Конспект урока литературного чтения по теме Подарки зимы( Стихотворения К. Бальмонта Снежинка.И. Бродского Вечером

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское»








Литературное чтение
( 3 класс, «Школа 2100» Р.Н.Бунеев, В.Е. Бунеева)
«Подарки» зимы (стихотворения К.Бальмонта «Снежинка», И.Бродского «Вечером»)



Подготовила: Турец Л.П.,
учитель начальных классов







2015г


Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: открытие нового
Тема: «Подарки» зимы (стихотворения К.Бальмонта «Снежинка», И.Бродского «Вечером»)
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся, актёра;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Задачи:
обучающие
учить выражать своё отношение к героям произведения
развивающие
Развивать внимание, память, мышление учащихся, обогащать словарный запас, формировать навыки осознанного и беглого чтения.
воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к чтению, аккуратность, целеустремлённость.

Ресурсы:
Учебник литературного чтения «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева 3класс (2ч)
Презентация и по теме урока
Компьютер
Проектор
Доска
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая



Этапы урока
Ход урока


I.Орг.момент (мотивация)
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем наш урок.
- Пожелайте друг другу успехов.



·I. Актуализация знаний.

1. Какой я увидел зиму в стихотворениях С.Есенина. Выставка иллюстраций детей (портреты Зимы)
2. Выразительное чтение наизусть


III. Целеполагание
Слайд 2.1
– Тема сегодняшнего урока – “Подарки” зимы. Какие же подарки может нам преподнести зима? Попробуйте предположить, о чём будем читать.
– Как вы думаете, почему слово «подарки» взято в кавычки?
– Откройте учебник на стр. 54 – 55 и составьте план урока.
Слайд 2.1
План.
К.Бальмонт «Снежинка»
И. Бродский «Вечером»
– Сформулируйте цели урока.


IV.Открытие нового















1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».
1. Работа с текстом до чтения.
– Имя поэта нам уже знакомо. Что читали? (стихотворения «Осень, «Капля»)
– Что ждёте от новой встречи с поэтом?

2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение ( про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какие ожидания оправдались?
– Вы почувствовали настроение этого стихотворения? Какое оно? (Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой...)
– Какие картины представляли, когда читали? Расскажите.
Слайд 3.
3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям – картинам).
Развитие воображения, эмоций детей: комментированное чтение.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Почему поэт так называет снежинку – «смелая»? Что можете предположить?)

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится. («Бурная дорога» – это какая? (Трудная, опасная.) Это дорога с небес на землю. А снежинка «легко проносится», не боится, ей хочется на землю...)

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено. (С кем снежинка дружит? – С ветром, он её и крутит, и лелеет, и утешает. – Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, но крутится, то медленно качается, как на качелях...)

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная. (Увидели снежинку? Она похожа на... (звезду из кристаллов). Расскажите, какой вы её представили.)

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая! (Что вы заметили в этой строфе? Она почти дословное повторение 1-й строфы. – Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? Обратите внимание: в 1-й и последней строфах в конце стоит восклицательный знак.)

4. Беседа, подготовка к выразительному чтению.
а) – В стихотворении поэт выразил свои чувства, настроение. Слайд 4.
Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют их наиболее точно: удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье.

б) – Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить себе эту снежинку? (Олицетворение.)

в) – Как будем читать это стихотворение? (Торжественно, с восторгом, удивлением, с восклицательной интонацией в 1-й и последней строфах...)

5. Выразительное чтение (актёр, затем дети).Слайд 5.

6. Обобщающий вопрос:
– В этом стихотворении идёт речь о каких-то подарках? А ведь наша тема – «Подарки» зимы...
Дети, скорее всего, сумеют понять и сказать, что сама снежинка – смелая и прекрасная – это и есть подарок нам, мы можем ею любоваться и восхищаться.



V.Физминутка.

Слайд 6.

VI.Открытие нового (продолжение)


2. Чтение стихотворения И. Бродского «Вечером».
– Интересно, а о каком же подарке мы узнаем из стихотворения Иосифа Бродского «Вечером»? Название подсказывает вам что-то?
1. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
– Прочитайте самостоятельно, попробуйте найти ответ на вопрос темы урока.

2. Выявление первичного восприятия.
– Какое чудо произошло?
– Ведь это настоящий подарок, не так ли?

3. Повторное чтение учителем.
Комментарии:
«и встретился с мотыльком» (Почему именно встретился, а не увидел мотылька? – Встретился, как со старым другом, обрадовался ему.);
«как июньские дни» (Всё произошло зимой, а мотылёк напомнил поэту лето, его согрели тёплые воспоминания о лете).

4. Беседа после чтения.
– Это стихотворение, конечно, не только о зиме. А о чём ещё, как вы думаете? (Об одиночестве, о желании тепла, о приятном воспоминании, о встрече с прекрасным, которое дарит надежды на будущее.)
Учитель может объяснить детям, что в лирических стихотворениях передаются мысли и чувства лирического героя. Он близок к самому поэту, но в то же время их не следует абсолютно отождествлять.

5. Выразительное чтение детей.

2. Работа с текстами после чтения.
1. Обобщающий вопрос:
– О каких же подарках зимы нам рассказали К. Бальмонт и И. Бродский? Почему в теме урока это слово в кавычках?
– А что вы ещё можете назвать подарками зимы?
2. Рассказ учителя об авторах.
– Вы прочитали два стихотворения разных поэтов. Кого А. Блок назвал «поэтом с утренней душой»? (К.Д. Бальмонта.)
Слайд 7.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта ввела поэта в мир музыки, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.
Слайд 8.
С творчеством И. Бродского вы ближе познакомитесь позже, в старших классах. Его имя известно во всём мире, его стихи переведены на многие языки. В 1987 г. Иосиф Александрович Бродский за своё творчество был удостоен Нобелевской премии.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)



VII. Итог.
– Прочитайте строки, которые относятся к иллюстрациям.
– Какая музыка подошла бы к танцу снежинки?
– Почему авторы учебника поместили рядом эти стихи? (Они противоположны по настроению, ощущению, отношению к зиме, но оба – о её подарках людям.)
Слайд 9.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?


·V. Домашнее задание.

Выучить стихотворение по выбору наизусть.




15