Программа элективного учебного предмета по русскому языку Сочинение на основе предложенного текста (10 — 11 класс)
Рекомендовано РЭС Утверждаю:
Председатель РЭС Директор (ОУ)
___________Томилова А. В. ________________
«__» ________2014 г. /Порывкина Е. А./
«__»__________2014 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнетоемская средняя
общеобразовательная школа»
Сочинение на основе
предложенного текста
Программа
элективного учебного предмета
по русскому языку
для 10-11 классов
Автор - Савко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
1 кв. категории.
с. Нижняя Тойма
2014 г.
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников и вступительный экзамен в вуз обязательно включает часть С – написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст. Это задание нацелено на комплексную проверку умений:
- понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию говорящего);
- продуцировать собственное связное высказывание на основе предложенного текста;
- формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- композиционно оформлять текст;
- выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту.
Элективный учебный предмет "Сочинение на основе предложенного текста" направлен на актуализацию, систематизацию и углубление знаний учащихся по комплексному анализу текста, а также на завершение формирования вышеназванных умений, необходимых для успешной сдачи экзамена.
Курс рассчитан на 34 часа. На основе систематизированных теоретических сведений будут проводиться практические занятия по комплексному анализу текста и созданию собственного высказывания на его основе.
Цель элективного учебного предмета – подготовить учащихся к выполнению творческого задания на ЕГЭ по русскому языку.
В задачи данного курса входит обучение:
1) комплексному анализу текста;
2) созданию собственного аргументированного высказывания на основе предложенного текста;
3) системной работе с текстовыми материалами.
Система форм контроля уровня достижений учащихся:
промежуточный контроль – анализ текста (частичный или полный) и сочинение по предложенному тексту;
итоговый контроль – сочинение-рассуждение.
Учебно-тематический план
Номер п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
Виды деятельности, формы работы
1
17.09.
Основные требования к выполнению задания части С.
1
Коллективная работа.
2
19.09.
Композиция сочинения части С
1
Работа с таблицей, коллективная
3
19.09.
Тема – проблема - тезис
1
Коллективная работа.
4
26.09.
Формулировка темы и проблем исходного текста
1
Групповая работа и индивидуальная.
5
03.10.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
1
Коллективная работа
6
10.10.
Составляем комментарий
1
Коллективная практическая работа с текстом
7
16.10.
Самостоятельная работа. Комментарий.
1
Промежуточный контроль
8
17.10.
Понятие об авторской позиции
1
Коллективная работа.
9
05.12.
Выявление авторской позиции
1
Коллективная или групповая работа
10
05.12.
Формулировка авторской позиции
1
Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом.
11-12
09.12.
11.12.
Анализ текста
2
Промежуточный контроль, самостоятельная письменная работа
13
12.12.
Формулирование собственного мнения
1
Практическая работа с использованием речевых клише
14
16.12.
Что такое аргумент?
1
Работа с текстом. Коллективная.
15
19.12.
Типы аргументов
1
Лекция с элементами беседы, демонстрация примеров аргументов
16
23.12.
Аргументация собственного мнения по проблеме
1
Практикум.
17
26.12.
Учимся аргументировать
1
Практикум.
18-19
13.01.
27.01.
Сочинение по предложенному тексту
2
Промежуточный контроль, самостоятельная практическая работа с текстом
20
10.02.
Вступление к сочинению
1
Беседа, демонстрация примеров
21
24.02.
Оформление вступления к сочинению
1
Практикум
22
10.03.
Концовка сочинения
1
Беседа, демонстрация примеров
23
03.04.
Оформление концовки к сочинению
1
Практикум
24
24.04.
Анализ написанного сочинения
1
Беседа, коллективная работа
25
30.04.
Практическая работа «Анализ написанного сочинения»
1
Промежуточный контроль, самостоятельная работа
26-27
05.05.
08.05.
Корректировка написанного
2
Работа над ошибками
28-29
12.05.
15.05.
Сочинение – рассуждение по предложенному тексту
2
Промежуточный контроль Практикум по написанию сочинения
30-31
18.05.
19.05.
Проверяем сочинение
2
Взаимопроверка написанного, работа в парах
32-33
19.05.
21.05.
Сочинение по тексту
2
Итоговый контроль
34
22.05.
Анализ итоговых работ
1
Содержание обучения
Основные требования к выполнению задания части С.
Анализ критериев проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом. Основные термины, необходимые для анализа исходного текста.
Композиция сочинения части С.
Основные композиционные элементы сочинения части С. Задачи, приёмы и оптимальный объём каждой части сочинения.
Тема – проблема – тезис
Понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий «тема – проблема – тезис». Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы и примеры формулировки проблемы. Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку.
Формулировка темы и проблем исходного текста
Практикум по определению темы исходного текста, формулировке проблем, поднимаемых автором. Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Понятие о комментарии. Его задачи. Типы комментариев: текстуальный и концепционный. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Составляем комментарий
Анализ примеров комментариев проблемы исходного текста. Коллективная работа по составлению комментария к сформулированной проблеме исходного текста. Речевые клише для введения комментария. Типичные ошибки при написании комментария.
Самостоятельная работа. Комментарий.
Промежуточный контроль по определению темы исходного текста, формулировке проблем и составлению комментария.
Понятие об авторской позиции
Авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы выражения авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
Выявление авторской позиции
Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что , трудно не согласиться с автором, что , я согласен с автором, что, как и автор текста, я считаю, что и т.д.
Формулировка авторской позиции
Практикум по выявлению и формулировке авторской позиции.
Речевые клише для формулировки позиции автора исходного текста.
Анализ текста
Промежуточный контроль, самостоятельная письменная работа.
Формулирование собственного мнения
Практическая работа с использованием речевых клише.
Что такое аргумент?
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты. Выявление авторских аргументов в тексте.
Типы аргументов
Логические (рациональные) аргументы, иллюстративные аргументы-примеры, ссылки на авторитет.
Аргументация собственного мнения по проблеме
Практикум по подбору аргументов. Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
Учимся аргументировать
Обоснование собственного мнения разными способами. Практическое задание с последующим обсуждением в классе.
Сочинение по предложенному тексту
Самостоятельная практическая работа с текстом.
Вступление к сочинению
Вступление, его задачи, приёмы, оптимальный объём. Демонстрация различных видов вступлений к сочинению.
Оформление вступления к сочинению
Самостоятельная работа по созданию вступления к сочинению-рассуждению.
Концовка сочинения
Концовка, её задачи, приёмы, оптимальный объём. Демонстрация различных видов концовок сочинения.
Оформление концовки к сочинению
Самостоятельная работа по созданию концовки к сочинению-рассуждению.
Анализ написанного сочинения
Вопросный план анализа написанного сочинения. Коллективная работа – анализ сочинения, выявление его достоинств и недостатков. Затем – самостоятельная практическая работа.
Корректировка написанного
Выполнение упражнений по корректировке написанного сочинения.
Сочинение – рассуждение по предложенному тексту
Создание собственного связного высказывания на основе прочитанного текста.
Проверяем сочинение
Взаимопроверка сочинений-рассуждений с использованием вопросного плана и критериев оценки части С. Последующее обсуждение полученных баллов.
Сочинение по тексту
Итоговый контроль.
Анализ итоговых работ
Работы анализирует учитель, называя типичные и индивидуальные ошибки.
Список литературы
Долинина Т. А. Готовимся к единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014.
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015.
Единый государственный экзамен 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.
Симакова Е. С. Русский язык: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Цыбулько И. П. Русский язык: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
15