Современные технологии повышения стрессоустойчивости личности.
Современные технологии повышения стрессоустойчивости личности.
Большую часть своего рабочего времени педагоги находятся в состоянии стресса. Это приводит к профессиональному «выгоранию» и проблемам со здоровьем.Напряженность психических функций - необходимое условие для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Стресс сильнее всего проявляется в условиях повышенной моральной ответственности, именно поэтому, педагоги испытывают огромное психоэмоциональное и физическое напряжение во время работы, а иногда и перенапряжение.
Каждый человек слышал слово стресс тысячи раз. Однако, если попросят дать ему определение ,наверняка мы не будем знать, что ответить. Дать определение стрессу так же сложно, как и счастью. Интуитивно мы понимаем, что такое ,но высказать словами не можем.Словарь дает такое определение: «Стресс-это ощущение,которое испытывает человек,когда полагает,что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.»
Но,я не хочу глубоко вникать в теорию стресса,скажу только хотите-верте,хотите-нет,но стресс нам необходим.Так как стресс взвинчивает нас и подготавливает наше тело как для борьбы ,так и для бегства от проблем.Я хочу,поговорить о том, «Как избавиться от стрессов на работе и не потерять ее ».
Сегодняшняя жизнь предъявляет очень много требований к людям. Дикий темп потока информации, экономические и политические передряги: все это отражается на психике человека. Приходя домой после длительного рабочего дня, вместо того, чтобы отдохнуть, приходится решать кучу бытовых вопросов – конфликты, скандалы, ссоры на работе, в семье, с начальством, с родителями, супругом, детьми. На сон и отдых практически не остается времени. Вследствие этого – появление и обострение соматических заболеваний.Понятно, что мы должны восстанавливать свои внутренние ресурсы. Каждый это делает своим путем. Кто-то идет в спортзал, кто-то в гости, кто-то в ресторан. Но в большинстве случаев мы идем на кухню: женщины пытаются заесть свои проблемы, мужчины – запить. Получается замкнутый круг, разорвать который человек порой не в силах. Чаще всего с этими трудностями сталкиваются люди, чья профессия заключается в общении с людьми. И воспитатели, педагоги и психологами стоят в первых рядах по угрозе эмоционального выгорания, т.к. их труд отличается повышенной эмоциональной нагруженностью и стрессоонасыщенностью.
Говоря о стратегиях преодоления стресса в практике педагогов (они диагностировались с использованием опросника SACS), установлено, что за исключением стратегии асоциальных действий, все остальные (ассертивные, осторожные, импульсивные, манипулятивные, агрессивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, избегание) отличаются средней степенью выраженности. Обнаружена прямая взаимосвязь уровня профессионального здоровья и использования непрямых, асоциальных и агрессивных действий. Среди способов снятия стресса педагоги чаще всего используют: общение с друзьями (на этот способ снятия стресса указали 59% опрошенных), музыку (53%), хобби (51%), юмор и смех, сон, поездки за город на природу (по 50%), чтение (43%), шопинг и прогулки (по 42%), общение с домашними животными (37%), общение с родственниками (36%), еду (34%), просмотр телевизора (28%), занятия спортом, путешествия, баню (сауну, бассейн, ванную) (по 27%). Любопытным, на взгляд, представляется исследование системы ценностей у педагогов, являющейся основой высокой стрессоустойчивости. Ранжированный список ценностей выглядит таким образом:
1 – любовь (физическая и психическая близость с любимым человеком), 2 – здоровье (физическое и психическое), 3 – счастливая семейная жизнь, 4 – уверенность в себе, 5 – интересная работа, 6 – жизненная мудрость, 7 – материально обеспеченная жизнь, 8 – познание, 9 – наличие друзей, 10 – развитие. При этом уровень реализованности ценностей иной: 77,8% - наличие друзей, 70% - познание, 67,1% - развитие, 65% - активная деятельная жизнь, 64% - здоровье, 63,6% - общественное признание, 63% - интересная работа, 61% - свобода. Наименьший уровень реализованности из ценностей у педагогов – материально обеспеченная жизнь (48%), счастье других (48%), жизненная мудрость (47%), возможность сделать профессиональную карьеру (45,8%). Такое рассогласование в системе ценностей и уровне их реализованности, на мой взгляд, является ведущим фактором развития профессионального выгорания у педагогов.В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”. По мнению известного психолога Виктора Бойко, “эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”. Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.Самый показательный симптом выгорания это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он “рвется в бой”, готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе.
Что мы можем изменить?! Прежде всего:
1.Начните рабочий день спокойно -это уже полдела, для этого начинайте готовиться к рабочему дню с вечера: (поспите;станьте чуть пораньше;съешьте завтрак,поработайте мышцами)2.Преодалейте синдром воскресного вечера(лечь пораньше,не переедать на ночь,заняться интересным делом, не планировать утро понедельника)3.Сделать поездку на работу более спокойной: (релаксация в автобусе, выйти по раньше толпы, развлечь себя в транспорте)4.Релаксация на рабочем месте(избавить себя от мышечных напряжений,пройдитесь,потянуться к небу,подъем ног,5.Организация рабочего места(поставить фотогрфию близких,чтоб давать глазам отдых,душе радость,удобный стул,хороший аромат,на переменах дать себе 5 минут,послушать приятную музыку,порядок на рабочем столе,хорошее освещение)
У вас был тяжелый день, вы устали, ну как же прийти домой и не приносит стресс домой: 1.Составте список дел на завтрашний день(это дает чувство контроля за происходящим)2.После работы не берите работу на дом.3.Посещение спортзала или бассейна, но если нет такой возможности, то очень расслабляет душ или ванна.4.Нужно побыть некоторое время в относительном покое(15-20 мин),послушать лубимую музыку,почитать любимую книгу,перед сном прогулка.
Вспомните,когда вы последний раз дурачились?Или играли?Или лодырничали?Иногда битье баклуш и ничегонеделанье бывает как раз тем,что прописал врач.Возможно,это покажеться неправильным и несолидным,но битье бакулш должно стать неотделимой частью вашей программы по управлению стрессом.Игры или просто лодырничанье отвлекут ваши мысли от проблемы и дадут вам перегруппироваться и востоновить душевное равновесие.Поваляв дурака,вы вернетесь к жизни свежим и готовым к новым стычкам.А чтобы полностью расслабиться,нужно не только расслабить тело,но и успокоить психику. Один из лучших способов успокоить разум-это релаксация тела, когда тело расслаблено, мозг спокоен. Самый простой способ успокоить нервы -это отвлечься(посмотри телевизор, сходи в кино, поговори с другими, послушать музыку и т.д.);эффективное использование времени: (1.спать по крайней мере 7-8 часов;2.работать 8 часов;3.отводить на еду 60 минут;4.наводить красоту 50 минут;5.делать рутинную работу 66 минут и т.д.);контроль эмоций, особенно приступы гнева: организованность; надежная социальная поддержка; жить в согласии со своими ценностями и не когда не терять чувство юмора. Управление стрессом -это не волшебство, а путь ,предполагающий совершенствование имеющихся и приобретение новых образцов поведения, желание начать по-другому относиться к себе и окружающему миру.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться.
Хвалите себя, позволяйте себе маленькие радости...
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
15