: два рядом, а третий на другой стороне бугра. Основной вход представляет наклонный в 1°-2° арочный ход, начинающийся из меловой трещины. Также основной вход имел дверь. Видны хорошо сохранившиеся следы ее крапления. На одном из входов найден, по нашим предположениям, ледник. В трёх метрах от входа температура воздуха 0°С. Температура в других мостах объекта +4°С. Ширина ходов 0,7-1 метр, высота 1,8-2,2 метра, общая протяжённость монастыря 94 метра. Монастырь, по сравнению с предыдущими (т.е. с Холковским и Валуйским скитом. - К.Б.), нехарактерен. Во-первых, он отличается густой сеткой ходов и небольшими размерами. Во-вторых, сечение ходов не арочное, а прямоугольное. И, в-третьих, обнаружено помещение, очень напоминающие по конфигурации печь. Потолок и стены возле него сильно закопчены. Вытяжка шла по ходу. На данный момент стены и потолок сильно повреждены рубящими предметами, исцарапаны надписями и сильно закопчены. В монастыре в данное время местными энтузиастами ведутся работы по расчистке".
   Документальных свидетельств о существовании в Шмаровской пещере монастыря нет, однако они пригодны для обитания. Время сооружений пещер неизвестно, но примерно начало XVI века. Последним их обитателем был крестьянин с.Долгая Поляна Владимир Васильевич Костелев, поселившийся там, приблизительно, в 1840-годах; Костелев украсил церковь иконами и сам проводил там службы. Очевидно, что Костелев воспользовался готовыми пещерами, т.к. подобное сооружение одному ему, разумеется, было не под силу.
   О пещерах есть легенда, рассказанная уроженкой соседнего со Шмарным хутора Новая Деревня Л. Ковалевой. Как слышала она от родителей, в подземном монастыре жили избранные монахи, которые "делали мощи": они постепенно уменьшали себе дозу питания и умирали, а после смерти их тела становились нетленными.
   Однако список пещер нельзя считать исчерпанным. Например, по рассказам местных жителей, только близ г. Валуйки по правому берегу р. Оскол имеются, по крайней мере, еще три входа под землю.
   Распространенность пещер в Белгородской области объясняется условиями как природными - протянувшейся по р. Донцу и Осколу грядой меловых гор (представляющих собой идеальный материал для устройства подземелий). Так и историческими: более полувека здесь проходила южная граница Русского государства, а в течение двух столетий этот обширный район подвергался неоднократным набегам и разорениям, здесь происходили неоднократные стычки с литовскими и польскими войсками. В Смутное время, в период войны за Смоленск, войны за Украину, а реальная угроза татарских налетов сохранялась вплоть до строительства Украинской линии в 1730-х годах.
   Традиция сооружения культовых пещер, к тому же освященная церковью, жила на Белгородчине вплоть до 20-х годов нашего века.
   Но если упомянутые пещеры сохранились в первозданном состоянии вплоть до нашего времени, то подземные ходы в городах, напротив, растворились в потоке времени, как и дерево-земляные крепостные сооружения XVI-XVIII веков. Уже к прошлому веку большинство крепостных подземелий перестали существовать, стали непригодными, не использовались и были забыты. Это подтверждается почти полным отсутствием упоминаний о них в исторических и краеведческих работах прошлого века.
    Интенсивное строительство в Белгороде и других городах, развернувшееся после войны, неизбежно должно было привести к уничтожению значительной части сохранившихся подземных сооружений. Например, по известному рассказу И.Р. Новосельцева, который в 70-х годах работал прорабом на строительстве одного из зданий комплекса гостиницы "Белгород", которая находится в исторической зоне расположения Меньшого города. Во время рытья котлована был открыт деревянный колодец 2х2 м в сечении, уходивший, примерно, на 12-метровую глубину от поверхности. После его очистки И.Р. Новосельцев вместе с рабочими спустился вниз. По его словам, внизу находилось помещение размером 6х6 и высотой около 2 м, из которого вели, по крайней мере, два хода в разных направлениях. Лезть дальше строители побоялись, а приехавшее начальство распорядилось о находке никому не говорить и все немедленно засыпать, так как изучение находки могло остановить стройку и сорвать план.
К сожалению, сегодняшний день сохранилось малая часть документальных сведений о белгородских подземных ходах. Остальное составляют устные рассказы и воспоминания, лишь однажды подкрепленные фотоснимками вскрытого подземного хода.
Село Голофеевка – бывшая вотчина курских дворян Голофеевых Никиты и Ивана, подаренная им царём Василием Шуйским после 1609 года.
В 1725 году на купленной земле Тимофей Семёнович Голофей заселил малороссиян.
Село Казачок – упоминается в дозорной книге за 1615 год как деревня Казачья Прость. В 1721 году слобода Казачок на речке Казачок – владение князя Александра Меньшикова. В 30-е годы начала заселяться малороссиянами.
Село Шмарное – географическое название отражает природные особенности местности, оно возникло, вероятно от слова «Шмара» - тина на воде, ряска. Упоминается в документах за 1721 год как владение князя Александра Меньшикова.
Село Ивановка – малороссийское поселение на Осколе ротмистра Кирасирского полку князя Ивана (меньшего) Юрьевича Трубецкого. Основана в 1729 года.
Одно из достопримечательности села Ивановки - кирпичная церковь, Рождества Пресвятой Богородицы, возведена в 1837г. Автором проекта храма называю известного русского архитектора из Санкт-Петербурга академика А.И. Мельникова.
В 1894г. было построено деревянное здание под приходскую школу.
Церковь имеет длину – 25м., ширину – 20м., высота до карнизов – 6м.. Большой купол с главой, на котором 8 малых окон.
В 30-е годы ХХ века храм был закрыт и частично разрушен. Он использовался под зернохранилище.
В 1956 г. была снесена колокольня, разобран северный предел, кровля. Предпринимались попытки разобрать всю кирпичную кладку, но из-за её необыкновенной прочности сделать это не удалось.
Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы было возобновлено в 1990г. после ремонтно-восстановительных работ.
После утраты своих колоколов звонница стояла безголосой почти 70 лет. И только в 2008г., в самый канун светлого праздника Пасхи, над Ивановкой поплыл малиновый звон – на звоннице были установлены первые три колокола.
Храм является памятником архитектуры.
При разработке маршрута были использованы труды известного исследователя Оскольского края, краеведа Анатолия Павловича Никулова. Из его книги «Старый Оскол» (1997 г.) мы подчерпнули сведения о поселениях начала 19 века.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендую, если по метеорологическим условиям погода не позволяет приготовить обед, то лучше иметь готовые бутерброды, термоса с горячей едой (кашей, супы быстрого приготовления и т.д.), горячим чай, какао.
Так как пещера меловая, а ходы и проходы в пещере разные, есть места где только ползком можно пробраться в отдельные помещения, рекомендую, брать с собой дополнительно одежду, потому что мел трудно оттереть в походных условиях. В дождливую погоду взять с собой резиновые сапоги и накидку от дождя.
Если погодные условия желают быть лучшими, рекомендую пройти свой путь к подземному монастырю через с. Шмарное. Путь длиннее, но зато есть вероятность дойти до пещеры.
Рекомендуем взять с собой на маршрут экологов-профессионалов, операторов видеосъемки, чтобы не только пройтись по красивым местам Оскольского края, но и, запечатлев нынешнее состояние исторических памятников архитектуры нашей родины, пробудить чувства совести к сохранности истории родного края.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Крупенков А.Н. Холковские пещеры. (Путиводитель по подземному монастырю и его окрестностям).- Белгородский туристко-экскурсионный кооператив «КРУИЗ», Белгород, 1991. – 31с.
Никулов, А.П. Старый Оскол (Историческое исследование Оскольского края) / А.П. Никулов – Курск: ГУИПП «Курск», 1997.-576 с., ил.16 с.
Никулов, А.П., Григорьев Э.И. Старый Оскол (1593-1993) / А.П. Никулдов, Э.И. Григорьев – Белгород: «Везелица», 1992. – 110 с.
Интернет-ресурсы:
О подземных сооружений в Белгородской области
http:// BelStory.ru›…o-podzemnyx…belgorodskoj-oblasti.htmlХолковский монастырь - Википедия
http:// ru.wikipedia.org