Методические рекомендации по анализу и самоанализу современного урока
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементыright0учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.
Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель.
Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. Он необходим для:
повышения качества обучения;
улучшения процесса преподавания;
осмысления учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;
для оценки своих слабых и сильных сторон;
определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения.
Самоанализ урока, как один из инструментов самоусовершенствования учителя, формирования и развития его профессионального качества, дает возможность:
1. формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
2. развить умения устанавливать связи между условиями педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
3. формировать умение четко планировать предвидеть результаты своего педагогического труда;
4. сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:
Без самоанализа невозможно:
построить целостную систему обучения;
повысить мастерство, развить творческие способности;
обобщить передовой педагогический опыт;
сократить затраты времени на техническую работу;
обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Типы анализа урока
1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Уровни самоанализа урокаЭмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока учителем:
1. цель и задача анализа темы;
2. знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
3. умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
4. характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
5. обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
6. обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
7. психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
8. оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
9. выполнение намеченных задач урока;
10. оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
11. умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
12. удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
13. намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ урока.
Я давала урок литературного чтения во 2 классе по традиционной системе. Авторы учебника …Раздел «Все работы хороши», произведение Э.А. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс». Всего на раздел отводится 10 часов, на данное произведение – 2 часа. Этот урок - заключительный по произведению. Тип урока – повторение и обобщение полученных знаний.
Уроки именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
На уроке решались следующие задачи:
Обучающие:
1. Закреплять умение выстраивать цепь событий в произведении большого объёма;
2. Совершенствование навыков выразительного чтения;
3. Совершенствовать умение анализировать произведение;
4. Продолжение знакомства с понятием «повесть-сказка».
Воспитательные:
1. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
2. Воспитывать интерес к чтению произведений большого объёма;
3. Воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям;
4. Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.
Развивающие:
1. Развивать умение видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
2. Развитие эмоционального восприятия и выражения его в мини-сценках.
Использовалось следующее оборудование:
1.Магнитная доска
2. Таблички для плана урока
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. Листы с отпечатанным текстом отрывков из глав на каждого ученика
6. Буквы к словам трактор, станция, изобретатель
7. Таблички с именами персонажей сказки.
8. Элементы костюмов дяди Фёдора, Матроскина, Шарика.
9. Тетради на печатной основе у учащихся.
10. Книги Э. Успенского
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
1. Этап самоопределения. Цель: привлечь внимание учащихся, определиться, для чего нам нужны уроки литературного чтения.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Цель: постановка проблемы и сообщение цели урока.
3.Основной этап урока
Выстраивание последовательности событий.
Выразительное чтение и анализ эпизодов
Инсценировка эпизода (проверка Д.З.)
Распределение персонажей на мир добра и зла.
Работа над понятием «повесть – сказка»
Этап рефлексии
4. Подведение итогов урока.
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы, чему учит нас сказка.)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение)
практические (складывание слов, работа по выделению в тексте слов автора)
по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа с эпизодами, распределение героев на мир добра и зла, работа в тетради на печатной основе над сказочными приметами)
был использован проблемно-поисковый метод( при выстраивании отрывков по порядку, распределении персонажей на мир добра и зла)
С целью формирования интереса к учению использована познавательная игра, эмоциональное стимулирование (инсценировка). Были включены методы логические, метод аналогий (определение двух миров). Использовался метод контроля (при самопроверке) и самоконтроля (при сопоставлении своих сказочных примет с доской).
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами), общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки
Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация и использовалась интерактивная доска.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока после анализа эпизодов и после распределения героев на мир добра и зла были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к чтению произведений большого объёма, положительному отношению к людям и окружающему миру.
Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.
Правила проведения анализа урока.
1.Дружелюбность, доброжелательность. (Правильно ли я вас поняла, коллега?).
2.Ищите в уроке лучшее, а не худшее.
3.Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам.
4.Слушайте других, не повторяйтесь.
5.Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.
6.Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.
7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.
Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку
Вопросы для самоконтроля
Для чего необходим учителю самоанализ урока?
Назовите основные требования к современному уроку.
По каким аспектам можно проводить анализ урока?
Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных "блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
10. Некоторые социальные задачи.
Сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе - не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, но именно от этого зависит качество обучения. У каждого педагога есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий. Сейчас появилась необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации. Одним из главных профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Всем нам хорошо известно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами. Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат. А что бы говорить про результат, нужно помнить, что современный урок сегодня: 1. Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся. 2. Это учебное сотрудничество. 3. Это активные и интерактивные формы работы. 4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов). 5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант). 6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание). Урок соответствует современным требованиям, если учитель: соотносит цели – учебную деятельность (взаимодействие) – ее результаты на каждом этапе урока владеет активными методами обучения, современными образовательными технологиями, обеспечивающими активную деятельность обучающихся не ранжирует детей на сильных и слабых, понимая, что просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других признает, что он (учитель)– такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями понимает, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс понимает и признает, что каждый ученик имеет право на ошибку, на собственную образовательную траекторию, собственную точку зрения, собственное мнение. Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно: • построить целостную систему обучения; • повысить мастерство, развить творческие способности; • обобщить передовой педагогический опыт; • сократить затраты времени на техническую работу; • обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя. Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность: формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников; развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока. Виды анализа и самоанализа урока 1 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; 2- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. 3– краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач; 4– аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся; 5 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся; 6– системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения; 7– структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу; 8 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов; 9– психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа); 10– дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.); Наиболее распространенными видами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Выделяют 4 уровня самоанализа урока 1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. 4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию. Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер самоанализа и др. При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса. Учитывая данные недостатки необходимо при составлении самоанализа ориентироваться на Основные требования к анализу урока учителем: • цель и задача анализа темы; • знание федеральных государственных стандартов, основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; • выполнение намеченных задач урока; • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); • намечаемые меры по устранению недостатков. Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. В самоанализе современного урока необходимо учитывать принципиально новые аспекты: при планировании урока учитель обращает внимание на постановку конкретных, достижимых, понятных обучающимся диагностируемых целей; их соответствие основной образовательной программе начального общего образования; в самоанализе формулировка цели, учебных задач даётся с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты, отмечаем эффективность содержания информации, имеющей практическую значимость, создание подготовленной информационно-образовательной среды, как спланирована деятельность обучающихся по решению поставленных задач, указываем выбор оптимальных средств и отмечаем на сколько были созданы условия эффективной реализации задач урока, указываем при выполнении, каких соответствующих видов заданий формируются УУД, если раньше мы просто называли, какие виды деятельности использовали, как они менялись, то теперь говорим о направленности используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия). Выделяем позиции учителя (координатор деятельности, консультант – фасилитатор, эксперт) и учеников (партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации, режиссёры - постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители, слушатели). Особое внимание в анализе и самоанализе урока уделяется мотивации класса, групп, отдельных обучающихся для реализации задач на каждом этапе урока, указываем способы осуществления обратной связи и рефлексии на протяжении всего урока. Необходимо отметить отслеживание диагностики промежуточных и итоговых результатов урока, оценки и самооценки деятельности обучающихся; само и взаимоконтроль. В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Параметры самоанализа могут быть изменены в связи с решением некоторых социальных задач. Например, это задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы, или если уроки проводятся в рамках семинара по определённой теме, или с целью обмена опыта среди коллег, тогда в зависимости от момента, анализ может быть составлен не по всем параметрам или наоборот, аспекты могут быть расширены в зависимости от цели проводимого урока. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда. Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Можно предложить следующие схемы самоанализа современного урока. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА I. Краткая общая характеристика класса 1. Общая подготовленность класса: - умение детей работать в парах; - умение детей работать в малых группах; - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 2. Общая характеристика общения. 3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров. 4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе. 5. Общая характеристика освоения программы к этому времени. II. Анализ эффективности проекта урока 1. Реальность цели урока. 2. Каким образом организовать работу на уроке? 3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал? 4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой? 5. Что знают ученики об изучаемом понятии? 6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся. 7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия? 8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу? 9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи? 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся? 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока? 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока. III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему? 2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии? 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха? 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения? 5. Была ли принята учебная задача учащимися? 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи? 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели? 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала? 9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми? 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя? IV. Оценка целостности урока 1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС? 2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? 3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока. 4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи. План самоанализа современного урока в рамках ФГОС Характеристика класса. УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании). Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов). Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий). Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения). Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм). Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность). Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.). Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения. Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость). Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.) Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации). Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД. Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия). Схема-таблица самоанализа урока 1. Характеристика класса. В классе ___ человек: ____мальчиков, ___ девочек. Базовый уровень усвоения материала –_____ человек Повышенный уровень усвоения материала –____ человек Уровень интеллектуальных способностей: - ниже среднего – ____человек; - средний – _____ человек; - выше среднего – ______ человек. Учебная мотивация: _______ человек, _____% 2. Тема урока, тип урока (место данной темы в тематическом планировании). Тема урока________________________________________________________ тип урока_______________________ (место данной темы в тематическом планировании). 3. Цель, учебные задачи. Задача сформулирована в сотворчестве с детьми. Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения. Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме. Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в парах, группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу. III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения. 4. Содержание, виды заданий. Для отбора содержания были использованы: - энциклопедическая литература (научные статьи о ……….); - художественная литература (рассказы и стихи о ……….); - Интернет – ресурсы (стихи и загадки о …………. - материалы из портфолио учащихся по теме ……………. - музыкальные произведения (……………………… Виды деятельности: - презентация книги; - организация дискуссии; - интерактивная игра в круге; - работа в центрах активности; - групповые презентации. Развивающее содержание направлено на формирование УУД. 1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал, игры в круге, презентация книги – формирование познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД -формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат; -формирование умения планировать работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 3) Целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель (учебную задачу) и учебные задачи; планировать свою работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ 4) Работа в центрах активности - формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД -формирование умений управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 5)Презентации - формирование умения планировать свою работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование коммуникативных умений, умение выступать перед аудиторией - КОММУНИКАТИВНЫЕ -формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ 6) Рефлексия - формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности; формирование социальной мотивации - ЛИЧНОСТНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 5. Методы и приёмы. Использован метод дидактической игры Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, полилог, дискуссия. Наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации). Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог. И др. Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)? 6. Формы организации. Организована работа в центрах активного обучения, работа в статичных парах и динамических группах. 7. Позиции и роли учащихся. Партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации, режиссёры - постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители, слушатели. 8. Позиции учителя. Стиль общения – демократический, эмоциональный. Учитель - координатор деятельности, консультант – фасилитатор ( это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию).. 9. Виды активности. Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новое о ………………. Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят для первоклассников выступления, рисунки, поделки и подарки о морских обитателях. Физическая активность: учащиеся пересаживаются в круг на ковре, меняют рабочее место, говорят, слушают, рисуют, читают, поют, играют. 10. Использование современных образовательных технологий. 11. Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора. В центрах активности: инструкции, листы самооценки, информационные карты, книги, рисунки, поделки, игрушки, сборники стихов и загадок из портфолио учащихся. Организация выбора видов деятельности (рисовать, писать, читать…), партнёров (при работе в парах), выбор материалов, источников информации, средств, выбор темы для работы 12.Индивидуализа-ция, дифференциация. Индивидуализация и дифференциация осуществляется через разноуровневые карточки – посредники, информационные листы, учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и пар. 13. Итоги урока. Рефлексия. Самоанализ деятельности: - заполнение индивидуальных листов самооценки - работа с барометром настроения в виде ……………….. Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически. Методика системного самоанализа урока в своей основе мало чем отличается от методики системного подхода к анализу урока руководителем школы, но, тем не менее, имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем. Поэтому умение провести самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе. Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот истинно велик!Источник: http://reftrend.ru/1175807.html