Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и Д.Н. Кугультинова
Урок литературы в 9 классе.
Учитель Шунгурцикова В.Ч.
Тема урока «Сравнительный анализ стихотворений
А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова»
Цели:
Образовательные: через сравнение выявить своеобразие поэтики А. С. Пушкина и Д. Н. Кугультинова; показать, что особенности стилистики и поэтики отражают духовный мир поэта, его мировосприятие, обучить анализу стихотворения, помочь постичь смысл поэтического текста.
Воспитательные: формировать креативное и критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, воспитывать чувство возвышенной чистой искренней любви.
Развивающие: развивать навыки творческого чтения, целостного анализа поэтического текста; активизировать исследовательскую деятельность.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: урок-лаборатория
Методы: проблемный, поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, пакеты с заданиями для групп, тексты стихотворений.
Ход урока.
Оргмомент
Сегодня нам предстоит сравнить произведения двух великих писателей.
через сравнение выявить своеобразие поэтики А. С. Пушкина и Д. Н. Кугультинова.
развить познавательный интерес к лирике Пушкина и Кугультинова, речь, навыки выразительного чтения ;
воспитывать чувство возвышенной чистой искренней любви.
обращение к эпиграфу:
«Тепло и любовь, которые мы отдаем, гораздо важнее тепла и любви, которые мы получаем. Лишь когда мы делимся теплом и любовью, ощущаем подлинную заботу о других, иными словами, проявляем сострадание, мы обретаем условия для подлинного счастья. Из этого следует, что любить самому важнее, чем быть любимым». Далай Лама
Найдите в нем ключевые слова.
Сегодня мы с вами откроем еще одну страницу в творчестве А. С. Пушкина и Д.Н. Кугультинова, одну из самых замечательных, потому что речь пойдет о любви, о любви великих поэтов.
2 .Создание психологического настроя. (игра)
Любовь - что это такое? Тоска по человеку, влечение, светлые мечты, желание человеку добра - всё ли это любовь? А может, любовь - это что-то большее, чем чувство? Как узнать, что это любовь? Какая бывает любовь?
Мы с вами сейчас проведем небольшую игру на тему: "Любовь – это…".
Я поделила вас сегодня на 5 команд:
1-ая группа «синтезаторы» ( поприветствуйте наших «синтезаторов»)
2-ая «формалисты» (ваши аплодисменты)
3-я «аналитики» (ребята приветствуют команду)
4-я: «литературоведы» (ребята приветствуют команду)
5-я «психологи» (ребята приветствуют команду)
У меня на столе лежит « черный ящик», в котором находятся разные предметы. Каждой команде предлагается выбрать один из предметов и попытаться ответить какое отношение имеет предложенный вам предмет к любви. Если команда не сможет ответить, им придут на помощь другие команды.
Итак, первая шкатулка ( зеркало)
вторая шкатулка (земля)
третья шкатулка(линейка)
четвертая шкатулка ( книга)
пятая шкатулка (диск)
Вывод: Любовь – самое прекрасное в мире чувство, высшая нравственная ценность. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. Любовь облагораживает человека, заставляет совершать подвиги, творить жизнь и самого себя.
Любовь многогранна. Это и любовь к матери, к Родине, к «братьям нашим меньшим», между мужчиной и женщиной.
Сейчас мы познакомимся со стихотворениями А.С.Пушкина и Д.Н.Кугультинова
Прослушайте романс в исполнении Иван Козловского на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил»
Учащиеся читают стихотворения А.С.Пушкина (Бараев Э.) и Д.Н.Кугультинова(………).
Словарная работа. (слайды)
А сейчас мы приступим к работе по исследованию поэтических текстов. На столах у вас задания, на выполнение которых дается 5 минут.
Анализ стихотворений.
Пушкин «Я Вас любил…» Д.Н. Кугультинов «Монолог благодарности» (отрывок)
«синтезаторы»
Определить темы и идеи стихотворений. Найти сходства и различия. Какие слова, образы повторяются. Тема: неразделенная любовь лирического героя
Идея: по мысли поэтов, великий и простой смысл любви в умении жертвовать ради любимого человека.
Ключевое слово : любовь
Ст-ие – исповедь, признание, послание, гимн,пожелание.
Грустное признание о неразделенной любви Благодарность за испытанное чувство.
источник радости и сил находит в самоотречении.
Вывод: В поэзии Пушкина и Кугультинова важное место занимает тема любви. Оба стихотворения представляют собой исповеди-признания поэтов,
«формалисты»
Определить размеры стихотворений, способы рифмовки.
Пятистопный ямб,
Четырехстопный ямб с пиррихием
Рифмовка перекрестная
Каждый стихотворный размер обладает определенной эмоциональной содержательностью . Ямб делает поэтическое произведение стройным, четким, динамичным.
Перекрестный способ рифмовки является одним из наиболее употребительных, многим поэтам он по душе благодаря гибкости в ритмическом плане.
««Литературоведы»
Оба стихотворения богаты изобразительно-выразительными средствами языка. Какими?
Что придает музыкальность стихотворениям? Анафора: Я вас любил
Аллитерация («Л»-нежность и печаль; «Р»- символизирует разрыв
Синтаксический параллелизм
(Ассонансы (повтор [ о ], [ а ] ) придают напевность и музыкальность стихам, аллитерация (повтор [ р], [л] ) передает взволнованность и эмоциональность лирических героев). Эпитет
Метафора
Аллитерация ( «С» - торжественность)
Риторическое восклицание
Как известно, художником великолепие духовного и материального мира передается на холст посредством цвета, красок и линий. Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками. Скульптор для создания своих шедевров пользуется гипсом, глиной или камнем. Возможности языка, используемого писателями и поэтами, безграничны. Его применение позволяет передать и звук, и цвета, и объемы. Отличительной чертой художественной литературы является ее способность рисовать словами. При этом поэтами и писателями используются специальные выражения, обороты речи, эпитеты, метафоры и другие приемы.
Аналитики
Определите жанр произведения Признание….
«психологи»
какие чувства вызывают у вас эти произведения. 4.физминутка.
Любовь к матери
Любовь к родине
Любовь к музыке
Любовь к школе
Любовь к еде
5 подведение итогов урока.
А сейчас давайте послушаем анализ стихотворения Пушкина и Кугультинова по таблице
1 ученик:
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» — одно из самых известных стихотворений Пушкина о любви .Оно представляет собой признание лирического героя об искренней , но неразделенной любви. Герой с грустью вспоминает о своих чувствах и желает своей возлюбленной счастья.
Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, чистое, нравственное, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее человека.
2 ученик:
Слово учителя: Слово учителя: в результате сравнительного анализа двух стихотворений мы пришли к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Стихотворения по времени написания разделяют 2 столетия, и, несмотря на это, в произведениях Пушкина и Кугультинова мы находим больше общего, чем различного.
Возвращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете высказывание Далай Ламы?
Слово учителя:
Каждый раз, когда один делится чем-то с другими, он приобретает гораздо больше. Это принцип жертвенности – бескорыстная любовь – отдавая другим, мы получаем несоизмеримо больше. Настоящая любовь – это чудо, так как жизнь другого человека становится для нас важнее собственной. Если мы любим, то мы удваиваем свою жизнь, потому что проживаем как бы две жизни: свою собственную и любимого человека.
Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся чуткости, способности переживать.
У Пушкина и у Кугультинова любовь – глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее человека.
Об этом еще одно стихотворение Д.Н.Кугультинова на калмыцком языке «Дурн»
Читает учитель.
6.Домашнее задание. Выучить стихотворение А.С.Пушкина