Прикладной курс Основы орфографии
Средняя школа №20 имени Т.Рыскулова
«Утверждаю»: «Согласовано»: «Рассмотрено»:
Директор школы Зам.дир. по УВР: на заседании МО
Жақсылықова Г.Х. Касымова Н.К. Руководитель МО:
____ __________ ––––––––––––––––––– –––––––––––––––––––
"___" ____________20 "___" __________20 "–––" ––––––––––20
Прикладной курс
«Основы орфографии»
Класс: 11 "Ә"
общественно-гуманитарное направление
Всего 34 часа в год, 1 час в неделю
Учитель русского языка: Мамбетниязова М.К.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Русский язык в Казахстане наряду с государственным языком - одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского языка определено в образовательной системе Республики Казахстан, "Законом о языках". 2005 года русский язык стал обязательным предметом при сдаче единого национального тестирования. Это подчеркивает его значимость и необходимость для формирования культурной и лингвистически компетентной личности.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисное, слитное и раздельное написание) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся. Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию. Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерные ошибки, а также на наиболее сложные случаи орфографии. Темы курса выбраны с учетом пожелания учащихся.
Данный курс выступает в роли "надстройки" содержания профильного курса русского языка в 11 классе, имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Курс способствует и активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию, а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Учащиеся пополнят теоретические знания в области орфографии и пунктуации русского языка, научатся самостоятельно получать и применять знания на практике, совершенствуют орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность.
Цель курса: прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для отработки орфографической зоркости.
Задачи: формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности.
Актуальность курса обусловлена тем, что открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Данная программа способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕНТ по русскому языку, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Учащиеся должны знать:
теоретический материал о закономерностях русской орфографии
должны уметь :
Осуществлять самоконтроль и самоанализ
Конспектировать звучащую речь, печатный текст;
Составлять план, таблицы, развернутые схемы;
- объяснять условия выбора орфограммы, знаков препинания;
- применять алгоритм при выборе написания;
- производить орфографический и пунктуационный анализ;
разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;
- анализировать и исправлять речевые ошибки (оп теме занятия);
- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;
- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных, прилагательных, наречий и т. д.);
- выполнять корректуру текста;
Ожидаемый результат
В результате занятий обучающиеся должны повысить свою грамотность по русскому языку развить культуру устной и письменной речи, научиться применять правила, учитывая речевую ситуацию (осмысленно и точно понимать чужое высказывание (аудирование, чтение), свободно и правильно выражать собственные мысли (говорение, письмо) в соответствии с нормами литературного языка).
Межпредметная интеграция: русский язык, литература, казахский язык
Внутрипредметные связи: фонетика, орфография, орфоэпия
Общая трудоемкость курса
Планирование курса составлено для учащихся 11 класса с казахским языком обучения общественно-гуманитарного направления и рассчитано на 1 год (34часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Содержание курса
1. Принципы русской орфографии.
Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний
(фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,
смысловые). Группы орфограмм. (1ч)
2. Безударные гласные в корне слова.
Сильная и слабая позиция гласных. Орфограммы, определяемые
правилами (проверяемые ударением, орфограммы, не проверяемые
правилами). Отработка алгоритма применения правила. (2ч)
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Удвоенные
согласные.
Способы запоминания написания трудных слов. (1ч)
4. Согласные в корне слова.
Оглушение и озвончение согласных. Условия выбора правильных
написаний. Отработка алгоритма применения правила. (2 ч)
5. Корни с чередующимися гласными.
Условия выбора правильных написаний. Отработка алгоритма применения
правила.(2ч)
6. Гласные и согласные в приставках.
Условия выбора гласных и согласных. Иноязычные морфемы (архи-, пан-,
квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.
Основные значения приставок пре- и при-; употребление приставок пре-
и при- с одним и тем же корнем; слова-исключения; иностранные слова с
формантом пре/при. Условия выбора написания приставок роз- (рос-),
приставок на –з, -с. Отработка алгоритма применения правила. (3 ч)
7. Употребление Ъ и Ь знаков.
Употребление разделительных ъ и ь . Написание сочетаний чн, щн, нч,
нщ, рщ, рч, чк внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ;
употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и
на стыке морфем. Ь знак в грамматических формах. Отработка алгоритма
применения правила. (1ч)
8. Гласные О-Е-Ё после шипящих и Ц. Гласные И-Ы после Ц.
Условия выбора гласной (в корне, в окончании, в суффиксе). И-Ы в корне
И-Ы в окончаниях и в суффиксах притяжательных прилагательных.
Отработка алгоритма применения правила. (2 ч)
9. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-,
-ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- , -ек- и –ик-, -ец- и -иц- и другие.
Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значе-
нием уменьшительности. Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных.
Разделение существительных на две группы: с безударной гласной «е» в
падежном окончании и с безударной гласной «и» в падежном окончании.
Условия выбора гласной. Отработка алгоритма применения правила. (2ч)
10. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-
-лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различие на письме
суффиксов -к- и -ск-. Правописание безударных окончаний имен
прилагательных. Отработка алгоритма применения правила (2ч)
11. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и глагольных форм
Гласные суффиксов –Е- и –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-).
Правописание суффиксоф –ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) в глаголах.
Гласные (не после шипящих) в суффиксах глаголов и причастий.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Безударные личные окончания глагола. Падежные окончания причастий.
Отработка правила (2ч)
12. Правописание числительных.
Ь знак на конце и в середине числительных. Склонение числительных. (2ч)
13. Правописание наречий.
Алгоритм формально-логических показателей правописания наречий,
наречных сочетаний и сочетание предлога с существительным.
Наречия и омонимичные сочетания слов. Наречия и краткие
прилагательные с предлогами. Наречия и местоимения с предлогами.
Отработка алгоритма применения правила (2ч)
14. Н и НН в различных частях речи.
Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных
прилагательных, в наречиях. Слова-исключения. Условия выбора
орфограммы. Отработка алгоритма применения правила. (2 ч)
15. НЕ слитно или раздельно? Частица НЕ с различными частями речи.
Общие условия выбора написания Не с частями речи.
Наблюдение, составление и применение алгоритма (2ч)
16. НЕ или НИ?
Значение частиц НЕ и НИ. Случаи употребления частиц НЕ и НИ.
Выбор частицы. Условия выбора написания приставок НЕ- и НИ-.
Отработка алгоритма применения правила. (1ч)
17. Правописание частиц, предлогов и союзов.
Слитное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц со словами.
Раздельное написание предлогов со словами. Правописание производных
предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия
союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, зато, поскольку от
созвучных слов (2ч)
18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в
служебных словах и междометиях. Дефисное написание наречий,
сложных прилагательных, слов с пол-. Условия выбора написания. (2ч)
19. Обобщающее повторение (1ч)
Кол-во часов Тема № п/ппрактика теория 0,5 0,5 Принципы русской орфографии 1
0,5 0,5 Гласные в корне слова, проверяемые ударением. Способы проверки. 2
0,5 0,5 Гласные в корне слова, проверяемые ударением (сложные случаи). Омонимичные корни. 3
0,5 0,5 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Удвоенные согласные 4
0,5 0,5 Непроизносимые согласные в корне слова 5
0,5 0,5 Сомнительные согласные в корне слова. 6
1 1 Корни с чередующимися гласными 7
0,5 0,5 Правописание приставок на –з,-с, приставок роз- (рос-), раз- (рас-) 8
0,5 0,5 Правописание приставок пре- и при- 9
0,5 0,5 Буквы И, Ы после приставок 10
0,5 0,5 Употребление Ъ и Ь знаков. 11
1 1 Гласные О-Е-Ё после шипящих и Ц. 12
1 1 Правописание суффиксов и окончаний имен существительных 13
1 1 Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных 14
1 1 Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм 15
1 1 Правописание числительных 16
1 1 Правописание наречий 17
1 1 Н и НН в различных частях речи 18
1 1 НЕ слитно или раздельно? Частица НЕ с различными частями речи 19
1 1 НЕ или НИ? 20
1 1 Правописание частиц, предлогов и союзов 21
1 1 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 22
1 Обобщающее повторение 23
Календарно-тематическое планирование
П/нТема Количество часов Сроки проведения
1 Принципы русской орфографии 1 6.09.14
2 Гласные в корне слова, проверяемые ударением. Способы проверки 1 13.09.14
3 Гласные в корне слова, проверяемые ударением (сложные случаи). Омонимичные корни. 1 20.09.14
4 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Удвоенные согласные 1 27.09.14
5 Непроизносимые согласные в корне слова 1 3.10.14
6 Сомнительные согласные в корне слова. 1 11.10.14
7 Корни с чередующимися гласными 1 18.10.14
8 Отработка алгоритма применения правила 1 25.10.14
9 Правописание приставок на –з,-с, приставок роз- (рос-), раз- (рас-) 1 1.11.14
10 Правописание приставок пре- и при- 1 15.11.14
11 Буквы И, Ы после приставок 1 22.11.14
12 Употребление Ъ и Ь знаков. 1 29.11.14
13 Гласные О-Е-Ё после шипящих и Ц. 1 6.12.14
14 Буквы И-Ы после Ц. 1 13.12.14
15 Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- , -ек- и –ик-, -ец- и -иц- и другие. Суффиксы -ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных.
1 20.12.14
16 Разделение существительных на две группы: с безударной гласной «е» в
падежном окончании и с безударной гласной «и» в падежном окончании.
Условия выбора гласной. Отработка алгоритма применения правила. 1 27.12.14
17 Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Типичные суффиксы прилагательных и их значение –оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различие на письме
суффиксов -к- и -ск- 1 10.01.15
18 Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Отработка алгоритма применения правила 1 17.01.15
19 Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм. Гласные суффиксов –Е- и –И- в глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-).
Правописание суффиксоф –ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) в глаголах.
1 24.01.15
20 Гласные (не после шипящих) в суффиксах глаголов и причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Безударные личные окончания глагола. Падежные окончания причастий.
Отработка правила 1 31.01.15
21 Правописание числительных. Ь знак на конце и в середине числительных. 1 7.02.15
22 Склонение числительных 1 14.02.15
23 Правописание наречий. Алгоритм формально-логических показателей правописания наречий, наречных сочетаний и сочетание предлога с существительным.
Наречия и омонимичные сочетания слов. Наречия и краткие прилагательные с предлогами. 1 21.02.15
24 Наречия и местоимения с предлогами.
Отработка алгоритма применения правила 1 28.02.15
25 Н и НН в различных частях речи. Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных, в наречиях. Слова-исключения. Условия выбора орфограммы 1 7.03.15
26 Отработка алгоритма применения правила 1 14.03.15
27 НЕ слитно или раздельно? Частица НЕ с различными частями речи. Общие условия выбора написания Не с частями речи.
1 4.04.15
28 Наблюдение, составление и применение алгоритма 1 11.04.15
29 НЕ или НИ? Значение частиц НЕ и НИ. Случаи употребления частиц НЕ и НИ.
Выбор частицы. Условия выбора написания приставок НЕ- и НИ-. Отработка алгоритма применения правила 1 18.04.15
30 Правописание частиц, предлогов и союзов. Слитное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц со словами. Раздельное написание предлогов со словами. Правописание производных предлогов 1 25.04.15
31 Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, зато, поскольку от созвучных слов 1 2.05.15
32 Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах и междометиях. 1 8.05.15
33 Дефисное написание наречий, сложных прилагательных, слов с пол-. Условия выбора написания 1 16.05.15
34 Обобщающее повторение 1 23.05.15
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
тренировочные упражнения
практикум
работа со словарями
знакомство с многоаспектностью существования слова
викторины, творческие работы
исследовательская и проектная деятельность
Формы контроля:
1. текущие: практические и самостоятельные работы
промежуточные: тесты по окончании каждого раздела, рефераты;
итоговые: презентации, проектная деятельность в конце года
Примерные темы рефератов, проектов, творческих отчётов.
Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.
Анализ грамматических и речевых ошибок на страницах средств массовой информации.
Употребление тире в составе стилистических фигур (парцелляции, эллипсиса).
Ряды однородных членов в текстах художественного стиля.
Цитирование в текстах публицистического стиля.
Секреты орфографии (проект).
Список литературы
Использованная литература для учителя:
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002.
Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. -М., 1993.
Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник " Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. - М, 1998.
Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.
Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
Иссерс О.С., кузьмина Н.А.. Интенсивный курс русского языка. – М., 2002г.
Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов, 2004.
Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. - Ростов-на-Дону, 2004.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. -М.:Дрофа,1994.
Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. В
пяти частях. Минск, 1992.
Использованная литература для учащихся:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебное пособие для 5-9 кл.
2. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / под ред. Н.М. Шанского3. Что значит знать язык и владеть им. /Н.М.Шанский, И.Л.Резниченко/- Л.: Просвещение, 1992
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. - М., 1993
Словари:
1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов./ Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова/ О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв.ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2004-960с.
2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М.,1985. Т.1-2.
3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971
4. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.