Рабочая программа по литературе 10 класс. Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев
Краснодарский край,
муниципальное образование Мостовский район,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 станицы Баговской
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 года
протокол № 1
Председатель ________ Н.Н.Чуенко подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения)
Количество часов: 102
Учитель: Папенко О.Н.
Квалификационная категория: нет
Рабочая программа составлена на основе программы «Литература. 5-11 классы» для общеобразовательной школы/ авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев; Москва, «Русское слово» 2010г.
Раздел I. Пояснительная записка
Примерная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 6-е изд., – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Данная программа 10 класса рассчитана на 3 часа в неделю. В программе для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, (авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) не указано количество часов на изучение разделов и тем. Рабочая программа предполагает распределение часов по разделам.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.
Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры (при изучении быта русского дворянства XIX века) и т.д.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования и Примерной программе по литературе общего (полного) образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; перечень практических работ; требования к уровню подготовки учащихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Таблица тематического распределения часов:
Содержание Количество часов
Авторская программа «Литература. 5-11 классы», авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. ЧалмаевРабочая
программа
Русская литература первой половины XIX века. Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века.) 1
Творчество А.С.Пушкина
Творчество М.Ю.Лермонтова
Творчество Н.В.Гоголя 4
3
5
Русская литература второй половины XIX века.
Творчество А.Н.Островского
Творчество И.А.Гончарова
Творчество И.С.Тургенева
Творчество Н.Г.Чернышевского
Творчество Н.А.Некрасова
Поэтическое творчество Ф.И.ТютчеваПоэтическое творчество А.А.ФетаТворчество Н.С.Лескова
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
Творчество А.К.Толстого
Творчество Л.Н.Толстого.
Творчество Ф.М.Достоевского
Творчество А.П.Чехова 9
7
7
2
6
2
2
5
4
2
12
9
10
Литература народов России
К.Хетагуров 2
Развитие речи 10
ИТОГО: 102 102
Раздел II. Содержание обучения
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА – 1 час
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН – 4 часа
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – 3ч +1р.р.
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н. В. ГОГОЛЬ – 5 часов
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
А.Н. ОСТРОВСКИЙ – 9 часов
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ – 7 ч+2р.р.
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ- 7 часов
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ – 2 часа
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-voys» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ – 6 ч+2р.р.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические прием построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды-притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ – 2 часа
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).А.А. ФЕТ – 2 часа.
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта... >>, «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А, Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ – 5 часов
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души ».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН – 4 часа
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пескарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ – 2 часа
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 12 часов
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные срязи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Воклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ – 9 ч+2р.р.
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ – 10 ч+3р.р.
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи-. А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Литература народов России (2 часа)
К.Хетагуров. 1 час
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Н.А.Некрасова. Изображение тяжёлой судьбы простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
III. Перечень практических работ
В течение учебного года рекомендуется провести:
- уроков развития речи - 10;
- классных сочинений - 4;
- домашних сочинений – 3;
- текстов для заучивания наизусть – 13.
Список произведений для заучивания наизусть
А.С.Пушкин. Деревня. Вольность. Вновь я посетил. (По выбору учащихся 1 стихотворение).
М.Ю.Лермонтов. Я не унижусь пред тобою… Выхожу один я на дорогу…
А.Н.Островский. Отрывок из пьесы «Гроза».
Ф.И.Тютчев. Не то, что мните вы, природа… Я встретил вас…
А.А.Фет. Шёпот, робкое дыханье... На заре ты её не буди...
Н.А.Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом… Пророк. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир».
В.Б.Бакалдин. По выбору учащихся 1 стихотворение.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Литература.
В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс Учебник для ОУ в 2-х частях. М. «Русское слово», 2010г.
Золтарёва И.В., Михайлова Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе. Вторая половина XIX века. 10 класс, в 2-х частях. – М.: ВАКО, 2009.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С.- Петербург, «Союз», 2007
Литература. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Сахарова В.И., Зинина С.А. – М.«Русское слово», 2011г.
Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 10-11 класс. – М., 2000.
Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009
Ромашина Н.Ф. Литература. Изучение творчества А.С. Пушкина: уроки, рекомендации, внеклассные мероприятия. – Волгоград: «Учитель», 2008
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. – М.: Глобус, 2009.
Мультимедийные пособия по литературе
Виртуальный кабинет литературы в школе и дома. Литература 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.
Репетиторы. Литература. Серия «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. Задания и тесты. 5 – 11 классы.
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия по литературе для 10 класса.
Художественные фильмы («Идиот», «Преступление и наказание» и др.)
Презентации к урокам литературы.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 от 27.08.2015г. Заместитель директора по УВР
заседания МО _______ Л.Н. Санина
учителей гуманитарного цикла
________ Н.В.Токарева 27.08.2015г.