Доклад на НПК Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте
Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте
Выполнила: Гунтупова Дарима, 9 класс
Руководитель: Данилова Валентина Владимировна, воспитатель 9 класса
Улан-Удэ, 2015-16 г.
Содержание: Введение
I. Стрессоустойчивость в подростковом возрасте
Теоретический анализ проблемы исследования стрессоустойчивости в подростковом возрасте………….....................................................................
Почему подростки испытывают стресс?............................Стрессоустойчивость в учебной деятельности……………
Виды стрессов………………………………………………..
Психосоматические последствия стрессов………………….
II. Стратегия и тактика воспитания “стрессоустойчивости”
Воспитание "стрессоустойчивости" у детей и
подростков как средство укрепления физического и психического здоровья
Скорая помощь при стрессе
III ИсследованиеЗаключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формирование стрессоустойчивости. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами:
1. В условиях заведения, круглосуточного пребывания у воспитанников в после каникулярный период снижаются адаптационные возможности, общий энергетический уровень, и как следствие мотивация к обучению.
2. Отсутствием системы социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости у учащихся в образовательном учреждении круглосуточного пребывания.
3. Отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах психологической коррекции стресса у подростков.
Цель методической разработки – коррекция эмоционального и физического состояния в ситуациях сильного напряжения (таких как проверочные контрольные работы, экзамены, сложные межличностные взаимоотношения и т.д.)
В соответствии с целью определены основные задачи занятия:
Сформировать теоретическое представление о стрессе;
Дать определение стрессоустойчивости;
Познакомить с основными способами снижения тревожности в стрессовой ситуации.
Сформировать навык эффективного выхода из стрессовой ситуации с помощью различных психокоррекционных методов.
Научная новизна исследования: разработаны принципы организации и проведения социально-психологических технологий формирования стрессоустойчивости в условиях образовательного учреждения круглосуточного пребывания.
Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что использовать в работе с подростками помимо психолога её могут учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
2
Понятие стресса и стрессоустойчивости в учебной деятельности
Одна из главных функций психики - уравновешивание организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Если по каким-либо причинам это становится невозможным, то возникают трудные состояния, которые характеризуются избытком эмоционального напряжения. Такие состояния часто называют стрессом. В переводе с английского «стресс» — это давление, напряжение. Этот термин заимствован из техники, где обозначал внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность. В 1936 году Г.Селье использовал это понятие для обозначения определенных физиологических процессов в организме человека.
Стрессом называют чрезмерное усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться или неожиданный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Г.Селье определяет его как «неспецифический, т.е. один и тот же на различные воздействия, ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней».
Таким образом, различные факторы - страх, обида, гнев, боль - вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, не зависящую от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. При этом в кровь выделяются определенные гормоны, которые изменяют режим работы многих органов и систем организма (его защитные свойства, ритм сокращений сердца) Организм старается обеспечить мышцы кислородом и питательными веществами, чтобы развить максимальное мышечное усилие и дать отпор, сильнее ударить или убежать. Такая реакция оправдана, если она адекватна внешней опасности и длится недолго. Но проявить физическую агрессию или убежать для школьника в большинстве случаев означает вступить в противоречие со школьными правилами, социальными нормами. В результате возникшее напряжение и физиологические сдвиги - подготовка к действию, которое не произошло - остаются невостребованными в организме. Фактически при стрессовой реакции происходит прерывание естественного биологического процесса, являющегося чрезвычайным событием для психики. В такой ситуации в психике остаются его беспорядочные записи — блокированные «участки», доступ к которым возможен только в аналогичной ситуации. Так, причиной возникновения стресса может стать прошлый неудачный опыт, полученный в той или иной ситуации. Например, неудачный опыт ответа у доски может вызывать неприятные ощущения у школьника в аналогичной ситуации даже тогда, когда он хорошо подготовлен и уверен в своих знаниях.
3
Стрессовая запись биологически целесообразна и ее смысл именно в том, чтобы обеспечить автоматическое реагирование при повторении угрожающей ситуации. В случае естественной разрядки накопившегося напряжения событие прошло бы бесследно, но если этого не происходит, то напряжение нарастает, накапливаясь в мышцах. В результате механизм, играющий защитную роль при определенных ситуациях, создает при подобных же процессах в других ситуациях опасные для организма условия. К.Э.Изард приводит клинические данные, полученные Холтом, из которых следует, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. «Стресс часто становится источником заболеваний горла. Более того, наследственные соматические болезни - астма, аллергия и диабет - могут проявиться под влиянием испытанного в детстве стресса», т.е. вредное действие стрессовых реакций может быть отсроченным. Стресс в учебной деятельности школьника может провоцироваться ее особенностями, а может быть фоном, постоянным спутником подростка. Среди факторов, которые его вызывают: нарушение значимых социальных отношений; социальная изоляция"; нормы, правила поведения и деятельности".
Причиной подросткового стресса могут стать отношения с родителями: непонимание, недостаток любви с их стороны, недооценка личностных качеств школьника, ограничение его свободы. Нередко родители стремятся добиться от подростка нормативного с их точки зрения поведения, но при этом сами становятся источником стресса для своего ребенка4.
Подчеркнем, что стресс как состояние затрагивает всю психику и влияет на уровень психической активности в целом и на отдельные функции.
Он может вызывать ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерную двигательную активность либо заторможенность. Это отрицательные проявления стресса. Положительные эффекты проявляются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти, повышении эффективности деятельности. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать.
Сейчас подрастающее поколение подвержено стрессам, как в школе, так и в нее ее, как же помочь подростку в такой ситуации? Часто родители чувствуют себя беспомощными в ориентирование ребенка в его собственной судьбе. Важно направить подростка в планировании личной жизни, учебы, научить разбираться в себе и с окружающими.
4
Не имея жизненного опыта, подростки испытывают множество проблем, в итоги которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к стрессам и неврологическим срывам, развитию психосоматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Стресс, это неспецифическая реакция организма на нервно-психическое напряжение, а также соответствующее состояние нервной системы организма.
Почему подростки испытывают стресс?
Чаще всего, это происходит вследствие следующих факторов:
Неуверенность в себе. Если юноша или девушка не знают, как вести себя в окружении сверстников, если они испытывают постоянное стеснение и остро ощущают собственную неполноценность, это просто не может не привести к стрессу.
Трудности с учебой и низкая успеваемость. Не каждый ребенок способен схватывать знания «на лету», и потому оценки подростка могут оставлять желать лучшего, что приведет к высокомерному отношению и насмешкам со стороны одноклассников (а иногда, и педагогов), а также к развитию стресса.
Активная внеклассная деятельность. Конечно, хорошо, когда ребенок, помимо школьных занятий, посещает также разнообразные кружки и секции. Однако слишком большие нагрузки и желание добиться успеха во всех сферах деятельности приводят к ухудшению состояния здоровья ребенка, к потере концентрации внимания и к большим эмоциональным нагрузкам.
Проблемы во взаимоотношениях. Перечисляя основные *причины стресса у современных подростков*, необходимо остановиться и на этой категории факторов. Причем относиться сюда могут самые разнообразные проблемы, начиная от недопонимания с друзьями или представителями противоположного пола, и заканчивая размолвками с родителями.
Отсутствие желаемых особенностей внешности или черт характера. Каждому подростку хочется чем-то выделяться на фоне сверстников, но не все обладают потрясающей внешностью или могут поразить какими-то талантами.
5
Поэтому конфликт между желаемым и действительным нередко приводит к эмоциональным и психологическим проблемам.5
Недостаток материального обеспечения в сравнении со сверстниками. Многие дети страдают от невозможности носить такую же модную и дорогую одежду, как и их знакомые, пользоваться такими же аксессуарами и техническими средствами.
Физическая слабость и неумение защитить свои интересы. Особенно актуальна эта проблема для мальчиков.
А, кроме того, причиной стресса для подростка может стать: переход в другую школу, развод родителей, несчастье с кем-то из близких, недостаток внимания со стороны представителей противоположного пола, эмоциональные и физические перегрузки и многие другие факторы. Поэтому родителям нужно внимательно следить за состоянием своего ребенка и, в случае необходимости, немедленно прийти ему на помощь. Ведь большинство указанных выше проблем можно без труда решить, и тогда они не будут отравлять жизнь вашего ребенка, и представлять опасность для его здоровья.
Профилактика стрессов
Чтобы подросток был здоровым, и у него не возникало такое количество проблем, необходимо научить ребенка преодолевать стрессы, решать мирно конфликты.
В профилактику стрессов, прежде всего включены занятия спортом, пропаганда родителями здорового образа жизни, хорошо если есть личный пример. Овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики. Четкая постановка жизненных целей, упорядочение межличностных отношений в семье, воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализации.
Что бы было меньше стрессов в жизни подростка, стоит:
- ограничить просмотр телепередач и кино, особенно боевиков и ужасов;
- ограничить прослушивание рок-музыки (нарушается пропорция внутреннего ритма ребенка);
- ограничить пребывание подростка у компьютера;
- не позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете, не является образцом для подражания;
6
- чаще разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику;
- внимательно отнеситесь к выбору друзей подростка;
- постарайтесь научить ребенка любить себя таким, какой он есть;
- необходимо, что бы ребенок доводил начатое до конца;
- объясните подростку, что все имеют право на ошибку, главное постараться это исправить;
Скорая помощь при остром стрессе
1. Пусть подросток умоется водой, и выпьет стакан сока или воды.
2. Найдет в теле напряженные мышцы и расслабит их, потрясет кистями, руками, ногами.
3. Сожмет кисти в кулак что есть силы и продержит их так 10 секунд. Сбросит напряжение. То же самое проделает с локтями, плечами, ногами, животом.
4. Вдохнет животом и медленно выпустит воздух. Мычит при этом, как будто вы стонете.
5. Сделает себе массаж лица и головы. Помассирует мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
6. Переключит внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка.
7. Нарисует стрессовую ситуацию. Сожжет рисунок. Уменьшите значение события.
8. Закроет глаза и мысленно представит себе тихое место, в котором ему было хорошо и комфортно.
9. Подумает о друзьях и близких, которые в любят его несмотря ни на что. Улыбнется им.
Оценка стрессоустойчивости подростков
В целях изучения стрессоустойчивости были использованы тест «Подверженность стрессу» (Митиной Н.Н.) и тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.).
По результатам проведенного тестирования были получены следующие данные (слайд).
7
Уровень подверженности стрессу у большинства учащихся (58,7%) – средний. То есть они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремление добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот).
На следующем слайде представлены результаты изучения уровня стрессоустойчивости у учащихся: у большинства учащихся высокий уровень стрессоустойчивости, что составляет 67,4%.
С целью изучения причин возникновения стресса и способов избавления от него было проведено анкетирование при помощи специально разработанной анкеты, которая представлена на слайде.
При ответе на вопрос: «Как вы считаете, подвержены ли вы стрессу?» большинство респондентов (45,7%) ответили, что «нет, не подвержены стрессу»; 23,9% опрошенных затруднились ответить и 30,4% ответили – «да, подвержены стрессу». При ответе на вопрос: «Какие, по вашему мнению, существуют причины возникновения стресса?» были названы основные причины, которые представлены на след. слайде:
конфликты в классе, с друзьями – 28,4%;
незнакомая обстановка (новая школа, класс и т.д.) – 19,7%;
неуверенность в себе – 19,7%.
При ответе на вопрос: «Какие методы и способы избавления от стресса вы знаете?» школьники выделили следующие способы, которые представлена на след. слайде: применение процедур, улучшающих самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка) – 22,3%; поддержка близких (родителей, друзей) в данный момент – 17,1%; развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения – 14,8%. Это сочетание физических, эмоциональных и психологических методов.
8
При ответе на вопрос: «Какое влияние оказывает на вас стресс?» большинство респондентов – 47,8% затруднились ответить; 43,5% опрошенных указали отрицательное влияние стресса и 8,7% - положительное влияние.
Таким образом, опрошенные школьники многое знают о стрессе, но о том, как он влияет на человека (положительно или отрицательно) не знают. Необходимо объяснить ребятам, что есть оптимальный уровень стресса, при котором деятельность результативна. Больше – хуже. Но и меньше – тоже плохо. То есть стресс в небольших порциях полезен, при перегрузке – очень вреден.
Сейчас я представила результаты исследования стрессоустойчивости учащихся нашей школы, а теперь я предлагаю вам самим проверить свой уровень подверженности стрессу.
На слайде представлен тест на выявление уровня подверженности стрессу. Нужно ответить на 7 вопросов и подсчитать количество баллов, а затем разделить на 7 – это и будет уровень подверженности стрессу.
На след. слайде представлена шкала уровня психологического стресса, сравните свои результаты с таблицей, определите свой уровень стресса.
Если кто-то получил высокий уровень стресса, не переживайте. Существуют способы развития стрессоустойчивости, о которых я вам сейчас расскажу.
Воспитание "стрессоустойчивости" у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья
Современная система образования в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов за отсутствие в учебных планах образовательных учреждений такого учебного предмета, который готовил бы молодого человека к жизни самым
9
непосредственным образом, давая знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни, научили разбираться в себе и окружающем, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.Не обладая необходимыми в этой области знаниями, учащиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых вполне вероятно может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, депрессивных расстройств, и компенсируемая во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.
Психосоматические последствия стрессов
К “болезням стресса” относятся инфаркт, инсульт, стенокардия, некоторые злокачественные опухоли и даже кариес и атрофия десен. Особенно часто возникают под влиянием стресса язвенные болезни желудка и гипертония вкупе со многими другими формами сосудистой патологии. Во всем мире все более острой становится проблема депрессивных расстройств: в большинстве промышленно развитых стран за последние 50 лет отмечается неуклонный рост депрессивных состояний, которые, по мнению специалистов - депрессологов, к концу XX века приобрели характер эпидемии. К тому же депрессия сильно помолодела, т.е. дети и подростки в последние десятилетия дают множество случаев депрессии, нередко заканчивающихся суицидом. По данным ВОЗ, большая депрессия в 1990 г. по частоте ведущих причин болезней занимала 4-е место, а по прогнозам эта очень распространенная во всем мире патология займет к 2020 году второе место по частоте после ишемической болезни сердца. Проведенное во многих странах мультицентровое исследование показало, что заболеваемость депрессией в популяции составляет от 4, 8 до 7, 5, а среди больных поликлинической сети – 10 % и более. Среди пациентов, страдающих соматическими заболеваниями, средние цифры составляют 22-33%.По данным Международной ассоциации психиатров, страдают депрессией:
Постинсультные больные - 47%
Онкологические - 42%
Постинфарктные - 45%
10
Больные сахарным диабетом - 28%
Считается, что рак поджелудочной железы почти причинно связан с депрессией. В то же время 50% больных маскируют депрессивные симптомы жалобами соматическими, чаще всего фиксируя внимание врача на расстройствах деятельности сердца, ЖКТ, жалобах общего характера, которые раньше было принято называть невротическими, т.е. симптомы депрессии могут маскироваться различными проявлениями соматического, психического и когнитивного неблагополучия, чрезмерным употреблением алкоголя, ипохондрическими идеями.Современные исследования в области психологии, психосоматической медицины, психотерапии выявляют четкую зависимость возникновения неврозов, депрессивных расстройств, психических и соматических заболеваний от состояния эмоционально-волевой сферы человека, и особенно ребенка. Древние говорили: не тот человек силен, кто избегает трудностей, а тот, кто умеет им противостоять и с честью преодолевать их.Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть, обладает завышенным уровнем притязаний, то риск сердечнососудистых заболеваний у него возрастает. Так, больные гипертонией в течение длительного времени не находят достойного, по их мнению, признания их заслуг в глазах окружающих. “Проглатывание обиды” приводит к гипертонии. В одном из исследований над животными в ходе эксперимента вожака стада обезьян, который в силу нахождения на вершине иерархии в стаде ел первым, отделили от стада и у него на глазах в течение нескольких дней кормили остальных членов стада раньше, чем его. В результате наблюдения этого “безобразия” у вожака стада развилась гипертония.В свою очередь, у людей целеустремленных, с ярко выраженным честолюбием хронические сердечные заболевания встречаются гораздо чаще по сравнению с теми, кто удовлетворен своим положением.Большая личная ответственность за какое-то дело также является фактором, провоцирующим стресс. Была установлена зависимость между степенью эмоционального напряжения и частотой пульса как показателя меры ответственности.Исследуя характер людей, больных язвенной болезнью, ученые обнаружили, что для них характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойствены также
10
пониженная самооценка, чрезмерная ранимость, стеснительность и застенчивость, неуверенность в себе и в то же время повышенная требовательность к себе. Такие люди часто стремятся сделать больше, чем они реально могут. Для них оказались типичными активное преодоление трудностей в сочетании с внутренней тревогой. Постоянное перенапряжение и тревога приводят к ухудшению кровоснабжения пищеварительных органов, снижают сопротивляемость организма. Существует высокая корреляция тревоги и гнева с сердечной деятельностью. Эти эмоции, когда они постоянно подкрепляются, особенно при тревожных состояниях в случае психоневрозов, проявляются в одних случаях в виде тахикардии, а в других - в виде аритмии. Хронические подавляемые агрессивные импульсы, которые всегда связаны с тревогой, сильно влияют на уровень кровяного давления. Запрещение в современном обществе выражать агрессию приводит к тому, что многие подавляют свою агрессию и живут в состоянии хронического подавления агрессии. Высокий самоконтроль, уступчивость через подавление собственных желаний, в конце концов, приводят к гипертонии.Таким образом, повышенное психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека
Профилактика депрессии и неврозов
Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Для здоровья, по мнению Н. Амосова, одинаково необходимы четыре условия - физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще - счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровье не обеспечивает.Преодоление негативных последствий стресса на основе достижений современной психологической науки — важная практическая задача. Осуществляется это преодоление в процессе профилактики, которая имеет социальный, психологический и медицинский аспекты.Социальный аспект профилактики включает в себя создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм.Медицинская профилактика включает в себя: пропаганду здорового образа жизни; психо-гигиеническое просвещение населения с учетом возрастных и половых особенностей отдельных его групп; закалку организма в детские
11
годы; регулярные занятия спортом, овладение навыками саморегуляции и дыхательной гимнастики; освоение каждым человеком навыков здорового образа жизни.Психологическая профилактика стрессов включает в себя: выработку четкой концепции собственной жизни; постановку общественно значимых жизненных целей; упорядочение межличностных отношений в семье, воспитание психологической готовности к встрече со стрессами и их нейтрализации.
Стратегия и тактика воспитания “стрессоустойчивости”
Обеспечение родителями безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей. Родители должны:Ограничить просмотр телепередач дошкольникам и детям младшего школьного возраста: не более 15 минут; особенно вредны фильмы без слов.Ограничить прослушивание рок-музыки - она нарушает пропорцию внутреннего ритма ребенка.Ограничить пребывание у компьютера, особенно до 8 лет.Не позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете, не является образцом для подражания.Ежедневно уделять внимание ребенку. В те минуты, когда вы концентрируетесь на нем, он развивается, вы - его здоровье, его питание. До 7 лет ребенок не может полноценно развиваться без родителей. До 7 лет формируется привязанность ребенка к родителям и теплое чувство любви к ним.Ежедневно разговаривайте с ребенком, четко произнося слова, грамотно строя фразы, читайте и слушайте с ним классику.Соблюдайте принцип ТАБУ-РЕТКИ. Переключение внимания ребенка в большинстве случаев действует безотказно. Не закрепляйте в сознании ребенка эпизоды плохого поведения: не поощряйте топанье ногами и истерику угощением.Внимательно относитесь к выбору друзей и учителей малыша, не забывайте его подражательные качества. Когда ребенок станет старше, после 7 лет, обсуждайте с ним все события, происходящие с ним. Давайте им свою оценку. Будьте психологом своего ребенка. Приучайте ребенка видеть в мире и плохое, и хорошее, но - перенимать только хорошее, при этом ребенок не должен считать себя лучше других и должен знать все свои недостатки. Необходимо осознание ребенком и исправление им его неправильных поступков (как в христианских заповедях.). В таких условиях ребенок обогащается опытом самоанализа и видит, как трудно исправлять даже маленький недостаток в себе, это делает его снисходительным к другим.Древние говорили: “От года до 7 лет - ребенок царь”. Все служат ему, управляют им незаметно, дипломатично, за исключением табу. От 7до 15 лет ребенок - “раб”. Хозяин печется о своем рабе, любит его, и раб платит любовью и послушанием, и главное здесь - воспитание послушания, без послушания раб не может реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважить вашу старость. От 15 и старше - ребенок - “друг”. Вы можете только советовать ему, как поступить, а выбор остается за ним. Руководство им строится вновь на вашей дипломатии и на том уважении, которое вы воспитали к старшим за предыдущий период от 7 до 15 лет.
Литература1. Корнетов Н.А., Психогенные депрессии (клиника, патогенез); Издательство Томского университета, Томск, 1993г.2. Международные стандарты систематики, диагностики и терапии депрессивных расстройств, Томск, 1999г.3. Вавилова В.П., Перевощикова Н.К., Современные технологии в программе реабилитации и адаптации детей дошкольного образовательного учреждения, Департамент образования Администрации Кемеровской области, Кемерово, 2001г.4. Бойко Ю.П., Петрушин В.И., Практическая психотерапия выживания в большом городе, “Классный руководитель”, научно-методический журнал, №4, Москва, 2004г.5. Д.В.Тойч и Ч.К.Тойч, Второе рождение или искусство познать и изменить себя, Москва, 1995г.
12
Приложение 1. Тест «Подверженность стрессу» Митиной1. Легко ли Вы раздражаетесь даже из-за мелочей?
2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?
3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?
4. Можете ли в раздражении обидеть кого-нибудь?
5. Спокойно ли Вы воспринимаете критику?
6. Если Вас толкнут в трамвае, постараетесь ли Вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное?
7. Всегда ли Ваше время заполнено какой-либо деятельностью?
8. Свойственна ли Вам пунктуальность?
9. Умеете ли Вы выслушивать других?
10. Страдаете ли отсутствием аппетита?
11. Часто ли Вы испытываете беспричинное беспокойство?
12. Кружится ли у Вас по утрам голова?
13. Испытываете ли Вы усталость после продолжительного сна?
14. Легко ли Вы засыпаете?
15. Уверены ли Вы, что у Вас все в порядке с сердцем?
16. Страдаете ли Вы от болей в области спины и шеи?
17. Часто ли Вы барабаните пальцами по столу, а сидя - покачиваете ногой?
18. Мечтаете ли Вы о признании, хотите ли, чтобы Вас хвалили за то, что Вы делаете?
19. Считаете ли Вы себя лучше многих других (хотя этого никто не замечает)? 20. Находитесь ли Вы на диете? Ответ Оценка, балл Почти никогда 1 Редко 2 Часто 3 Почти всегда 4 Просуммируйте баллы и оцените Ваше состояние. До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые Вам преподносит жизнь, не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако рекомендуем проверить свои ответы вместе с хорошо знающим Вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете. От 31 до 45 баллов. Для Вашей жизни характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, Вы и впредь будете жить так же, постарайтесь не обращать внимание на пустяки и выделите немного времени для себя. От 45 до 60 баллов. Ваша жизнь - непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит Вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет Вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит Вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана. Более 60 баллов. Вы напоминаете шофера, который одновременно жмет и на "газ", и на "тормоз". Испытываемый стресс угрожает и Вашему здоровью, и Вашему будущему. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Поменяйте жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется Вам невозможной, постарайтесь, хотя бы минимально отреагировать на эту рекомендацию.