РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКА И БУХУЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________С.А. Ермухаметов«_____»_____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного цикла
базовой общеобразовательной дисциплины
ОДБ.02 «Литература»
по специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
Бреды
2013
Рабочая программа составлена с учётом «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»ОДОБРЕНА
на заседании методического совета,
протокол №___, от «_____»__________2013 г.
Председатель методического совета: _______________ Зам.директора по УМР Т.В. ЧеботькоСОГЛАСОВАНО
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЦЕНЗЕНТ
Руководитель структурного подразделения: _______________ /Н.Я. Чайкина/
СОСТАВИТЕЛЬ
Асташенко Светлана Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
21
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
23
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учётом Письма Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180 и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в базовые общеобразовательные дисциплины.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки - 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 117 часов;
самостоятельной работы - 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
В том числе: 1 семестр 51
2 семестр 66
Самостоятельная работа (всего)
58
Промежуточная аттестация - в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины литература

урока Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Литература 19 века.
1 Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. 1 2
Самостоятельная работа : доклад «Самобытность русской литературы» (с обобщением ранее изученного материала). 1 Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века
2 Русская литература первой половины XIX века. Романтизм.
Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. 1 2
3 А.С.ПУШКИН.
Жизненный и творческий путь.
Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Деревня», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. 1 2
4 Семинар «Лелеющая душу гуманность» творчества А. С. Пушкина. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. «Вольность». Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. «Пророк», «Поэту». Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. 1 2
5 Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. 1 2
Самостоятельная работа: Чтение произведений «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине. Теория литературы: Элегия. 1 6-7 М. Ю. Лермонтов.
Жизненный и творческий путь.
Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. «Выхожу один я на дорогу…» и др2 2
Самостоятельная работа : Критики о М.Ю. Лермонтове. Теория литературы: развитие понятия о романтизме. Поэма «Маскарад». 1 8 Н.В. ГОГОЛЬ. Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. 1 2
9 Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. 1 2
Самостоятельная работа : чтение критики о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Теория литературы: Романтизм и реализм. 1 Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века
10 Русская литература второй половины XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. 1 2
11 А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.
Комедии Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. 1 2
12 Город Калинов и его обитатели.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Чтение по ролям пьесы «Гроза», характеристика героев. 1 2
13 Образ Катерины в драме «Гроза». Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
1 2
14 Споры вокруг пьесы «Гроза» Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме. 1 2
Самостоятельная работа : «Бесприданница». А.Островский «Бесприданница». Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». 1 15 И.А. ГОНЧАРОВ.
Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. 1 2
16 Система персонажей в романе «Обломов» Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
1 2
Самостоятельная работа : роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман. 1 17 И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизненный и творческий путь. Роман «Отцы и дети».
Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.
1 2
18 «Меж ними всё рождало споры…» Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). «Конфликт двух поколений». Комментированное чтение и анализ 10 главы романа «Отцы и дети». 1 2
19 Любовь в романе «Отцы и дети». Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. 1 2
20 Анализ эпизода «Смерть Базарова». Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. 1 2
Самостоятельная работа. Чтение произведений: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо»,
1 2
21 Личность и судьба Ф. И. Тютчева. Сведения из биографии. Стихотворения: « «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. 1 2
22 Пейзажная и любовная лирика. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. 1 2
Самостоятельная работа: чтение стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…»,«29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…»,«Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…» 1 23 Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества. Сведения из биографии. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета. 1 2
Самостоятельная работа : чтение стихотворений «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «На заре ты ее не буди...». 1 24 А.К. ТОЛСТОЙ.
Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…». 1 2
Самостоятельная работа : чтение стихотворений «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...». 1 25 Н.А. НЕКРАСОВ.
Жизненный и творческий путь.
Разнообразие тем лирики. Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», « «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. «Памяти Добролюбова», Поэт и гражданин» и др. 1 2
26 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Комментированное чтение поэмы и характеристика образов (Яким Нагой, Савелий, Ермил Гирин и др.) 1 2
27 Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. . Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. . Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. 1 2
Самостоятельная работа. Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман). Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. 1 28 Н.С. ЛЕСКОВ. Жизненный и творческий путь. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.
1 2
29 Повесть «Очарованный странник» (обзор с анализом глав) Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. 1 2
Самостоятельная работа : чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда» 1 30 М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизненный и творческий путь. «Сказки…» Сведения из биографии. Своеобразие типизации и писательской манеры Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).
1 2
31 «История одного города» (обзор). Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы
1 2
Самостоятельная работа обучающихся: «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. 2 32 Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Жизненный и творческий путь. Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
1 2
33 Петербург в романе «Преступление и наказание» Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. 1 2
34 Семинар «Двойничество» в романе. Символическое значение снов Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.
1 2
35 Семья Мармеладовых в романе. Эволюция идеи «двойничества». Комментированное чтение и анализ глав из романа «Преступление и наказание».
1 2
36 Женские образы в романе «Преступление и наказание» Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.
Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. 1 2
37 Эпилог романа «Преступление и наказание» анализ эпилога романа. 1 2
Самостоятельная работа. Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.). 1 38 Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа…». Роман-эпопея». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа…», «Люди, как реки…» Диалектика души».
1 2
39 «Мысль семейная» в романе «Война и мир»
Жизненные ценности семей Болконских и Ростовых.
1 2
40 Отечественная война 1812 г. Картины войны 1812 года. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Партизанское движение в романе. Патриотизм в понимании писателя. Кутузов и Наполен. Развенчание идеи «наполеонизма». Осуждение жестокости войны в романе 1 41 Жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова.
Духовные искания Андрея Болконского. Духовные искания Пьера Безухова 1 2
42 Наташа Ростова – любимая героиня писателя.
Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи 1 2
43 Художественное своеобразие романа «Война и мир».
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. 1 2
Самостоятельная работа : Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. ,«Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». 2 44 А.П. ЧЕХОВ. Жизненный и творческий путь. Сведения из биографии. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. «Ионыч» 1 2
45 Основные мотивы творчества. Анализ рассказов.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова 1 2
46 Своеобразие конфликтов, система персонажей пьесы «Вишнёвый сад».
Комедия «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы (Раневская и Гаев). 1 2
47 Сад как символ в пьесе «Вишнёвый сад» Сложность характера Лопахина. Чтение по ролям пьесы «Вишнёвый сад», характеристика образов Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. 1 2
Самостоятельная работа : чтение рассказов «Дама с собачкой», «Дом с мезонином». Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух), «Палата № 6», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». 2 48 Уроки поэзии (А. Н. Майков, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский)
Особенности развития поэзии 19 века. Роль А. Н. Майкова, А. А. Григорьева, Я. П. Полонского в развитии русской поэзии. 1 2
49 К. Хетагуров. Жизнь и творчество.
Сведения из биографии, комментированное чтение стихотворений. 1 2
50 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЗОР)
В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»,
Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). 1 2
Самостоятельная работа. Чтение произведений: В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»,
Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). 1 51 Контрольная работа по литературе 19 века.
Контрольная работа по литературе 19 века. 1 2
Раздел 3. Литература 20 века.
52 Развитие искусства в конце 19 – начале 20 века. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция». 1 2
53 Жизненный и творческий путь
И.А. БУНИНА. Поэзия. Рассказ «Чистый понедельник».
Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. 1 2
54 Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» Рассказ «Господин из Сан-Франциско»Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Рассказ «Чистый понедельник». 1 2
Самостоятельная работа : чтение стихотворений «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», чтение рассказов: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Грамматика любви», «Митина любовь», «Темные аллеи». Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов). 1 55 Жизненный и творческий путь
А. И. Куприна.
Сведения из биографии. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
(«Олеся»). 1 2
56 Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. 1 2
Самостоятельная работа: чтение рассказов «Олеся», «Поединок». Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов). 1 57 М. ГОРЬКИЙ. Жизнь и творчество. Романтические рассказы Горького. Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького.. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
1 2
58 Семинар: «Что лучше: истина или сострадание?»
На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. 1 2
Самостоятельная работа: чтение произведений: «Страсти-мордасти», Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). Теория литературы: развитие понятия о драме. 1 59 Поэзия серебряного века Символизм В.Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый. Сведения из биографии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии 1 2
60 Акмеизм. Мир образов н. Гумилёва. Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. 1 2
61 Футуризм. «Эгофутуризм» И, Северянина Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В.В. Хлебников. Сведения из биографии. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. 1 2
Самостоятельная работа:
Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С. А. Есенина. Н.А. Клюев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. 4 62 А.А Блок. Романтический мир раннего Блока. Тема Родины в творчестве Блока Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…» и др. тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. 1 2
63 Поэма Блока «Двенадцать». Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. 1 2
Самостоятельная работа: поэма «Соловьиный сад», драматургия Блока, стихи. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. Чтение стихотворений: цикл «Кармен» «Скифы». 2 Раздел 4. Особенности развития литературы 20-х годов (обзор)
64 Общественно- культурная обстановка 20-х годов. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. 1 2
65 Развитие прозы, поэзии и драматургии в 20-е годы. Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.). 1 2
Самостоятельная работа : А. Фадеев. «Разгром». Полемика вокруг романа. Теория литературы: проблема положительного героя в литературе. 2 66 В.В. МАЯКОВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта 1 2
67 Основные темы и проблемы творчества Маяковского. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это», «Лиличка!», «Люблю». Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Стихотворения: «Нате!», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся». Пьесы «Клоп», «Баня».
Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», Поэма «Во весь голос».
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. 1 2
Самостоятельная работа. Чтение произведений: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Флейта-позвоночник», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».
Поэма «Во весь голос». 2 68 С.А. ЕСЕНИН. Основные темы и проблемы творчества.
Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…». Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Стихотворения: «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». 1 2
69 Творчество Есенина в 1923-1925 гг. Поэма «Анна Снегина.» Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме 1 2
Самостоятельная работа: выучить наизусть стихотворение С.Есенина. 1 Раздел 5. Особенности развития литературы 30- 40 -х годов (обзор)
70-71 Особенности развития литературы 30- 40 -х годов (обзор)
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. . Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). 2 2
Самостоятельная работа. Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др. 1 72 М.И. ЦВЕТАЕВА. Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». Основные темы творчества Цветаевой. 1 2
73 Основные мотивы лирики. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. 1 2
Самостоятельная работа: чтение « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». 1 74 Художественный мир А. Платонова.
Сведения из биографии. Рассказы «Усомнившийся Макар» «В прекрасном и яростном мире». Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. 1 2
75 Повесть «Котлован» (обзор)
Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. 1 2
76 И. Э Бабель. Сведения из биографии. Рассказы «Мой первый гусь», «Соль». 1 77 М.А. БУЛГАКОВ. Жизненный и творческий путь.
Сведения из биографии. 1 2
78 Роман «Белая гвардия» (обзор) Анализ романа. Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». 1 2
79 История создания романа «Мастер и Маргарита». Образы Москвы и Ершалаима. Нечистая сила в романе.
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. 1 2
80 Тема любви в романе. Образы Мастера, Иешуа, Понтия Пилата.
Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. 1 2
Самостоятельная работа: Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». 2 81 М.А. ШОЛОХОВ. Личность и судьба писателя. Особенности жанра и композиции романа «Тихий Дон»
Сведения из биографии. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. 1 2
82 Образ Григория Мелехова. Тема любви в романе.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа 1 2
83 Изображение народной жизни в романе – эпопее.
Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
1 2
84 Семинар «Изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон»
Гуманистические традиции русской литературы в изображении войны и её влияние на человека. 1 2
Самостоятельная работа: «Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. 1 85-86 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ.
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. 2 2
87 А.А.АХМАТОВА. Основные мотивы лирики. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…». Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
«Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был». 1 2
88 Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием». Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство 1 2
Самостоятельная работа : «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Статьи о Пушкине 1 89 Б.Л.ПАСТЕРНАК. Жизненный и творческий путь. Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. 1 2
90 Основные мотивы лирики.
Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений 1 2
Самостоятельная работа. Роман «Доктор Живаго». 2 Раздел 6. Литература 50–80-х годов (обзор)
91 Развитие прозы во второй половине 20 века. «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. 1 2
92 Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.1 2
93 Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Многонациональность советской литературы. Восприятие и истолкование стихотворений данного периода. 1 2
94 Новое осмысление проблемы человека на войне. Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. 1 2
Самостоятельная работа. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др. Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.
Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.). Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. 4 95 Особенности творчества .В.Т. ШАЛАМОВА.
Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. 1 2
96 Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь - рыба» Астафьева.
Своеобразие тематики творчества, особенность темы взаимоотношений человека и природы 1 Самостоятельная работа: чтение рассказов В.Т.Шаламова. 1 97-98 Особенности творчества В.М. ШУКШИНА. Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. 2 2
Самостоятельная работа: чтение рассказов В.М.Шукшина. 2 99 Гражданская (эстрадная) лирика А. Вознесенского, Е. Евтушенко 1 «Тихая» лирика Н. Рубцова. Сведения из биографии поэта. Стихотворения Н.М.Рубцова: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Чтение и истолкование стихотворений. 1 2
Самостоятельная работа: чтение стихотворений Н.М.Рубцова 1 100 Обзор творчества Р. Гамзатова. Сведения из биографии поэта. Стихотворения Р.Гамзатова: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. 1 2
Самостоятельная работа: чтение стихотворений Р.Гамзатова. 1 101 Обзор творчества Н. Заболоцкого.
Сведения из биографии поэта. Анализ стихотворений. 1 2
Самостоятельная работа Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц» и др. 1 102 «Городская проза». Ю. Трифонов повесть «Обмен» Форм. понятия о «городской прозе», обзор её центр. тем, анализ п. «Обмен» 1 103-104 «Деревенская проза». В. Г. Распутин повесть «Прощание с Матёрой» Формирование представления о «деревенской прозе», знакомство с творчеством Распутина 1 105 «Деревенская проза».Произведения Б. Можаева, В. Крупина и др. Нравственная проблематика и художественные особенности 1 106-107 Жизненный и творческий путь А. Т. Твардовского. Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты дура, смерть, грозишься людям». Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.
Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. 2 2
Самостоятельная работа : художественное своеобразие творчества А. Твардовского, стихи, поэмы. 1 108 Жизненный и творческий путь А. И. Солженицына.
Сведения из биографии. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. 1 2
109 Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. 1 2
Самостоятельная работа: чтение рассказа «Матренин двор». 1 110 Жизненный и творческий путь А. В. Вампилова.
Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. 1 2
111 Обзор творчества А. Вампилова.
Анализ драмы «Утиная охота». 1 2
Самостоятельная работа : А. Арбузов «Годы странствий», В. Розов «В поисках радости», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеев «Москва – Петушки».2 Русское литературное Зарубежье (обзор) 112 Литература русского Зарубежья.
Лекция «Три волны эмиграции». 1 2
113 Жизненный и творческий путь В. В. Набокова.
Обзор творчества.
Сведения из биографии. Краткий анализ произведений. 1 2
Раздел 7. Особенности развития литературы 1980-2000-х г. (обзор)
114-115 Литература последних лет(обзор)
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся: И.-В.Гете. «Фауст», Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик». 4 116-117 Дифференцированный зачёт.
Проверка знаний, подведение итогов. 2 2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий ««Литература 10-11»»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для студентов
Литература (ч. 1, 2). / под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2012.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2012.
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2009.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2012.
Для преподавателей
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2009.
Дополнительная литература
Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.
Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.
Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.
Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.
Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.
Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.
Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.
Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.
Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.
Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.
Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.
Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.
Электронные пособия:
Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.
Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.
Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.
Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; устный опрос, тестовые задания
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); устный опрос, письменный опрос в форме сочинения
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; устный опрос
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; устный и письменный опрос
- определять род и жанр произведения; устный опрос,
индивидуальные задания
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; устный опрос
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; тестовые задания, устный опрос
- сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; устный опрос, письменный опрос
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. письменная работа в форме сочинения
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка; устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, изложения
- участия в диалоге или дискуссии; беседа
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; доклады, устные сообщения
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; беседа
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. беседа
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: - образную природу словесного искусства; устный опрос, тестирование
- содержание изученных литературных произведений; устный опрос, тестирование, индиви- дуальные задания (доклад, сообщение)
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; устный опрос, тестирование
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; устный опрос, тестирование
- основные теоретико-литературные понятия; устный опрос, тестирование
Выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес беседа, учебный диалог на уроке
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. конспектирование статьи учебника, работа в группе
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на вопрос историко-литературного, культуроведческого характера, изложение.
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. самостоятельная работа (в классе и дома), подготовка к сочинению, анализ эпизода
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. конспектирование учебной информации, реферат, сочинение, написание тезисов, аннотаций.
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. учебный диалог на уроке, круглый стол, дискуссия, сочинение, анализ эпизода, литературная гостиная.
- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). беседа
Реализация целей и задач программы предполагает формирование ключевых предметных компетенций: - ценностно-смысловая компетенция (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок); учебный диалог на уроке, круглый стол, дискуссия, сочинение, анализ эпизода, литературная гостиная.
- общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многокультурном обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя); ответ на вопрос на литературную тему, тест, отзыв о прочитанном.
- учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);анализ эпизода, сочинение, развёрнутый ответ на вопрос историко-литературного, культуроведческого характера
- информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками информации- книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии; конспектирование учебной информации, реферат, сочинение, написание тезисов, аннотаций.
- коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.); учебный диалог на уроке, круглый стол, дискуссия; вопросы и задания к тексту художественного произведения, инсценирование художественного произведения;
- компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения) анализ эпизода, сочинение, учебный диалог на уроке, ответ на вопрос на литературную тему, тест, отзыв о прочитанном;
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Литература» для специальностей СПО, разработанную преподавателем русского языка и литературы Асташенко С. Н..
Рецензируемая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России, соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускника по дисциплине, содержащимся в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, утверждённом Министерством образования Российской Федерации в 2002 году и содержанию примерной программы по дисциплине «Литература» для профессий НПО и специальностей СПО.
Программа имеет чётко выраженную структуру и включает все необходимые компоненты: пояснительную записку, тематический план и содержание дисциплины. Данная программа содержит также задания для внеаудиторной работы студентов и практические задания на уроках.
Практические занятия направлены на углубленное изучение историко-литературного процесса, на формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания к развитию литературы последних десятилетий 20 века.
В рабочей программе дисциплины «Литература» 2 больших раздела («Литература 19 века» и «Литература 20 века»), которые в свою очередь делятся на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним.
В программе приведена примерная тематика практических занятий и заданий для внеаудиторной работы. Программа рассчитана на 117 аудиторных и 58 внеаудиторных часов и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Форма промежуточного контроля по дисциплине – дифференцированный зачёт.
Программа в целом соответствует Государственному стандарту среднего профессионального образования и рекомендована к применению.
Рецензент:
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Литература», разработанную преподавателем русского языка и литературы Асташенко С. Н..
Рецензируемая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России, соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускника по дисциплине, содержащимся в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, утверждённом Министерством образования Российской Федерации в 2002 году и содержанию примерной программы по дисциплине «Литература» для профессий НПО и специальностей СПО.
Программа имеет чётко выраженную структуру и включает такие разделы:
- пояснительную записку, в которой изложены цели и задачи учебной дисциплины, обозначаются необходимые знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения курса, даются необходимые рекомендации для составления рабочей программы;
- примерный тематический план, где указаны и распределены часы аудиторных занятий, а также темы, необходимые для самостоятельного изучения обучающимися;
- контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
В рабочей программе дисциплины «Литература» рассматриваются разделы «Литература 19 века» и «Литература 20 века», каждый из которых систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Предлагаемая программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.)
Данная программа позволяет закрепить умение владеть монологической и диалогической речью, навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Программа рассчитана на 117 аудиторных и 59 внеаудиторных часов и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Форма промежуточного контроля по дисциплине – дифференцированный зачёт.
Программа выполнена на профессиональном уровне, в целом соответствует Государственному стандарту среднего профессионального образования и рекомендована к применению.
Рецензент: