Внеклассное мероприятие Нам жить- нам не выбирать


Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Нам жить-нам выбирать»
Наумова Н.А. – преподаватель/заведующий библиотекой
Это мероприятие было проведено в честь празднования Дня молодого избирателя, в целях повышения правовой, электоральной культуры молодежи и повышения уровня доверия молодых граждан к избирательной системе Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, поэтому граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственное власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Конкурс «Нам жить – нам выбирать» способствовал пониманию многих вопросов избирательного права, а также разъяснению порядка проведения выборов.
Аудитория:
Председатель Территориальной избирательной комиссии (ТИК) – Лавриненко М.В.
Староста района Западный - Абышева Н.В.
Заведующая библиотекой-филиалом № 3 АЦБС – Алейник О.В.
Преподаватели ГБПОУ РХ «У(Т)ОР»
Студенты: а) отделение «Пожарная безопасность»
б) отделение «Сервис и туризм»
Цель:  повышение правовой, электоральной культуры молодежи и повышения уровня молодых граждан к избирательной системе Российской Федерации.
Задачи:
Образовательная:
-систематизация знаний и практических умений, необходимых студентам для полноценного участия в избирательном процессе.
Развивающая:
-создание условий для развития познавательной активности, творчества и коммуникативных способностей студентов;
Воспитательные:
-повышение правовой культуры студентов и формирование у них интереса к дальнейшему изучению и популяризации правовых знаний;
-формирование политической культуры и культуры общения;
-развитие гражданской позиции, основанной на уважении к законам и государственным традициям;
-развитие лидерских качеств, творческих способностей молодежи;
-содействие развитию чувства коллективизма, личной и взаимной ответственности.
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, 2 конверта с заданиями
Подготовительная работа:Создание двух команд по 5 человек для участия в конкурсе.
Формирование жюри из:
Председателя Территориальной избирательной комиссии (ТИК) – Лавриненко М.В.
Старосты района Западный - Абышевой Н.В.
Заведующей библиотекой-филиалом № 3 АЦБС – Алейник О.В.
Технологическая карта мероприятия
Этапы
конкурса Методические особенности проведения этапов конкурса
1.Подготовительный этап Актовый зал, оформлен государственной символикой, эпиграфом.
Расставлены столы для групповой работы студентов и жюри, а также предусмотрены места для зрителей.
На экран выведено название конкурса и эпиграф
2. Организационный
момент Вступительное слово преподавателя.
Представление гостей и членов жюри.
Оглашение порядка проведения конкурса
3.Конкурсные
задания Конкурс «Знакомство».
Конкурс-викторина.
Конкурс «Дать определение демократии».
Конкурс «Заполнение кроссворда.
Конкурс «Презентации "Идеальный избиратель"».
Конкурс «Свободный микрофон. Я - избиратель»
4.Подведение итогов конкурса Выступление гостей.
Подведение итогов конкурса.
Награждение победителей и участников конкурса.
Эпиграф
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
Преподаватель:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, в рамках празднования Дня молодого избирателя мы проводим конкурс «Нам жить – нам выбирать».
Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов, которые являются основой представительной демократии в стране.
Выборы — важнейшая форма контроля гражданами деятельности государственных и муниципальных органов, главный критерий для присвоения государству статуса республиканского. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти, как в субъектах Российской Федерации, так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.
Каждый из вас, кто достиг совершеннолетия и кому исполняется 18 лет в этом году, сможет реализовать свое конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в выборах, которые пройдут 18 сентября 2016 г.
Наш сегодняшний конкурс «Нам жить – нам выбирать», как мы надеемся, поможет вам ответить на некоторые вопросы, которые сегодня являются актуальными, — например, почему сегодня молодежь в большинстве своем аполитична и пассивна и не желает участвовать в выборах в органы государственной или местной власти и участвовать в выборах вообще.
В конкурсе принимают участие команды студентов:
а) отделения «Пожарная безопасность»
б) отделения «Сервис и туризм» Оценивать конкурсные задания будет компетентное жюри:
Председатель ТИК г. Абакана – Лавриненко М.В.;
Староста района Западный - Абышева Н.В.
Заведующая библиотекой-филиалом № 3 АЦБС – Алейник О.В.
Оказывать помощь командам будут группы их поддержки.
Ведущий:
Первое конкурсное задание — «Знакомство».
Идет жеребьевка представления конкурсного задания командами.
Участники заранее получили задание по презентации своей команды, они должны представить название команды, эмблему и девиз.
Оцениваются содержательность всех трех составляющих, выразительность, креативность мышления. Данное задание оценивается в 5 баллов.
Идут презентации каждой из команд.
Ведущий:
Второе конкурсное задание — «Викторина».
Командам необходимо ответить на 8 вопросов, находящихся в конверте. Если команда не отвечает на вопрос, ответ должна дать группа поддержки. Если группа поддержки также не дает правильный ответ или ответа нет вообще, команда теряет один балл.
Оценивается количество правильных ответов, знание конституционного и избирательного права, полнота и аргументация ответа. Данный конкурс оценивается в 10 баллов.
1 команда 2 команда
Какими правами обладает человек?
Правильный ответ: трудовые, жилищные, избирательные, экономические, право на образование, на медицинскую помощь, тайну переписки и многие другие.
Какие права и свободы относятся к числу конституционных?
Правильный ответ: гражданские, политические, личные, социальные, культурные.
2.Какие права и свободы Конституции РФ отнесены к числу личных (гражданских)?Правильный ответ:
право на жизнь;
достоинство личности;
право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
право на защиту своей чести и доброго имени;
право на указание своей национальности;
право на выбор языка общения;
свободное право выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться.
Что значит право избирать?
Правильный ответ: избирательное право в узком смысле слова включает в себя:
пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти);
активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).
3.Кто обладает правом избирать?
Правильный ответ: дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.
Знания, каких отраслей права необходимы избирателям для сознательного участия в выборах?
Правильный ответ: знание конституционного, избирательного и гражданского права.
4.Что дает человеку его участие в выборах?
Правильный ответ: реализацию его конституционного права избирать и быть избранным. Участие в выборах дает человеку право участвовать в управлении государством и субъектами государства в решении вопросов местного значения.
Почему важно, голосуют граждане или нет?
Правильный ответ: важно, так как если граждане не проголосуют
5.Что вы можете сказать о местном самоуправлении?
Правильный ответ: местное самоуправление — одна из основ конституционного строя; это право населения самостоятельно решать вопросы местного значения и одна из форм народовластия.
Какие три вида власти вы знаете?
Правильный ответ: законодательная, исполнительная, судебная.
6.Укажите категории граждан, лишенных избирательных прав по российскому законодательству.
Правильный ответ: граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Каковы полномочия Президента России?
Правильный ответ: Президент России — гарант Конституции РФ. представляет интересы России на международной арене и внутри страны.
7.В каком возрасте можно стать кандидатом на выборные должности:
а)Президента Российской Федерации;
б)депутата Государственной Думы;
в)главы муниципального образования.
Правильный ответ: а) не моложе 35 лет, б) 21 год, в) 21 год.
Кто является главой исполнительной власти в субъектах Российской Федерации?
Правильный ответ :губернаторы субъектов РФ, мэры крупных городов
8.Объясните, почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет. хотя паспорта получают в 14 лет?
Правильный ответ: это регулируется Конституцией РФ - Основным законом РФ, а также Гражданским кодексом РФ, который устанавливает гражданскую дееспособность, т. е. способность реализовывать свои права, в том числе и конституционные, только с 18 лет. Какой возраст требуется для получения активного избирательного права?
Правильный ответ: 18 лет.
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги, вопросы задаются группе поддержке. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл и идет в «общую копилку» команды.
Проанализируйте с позиции закона ситуацию:
а)Избиратель заполняет избирательный бюллетень карандашом.
Правильный ответ: избирательный бюллетень заполняется только
ручкой, так как записи карандашом можно стереть.
б)Избирательный бюллетень выдан избирателю без предъявления паспорта или удостоверения личности.
Правильный ответ: избирательный бюллетень выдается только при наличии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность избирателя, в котором имеется фотография гражданина.
в)Избиратель голосует по предъявлении открепительного удостоверения.
Правильный ответ: открепительное удостоверение необходимо брать по месту регистрации гражданина в случае его отсутствия по уважительным причинам (длительная командировка, отпуск, вахтовый метод работы). Это делается для того, чтобы он смог проголосовать, т. е. отдать лично свой голос в месте голосования.
г)Наблюдатели дают советы избирателям во время голосования, за кого им голосовать.
Правильный ответ: такое поведение наблюдателей недопустимо. Они являются лишь наблюдателями и не имеют права голоса или какого-либо давления на избирателей.
Член жюри оглашает итоги двух конкурсов.
Ведущий:
Третье конкурсное задание — «Презентация «Идеальный избиратель».
Команды заранее получили задание подобрать и раскрыть деловые и личностные черты идеального избирателя, представив их характеристики в презентации.
Конкурс оценивается в 10 баллов. Оценивается объем презентации, содержательность, аргументация, наглядность.
Один из членов команды дает характеристику идеального избирателя, представляя его в презентации.
Ведущий:
Пока жюри подводит итоги, проверим знание основ конституционного права группами поддержки команд
Ведущий задает вопросы.
а)Какие знания необходимы избирателям для сознательного участия в выборах?
Правильный ответ: необходимо знание Конституции РФ, своих политических и гражданских прав, знание ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
б)Как вы понимаете определение «информационное обеспечение выборов»?
Правильный ответ: информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного
самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица.
в)Как вы понимаете определение «референдум»?
Правильный ответ: референдум означает всеобщее голосование народа для решения какого-то значимого вопроса. Например, принятие Конституции РФ 1993 года.
Член жюри оглашает итоги конкурса
Ведущий:
Четвертое конкурсное задание - « Заполнение кроссворда»
Конкурс оценивается в 10 баллов. Оценивается скорость и правильность ответов.
13 3 2 11 6 7 22 4 9 9а 10 15 11 12 12 13 14 15а 19 По вертикали:
2.Избрание путем голосования. 4. Лицо, которое предполагается к избранию, назначению куда-либо.6. Официальный документ, удостоверяющий личность владельца. 7. Право заявлять свое мнение при решении государственных, общественных вопросов.10. Глава города. 11. Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.12. Член выборочного представительного учреждения. 13.глава государства в странах с республиканской формой правления. 15. Право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь. 22 Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства.
По горизонтали:
3.Официальный документ, листок для голосования. 7.Лицо. осуществляющее наблюдение. 9. Голосование подачей анонимных бюллетеней. 9 а. Ящик с узким отверстием для опускания бюллетеней. 11. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. 12. Государственная власть, обеспечивающая политическое господство класса, партии. 13.Одна из черт подлинной демократии, открытая и полная информация о любой общественно значимой деятельности.14.Совокупность законов. 15.Безвластие, отсутствие всякого управления.
19.Основной закон государства.
Ведущий:
Пока команды выполняют задание, давайте посмотрим ролики об избирательном процессе.
Ведущий:
Пятое конкурсное задание – «Свободный микрофон»
Этот конкурс дает возможность провести анализ стоящей перед обществом проблемы привлечения молодежи к участию в выборах
Конкурс является домашним заданием для групп и предполагает ответы на следующие вопросы:
1. Почему необходимо участвовать в выборах?
2.Что нужно сделать для привлечения молодежи к участию в выборах?
3.Какие конкретные действия я предприму лично, чтобы изменить ситуацию?
Конкурс оценивается в 15 баллов. Оценивается понимание проблемы, креативное мышление и аргументированные ответы.
При выполнении задания участники работают группами, сидя за столами. Один участник от каждой команды подходит к микрофону и зачитывает ответ на вопрос в формате «свободный микрофон»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса – послушаем песню о России (Ачапкина Ольга – гр. 261)
Ведущий:
Наш конкурс подошел к концу.
Безусловно, вопросы избирательного права являются достаточно сложными и иногда не совсем понятными. Однако оттого, насколько вы, будущие граждане нашей великой страны, будете знать свои конституционные права (а избирательные права относятся к политическим правам граждан), будет зависеть, кто будет представлять и возглавлять нашу страну, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить Россия и, конечно, какая жизнь ждет в будущем и вас.
— А сейчас позвольте подвести итоги всех конкурсов.
Слово предоставляется членам жюри.
Председатель ТИК города Лавриненко М.В. - отметила значимость проведенного мероприятия, подчеркнула важность отношения молодежи к избирательному процессу, ее места и роли в проведении предвыборной кампании. Также были сказаны напутственные слова студентам, которые впервые примут участие в выборах в сентябре 2016 г.
Староста района Западный - Абышева Н.В. также отметила большое значение проведенного мероприятия по формированию гражданской позиции и воспитанию правового сознания студентов.
Заведующая библиотекой-филиалом № 3 АЦБС – Алейник О.В.
огласила результаты конкурса «Нам жить - нам выбирать».Председатель ТИК города Лавриненко М.В. наградила победителей конкурса и отдельных номинаций почетными грамотами.
Ведущая поблагодарила всех участников, гостей, членов жюри, зрителей за проведение конкурса и участие в нем .