Статья Психологические аспекты аутодеструктивного поведения
Психолог,
заместитель директора по ВР СШ№115г. Костаная
Петренко Елена Александровна
Психологические аспекты аутодеструктивного поведения подростков
В настоящее время аутодеструктивное поведение, в том числе среди подростков, становится массовым явлением. Под аутодеструктивнымповедением мы понимаем такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред,
то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, не-
сут угрозу целостности и развитию самой личности. Одной из предпосылок аутодеструктивного поведения является апатия, неверие в себя, в свои силы, снижение творческой активности в результате психической травмы, неблагоприятная атмосфера коллектива. Вторая составляющая – личностные особенности подростка, не позволяющие ему адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающие к аутодеструктивному поведению. К ним часто относят: неумение найти способы удовлетворения своих потребностей, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение уменьшить нервно-психическое напряжение, эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, отсутствие жизненного опыта, повышенная внушаемость и бескомпромиссность.
И, конечно, подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему же подростки так сильно подвержены аутодеструции? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не работают, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Все формы аутодеструктивного поведения приводят к ухудшению качества жизни, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям. Большинство людей осознает это, но аутодеструктивное поведение продолжает распространяться. Происходит это по причине того, что аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных, зашитых механизмов адаптации и стабилизации личности, попыткой приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий. Исходя из вышесказанного, проблема поиска эффективных методов и форм профилактики аутодеструктивного поведения у подростков представляется чрезвычайно актуальной.
К наиболее эффективным формам работы по профилактике аутодеструктивного поведения подростков можно отнести социально-психологические тренинги с подростками, проведение которых требует создания безопасно-комфортной среды. Эмоциональное насыщение и материальное обеспечение должно подбираться с учётом возраста подростков, цели и содержания занятий. Доминирующим фактором эффективности является технологическая и психологическая компетентность тренеров, обеспечивающая поведенческое и эмоциональное содержание программы для формирования у подростков навыков конструктивного взаимодействия, снижения уровня общей тревожности, развития навыков самоконтроля и конструктивных форм выхода из затруднительных либо конфликтных ситуаций.
Следующим фактором считаю регулярность обучения с определёнными временными перерывами. Это укрепляет организационную дисциплину и приучает к организационной культуре. Кроме этого, требуется постоянная разъяснительная работа среди педагогических работников и родителей об особенностях профилактических мероприятий, необходимости длительного периода и поддержки со стороны окружающих (и в семье и в коллективе) для получения устойчивых результатов.
Таким образом, учет психолого-педагогических факторов и условий при оказании психологической поддержки подросткам с аутодеструктивным поведением будет способствовать приобретению ими коммуникационных навыков, умению справляться с трудностями, формированию опыта оформления конструктивной жизненной идеи, что в совокупности достаточно надёжно профилактирует риски формирования адаптационных нарушений.