Исследовательская работа по географии 8 класс Моя будущая профессия


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А. П. Гайдара»

Исследовательская работа:
«Моя будущая профессия - Учитель»
Работу выполнила: Татарникова Марина
ученица 8 «Б» класса
МОБУ «СОШ №1 им. А. П. Гайдара»
Руководитель: Белянина Любовь Николаевна
учитель географии
I квалификационной категории

п. Архара, 2016
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………5
1. История профессии учитель……………………………………………..5
2. Почему мне интересна профессия учитель?.…………………………..7
3. Популярность профессии учитель………………………………………9
Заключение……………………………………………....…………………12
Список использованной литературы…………….….……………………13
«У меня растут года,
будет мне семнадцать,
Кем работать мне тогда,
чем заниматься?»
В. Маяковский
Введение
Учитель. Нет другой такой профессии, которую называют самыми красивыми словами: высокая, благородная, почётная, прекрасная… Учитель — это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сегодняшний день. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. В толковом словаре Ушакова сказано, что учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник.
Целью моего исследования является поднятие престижа учительства среди сверстников и школы в целом.
Задачи: - изучить возникновение профессии учитель;
- популярность профессии учитель среди своих сверстников.
- доказать, что профессии учителя актуальна, престижна и удачна при выборе будущей профессии.
Для решения поставленных задач я определила следующие методы исследования:
- сбор информации из разных источников;
- чтение литературы;
- собственные наблюдения;
- анкетирование.
Объект исследования: профессия «Учитель».
Предмет исследования: способы повышения престижности профессии «учитель».
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...» - так говорил о профессии учителя педагог, философ и публицист Симон Соловейчик. Эти слова запали в самые глубины моего сердца и поселились там.
Основная часть
История профессии учитель
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции.
И в наше время подвиг простого учителя труден и полон ответственности. Меняется взгляд на многие жизненные вопросы и это отражается на жизни школы и на судьбе самого учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Интересно происхождение русского слова "воспитатель". Оно образовано от основы "питать". В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе.
2. Почему мне интересна профессия учитель?
Каждый из нас уже в глубоком детстве задумывается о своем счастливом будущем. Кто-то хочет стать врачом, кто-то артистом, а кто-то директором. Выбор профессии – это первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится судьба. И от верности этого выбора зависит, будет ли человек получать удовольствие от работы.
Существует множество профессий, все они интересны, но любая из них требует определённых знаний и умений. Возможно, я ещё изменю своё мнение, но пока мне понятна и интересна профессия учителя.
Конечно же, самым первым учителем в моей жизни стала моя мама. Когда я была совсем маленькая, она учила меня ходить, разговаривать, правильно держать ложку в руке и многому другому.
Потом я пошла в детский сад. В саду моими учителями стали наши воспитатели. Они нас научили многому: как правильно вести себя в коллективе, играть с детками моего возраста в группе так, чтобы никого не обидеть. Наши воспитатели читали нам различные книжки, учили с нами стихотворения, проводили различные праздники. Когда мы стали старше, они учили нас читать, считать, писать печатными буквами.
Когда мне исполнилось шесть лет, я пошла в школу. Нас встретила наша первая учительница. Она представилась нам – Ольга Юрьевна. С первого дня она очень понравилась мне. Наша учительница стала для нас классным руководителем, воспитателем и просто мамой, которая заботится о нас, переживает и любит каждого в нашем  непростом классе.
Ольга Юрьевна учила нас не только грамоте, письму, но и уважительному отношению друг к другу, серьёзности к серьёзным делам, трудолюбию, дружбе. Она проводила интересные уроки. Придумывала нам необычные наглядные пособия, и становится все понятно, а урок хорошо запоминается. Учила настойчивости, упорству, трудолюбию, учила учиться.
Помогая преодолеть препятствия, радуясь вместе с нами всем нашим победам и поддерживая нас в трудных ситуациях, сострадая нам в неудачах, Ольга Юрьевна вела нас по школьному пути, давая мудрые советы и уроки жизни, воспитывала в нас человечность и добрые качества. Я считаю, что как классный руководитель добросовестно выполняла свой долг. Ольга Юрьевна не просто давала знания, а создавала условия для развития наших способностей и  талантов. Она как мудрый наставник учила нас самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Мой первый учитель никогда не повышала на нас голос, да это обычно и не требуется. Конечно,  наш  беспокойный  и шумный класс доставляет достаточно волнений любимой учительнице, но она всегда с вниманием и пониманием относится ко всем нашим проблемам. Лучше, чем классный руководитель, своих ребят не знает никто. Вместе с ней мы преодолевали много трудностей, приобретали  знания, учились веселью, человеческому соучастию и проявлениям внимания и заботы к окружающим нас людям. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из нас, непослушных озорников, выросли достойные люди!
3. Популярность профессии учитель
Профессия учитель должна быть самой почетной и главной в мире. Врача, программиста, и даже, будущего президента учит учитель. Каждому учителю хочется, чтобы его ученик добился успеха.
Я решила выяснить, насколько популярна профессия учителя среди учеников нашей школы. Мной было проведено анкетирование, составить которое помог мой учитель по географии. На вопрос «Какая профессия на твой взгляд больше востребована в обществе?» ребята ответили разносторонне, обозначив много различных профессий. Среди перечисленных ими профессий, наиболее часто встречаются профессии врача, учителя, полицейского, пожарника и строителя. По мнению опрошенных учеников, профессия учителя заняла второе место, набрав 17% (это хорошо видно на диаграмме рис. 1). Из этого следует, что профессия учителя достаточно востребована в нашем обществе.

Рис. 1
На второй вопрос «Кем ты хотел быть?» ребята также назвали много различных профессий, но среди них выделяются несколько, наиболее часто встречающихся в ответах ребят. Учителем стать хотят не так много опрошенных детей. Профессия учителя в данном случае оказалась на 7-ом месте. Ее рейтинг составляет всего лишь 4% (это хорошо видно на диаграмме рис. 2). Я думаю, что это связано со сложившейся обстановкой в стране. Чтобы возрастить достойную смену, должны быть не только хорошие условия, но и стимул.

Рис. 2
Следующий вопрос звучал так: «Есть ли среди твоих родственников люди, работающие педагогами?». На него 47 % учащихся ответили – да, а 53% - нет. На нашей круговой диаграмме рис. 3 показан данный результат.

Рис. 3
А вот на вопрос «Мечтал ли ты когда-нибудь быть учителем?», ребята ответили несколько иначе: да – 60%, нет – 40% рис. 4.
Таким образом, стать учителем хотят все же лишь 4% опрошенных учеников. Я думаю, что это связано с тем, что сегодня быть учителем в школе не особенно престижно (увы!). Но мне эта профессия нравится, и на мой взгляд это важно.

Рис. 4
На мой последний вопрос: «Каким должен быть современный учитель?», ребята ответили: умный, добрый, справедливый, строгий, ответственный, с чувством юмора, внимательный, честный. Мое личное мнение, что современный учитель должен быть на своих уроках актером, художником. Быть личностью яркой и привлекательной. Без профессии учителя не было бы человека, как личности. Жизнь в таком мире даже представить себе невозможно.
Заключение
В своем исследовании я постаралась доказать важность профессии учителя. На мой взгляд, очень важно, чтобы профессия была делом всей жизни, была близка и понятна. Она должна приносить радость и ощущение, что человек на месте. Я думаю, что учитель - это очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд, но он необходим для развития общества. Кто, как не учитель, даёт необходимые знания, воспитывает, развивает индивидуальность каждого ученика?! Учитель направляет способности в нужное русло, учит размышлять, творить. Настоящий учитель всегда найдёт подход к ученикам, поможет им. Он всегда в поиске новых приёмов обучения, старается, чтобы учиться было легко и увлекательно. Таким образом, учитель играет большую роль в создании будущего своего государства.
Написанная мною работа обогатила мой кругозор, так как я много узнала об истории развития учительства. Теперь я с полной уверенностью могу считать, что эта профессия одна из самых главных. И всем своим сверстникам буду обязательно говорить о необходимости уважения труда учителя. Я думаю, если бы в школах нашей страны было бы больше замечательных учителей, то жизнь в стране стала бы лучше. Надо, чтобы наше молодое поколение шли в учителя!
Мои исследования помогли мне лучше узнать особенности этой профессии, бережнее относиться к семейным ценностям, к людям, которые меня окружают.
В настоящее время профессия учителя не очень востребована. Это показало наше исследование. Молодые люди выбирают высокооплачиваемые и престижные специальности. Но когда работа любимая, то и на работу ходишь как на праздник с улыбкой на лице, хорошим настроением и радуешь окружающих тебя людей. Я желаю каждому человеку иметь своего настоящего верного учителя!
Список использованной литературы
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
3. См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
5. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.
7. Воронова И. Что отдал, то твое… // Саровская пустынь. –, 2012. №11 –С. 2-3.
8. Бойцова Л. Шлюпка без весел? // Новый город. – 2013. №3 С. 28.