Опорные схемы-конспекты (ОСК) на уроках литературы
Опорные схемы-конспекты (ОСК) на уроках литературы
Крахмаль Е. А., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Новосибирск.
ОСК - развивающие: по сути дела, каждый конспект – загадка, творческий труд, который и обучает самостоятельности логического мышления. Ещё А. С. Границкая писала: «Важно обучить учащихся свёртывать и схематически представлять новую информацию. Ориентировать их не на запоминание прослушанного, а на понимание и анализ».
Опираясь на опыт предшественников, я ввожу в систему обучения схемы-опоры (СО), которые выполняют иные функции:
1.СО – связывающие «мостики», звенья (связь с историей и другими науками).
2.СО – общая картина, система идей и образов отдельного произведения, т.е. общее представление о произведении (особенно, если оно изучается в отрывках).
3.СО – способ концентрации теоретической части материала (особенно биографии писателей и поэтов)
Попробую подтвердить вышесказанное конкретными примерами.
В учебнике-хрестоматии дан отрывок из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». Возникают вопросы: зачем такое сложное произведение семиклассникам, для чего предлагается лишь небольшой отрывок? Как этот учебный материал связать с другими? На незначительной части текста нельзя показать стиль писателя, нельзя представить систему образов и идей. Зачем тогда такой вариант произведения?
Урок по драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» я начинаю с вопросов: «Кто такой Борис Годунов? Что вы о нём знаете?» Ответа либо не будет, либо прозвучит неполный (неточный) вариант. Дети не изучали этой темы на уроках истории, не имеют начальной исторической подготовки. Чтобы восполнить этот пробел, обращаюсь к схеме-опоре «Историческая основа драмы А. С. Пушкина». Ученики должны знать историю, осмыслить исторический момент, который лёг в основу драмы-трагедии. Самой схемы (заранее представленной учащимся) нет. Она «рождается» на доске по ходу рассказа-объяснения учителя. Главное – дети учатся слушать, записывать основное, вести правильно записи, собирать и выделять необходимую информацию. Конечно, главный помощник - учитель, но в середине рассказа (стимул!) он незаметно перестаёт отражать основные моменты, и дети сами по аналогии продолжают работу. Покажется трудно? Нет! Ученики так увлечены рассказом, так быстро улавливают главные моменты, что задание выполняется с успехом, а последняя часть схемы у всех выглядит одинаково. Такая работа – большое подспорье в обучении писать лекции, конспекты.
Схема №1
Историческая основа драмы
1584 г. – смерть Ивана Грозного
(сын Дмитрий – малолетний)
Правит Борис Годунов
(слухи – Дмитрий убит – кто?)
Появился Самозванец (Лжедмитрий 1)
? ?
Григорий из монастыря (отрывок в учебнике)
Внезапно умер Б. Годунов
Самозванец воцарился на престоле
Был убит народом, тело сожгли,
прах смешали с порохом и выстрелили из пушки
Работа продолжается рассказом о большом увлечении А.С.Пушкина историей, историческими событиями.
Учитель: «Пушкин всегда интересовался историей, обращался к событиям далёкого прошлого. Этот интерес обострился накануне восстания декабристов, о подготовке которого поэт только догадывался.7 ноября 1825 г. в Михайловском Пушкин пишет драму «Борис Годунов», где делает вывод о том, что народ – главный творец истории. Ребята, как вы это понимаете?»
Ученики: «Всё в истории зависит от народа. Захочет – сбросит с трона, захочет – даст власть…»
Учитель: «В декабре 1825 г. происходит восстание декабристов (дети хорошо знают об этом событии из курса 6 класса). Кем были декабристы по своему происхождению?»
Ученики: «Дворяне…Богатые люди…Имели состояние…»
Учитель: «Вспомним, а декабристы действовали одни или с чьей-либо помощью?»
Ученики (заранее догадываются о цели наводящих вопросов): «Они действовали без поддержки народа, одни, поэтому потерпели поражение», «Получается, что Пушкин предугадал разгром восстания, история подтвердила вывод поэта».
Такая частично-поисковая работа заинтересовывает ребят, заставляет думать, искать, делать свои выводы, заключения. Меня восхищают ребята, когда разгадывают загадки, умело находят ответы, распутывают сложные узлы. Ведь конечная цель – умение логически мыслить, рассуждать, находить связующее звено в цепочке.
Когда составляется схема №2, ученики опережают учителя, подсказывают, вносят свои варианты, исправляют, спорят (это имеет большое значение для дискуссии в старших классах).
Схема №2
А. С. Пушкин интересовался историей
7 ноября 1825 г. пишет 1825 г. – восстание
драму «Борис Годунов» декабристов.
Вывод: Декабристы выступали
Народ – главная без поддержки народа.
сила истории.
поражение
подтверждение
Нетрудно догадаться, что после такой объёмной работы у детей возникает вопрос: «А как А. С. Пушкин пришёл к такому выводу?» Вопрос закономерен, но и труден для объяснения (ведь произведение полностью не читается). Учитель обращается к схеме-опоре «Народ – главная сила истории», которая составляется при помощи подсказок детей (что самое главное) и наводящих вопросов учителя.
Примерный ход рассуждений выглядит так:
Учитель: «Назовите главных героев драмы-трагедии».
Дети, пользуясь схемой №1, уже зная историческую основу драмы, отвечают: «Б. Годунов, Гришка».
Учитель: «Почему народ не любил Б. Годунова?»
Ученики: «За преступление, за нелёгкое своё положение, за ухудшение дел в стране».
Учитель: «Кто воцарился на престоле после смерти Б. Годунова?»
Ученики: «Во времена правления Б. Годунова появляется самозванец (Гришка), который выдаёт себя за убитого сына Ивана Грозного. Б. Годунов внезапно умирает. Самозванец воцаряется на престоле».
Учитель: «Кем был Гришка? Откуда он пришёл?»
Ученики: «Гришка – простой чернец, выходец из народа».
Учитель: «Кто помог Гришке воцариться на престоле?»
Ученики: «Народ не любил Б. Годунова, поддерживал Гришку, был на его стороне, оказывал помощь».
Учитель: «А кто скинул Гришку с престола?»
Ученики: «Гришка не оправдал доверие народа, положение дел в стране обострилось. Народ жестоко наказывает самозванца»
Чертится схема №3, которая ярко отражает момент взлёта-падения самозванца-Гришки.
Схема № 3
Роль народа в истории
Б. Годунов Григорий
пример Народ не любит
за преступления…
за ухудшения своего
положения….. народ не оправдал
поддержал доверия
народа
Пимен – монах-летописец Древней Руси –
пишет для народа
После такой работы читается отрывок из хрестоматии «Сцена в Чудовом монастыре».
Дети с интересом следят за слогом А. С. Пушкина; для них все события уже известны, они прекрасно знают сюжет, систему героев. Это, действительно, хороший результат! А на вопрос учителя: «Кто сможет истолковать сон Гришки?»,- поднимается море рук, горят глаза ребят, счастлив учитель! Легко можно ответить также на вопрос: «Как относится народ к Пимену?» Сколько в классе предложений, мыслей, идей. Вот возможность порассуждать, доказать свою точку зрения. А главное, во всех ответах звучит общий итог: «Пимен пишет для народа, и народ чтит своего любимца».
Интересно наблюдать за ребятами: они не пассивны, спорят, каждый привносит свою лепту в поиски истины.
Благодаря схемам-опорам, всё, что делается на уроках, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся. Естественно, это повышает эффективность процесса передачи знаний.
Только после целого комплекса уроков можно ответить на вопросы в учебнике-хрестоматии: «Почему царь долго не давал разрешения на публикацию этого произведения? Представьте героев, подумайте, как автор относится к ним». Это опять большая возможность для детей выразить свои мысли, найти «свой ответ» на вопрос, свою точку зрения.
Подводя итоги своей работы, я пришла к выводу, что дети умеют правильно, точно, аккуратно вести тетради (схемы, конспекты, лекции и др.), справляются с сочинениями (уже в 7 классе), раскрывают себя в творчестве (пишут сказки, рассказы, стихи). Каждый из ребят читает произведение в полном варианте (ведь необходимо найти доказательство именно в тексте).
Приведу некоторые примеры ОСК:
Схема №
Тема «маленького человека» у А.С.ПушкинаСхема №
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Схема №
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова
Схема №
Тема «маленького человека» у А.С.Пушкина «Полтава» «Станционный смотритель»
Пушкин прославляет Пушкин показывает судьбу
Пётра 1 как великого «маленького человека» в
деятеля… бесправном обществе.
«Медный всадник»
Вступление 1 часть 2 часть
Ода – воспевается Пётр 1 и созданный им город
Петербург – символ
могущества и величия России
Пётр – героическое в истории: создатель города…
Петербургская
повесть
Петербург – город ветхих домов и лачуг
Евгений – простой человек, стремится к своему счастью Беда «ма лень
кого
че
ло ве ка» Власть
«маленький человек»
Безумие,
смерть
Схема №
(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Схема №
Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова