Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе (Приложение)

Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4








ПРОЕКТ

Родительский клуб как средство формирования дружеских отношений в классе


Составитель:
Теркина Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов









Переславль-Залесский
2011
Обоснование актуальности и проблема выбранной темы

Начало нового учебного года всегда очень сложный и важный процесс для ребенка, а для первоклассника в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки и устои, ведь в один класс очень часто попадают ребята, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только дети, но и их родители, семьи. Сплотить ребят и их родителей порой трудная задача, но крайне важная для классного руководителя. Ведь оттого, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между ребятами, между родителями, классным руководителем и школой зависит очень многое.
В нашем классе сложилась такая ситуация, что малыши, пришедшие в первый класс, обладали разными уровнями сформированности норм межличностных отношений. Результатом чего явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры. Беседы с родителями не дали нужного результата, тогда я решила взглянуть на ситуацию иначе. Нужно вовлечь родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию – родительский клуб “Моя семья”.
Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка. Думаю, что многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, станут попыткой не потерять к 5 классу интерес к воспитанию своего ребенка, а, наоборот, расширят педагогические знания родителей и их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Такие формы работы содействуют повышению авторитета родителей в семье, самооценки учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе. Все вместе, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Объект проекта:
сотрудничество семьи и школы через организацию родительского клуба “Моя семья”
Предмет проекта:
характер отношений между детьми и родителями
Стратегическая цель:
создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей
Тактические цели:
- апробирование разных форм общения: диспуты, дискуссии, ролевые игры;- создание родительского клуба;
- разработка положения о родительском клубе;
- разработка программы родительского клуба.
Сроки реализации проекта:
август – май 2011 – 2014г.г.
Место реализации проекта:
МОУ СОШ № 4
Критерии эффективности проекта:
- стремление семей взаимодействовать со школой;
- благополучный психологический климат в классе (спокойный, уравновешенный тон общения детей);
- такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги входят в норму общения детей и в учебный процесс (в классе у ребенка появляется выбор форм представления своего результата).
Ожидаемые результаты:
Со стороны детей:
1) разработка норм жизни школьного коллектива в детских договорах- соглашениях (например: приветствие и прощание друг с другом);
2) умение проявлять и высказывать положительные эмоции (дети сочувствуют друг другу, радуются успехам товарищей);
3). повышение познавательной активности детей и мотивации обучения.
Со стороны родителей:
1) выработка Положения о клубе;
2) выработка программы деятельности клуба;
3) разработка норм общения родителей и классного руководителя, школьной администрации в договорах - соглашениях о сотрудничестве родителей и школы;
4) согласование норм общения в школе и семье (родитель эмоционально сдержан относительно другого человека)
5) активизация родителей в творческой, интеллектуальной деятельности с детьми, в организации совместной досуговой деятельности
Со стороны классного руководителя:
1) создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование
2) повышение педагогического мастерства классного руководителя
Этапы реализации:


Название мероприятия
Форма
Сроки реализации

1
Подготовительный этап
Анализ воспитательной работы за 2010/2011 учебный год на основе
диагностики детского коллектива и семей учеников
актуализация идеи клуба в родительской среде;
принятие родителями активной позиции в организации работы к
·луба
Родительские собрания, круглый стол
май – август 2011


2
Организационный этап.
выработка Положения о родительском клубе;
изучение запросов и пожеланий членов клуба;
разработка примерного плана работы клуба.
Круглый стол с родителями, детьми, ролевая игра, совместный праздник, анкетирование
сентябрь – декабрь 2011


3.
Основной этап
разработка программы работы клуба
создание системы взаимодействия специалистов, педагогов и родителей.
закрепление связей между семьёй и классом
Мозговой штурм,
организационно-деятельностная игра и другие
январь – 2012 – декабрь 2013


4.
Аналитико-прогностический этап

обобщение и документально-технологическое оформление проекта
перспективный план развития клуба
трансляция результатов реализации проекта
Творческий отчет, летопись класса, расширенное заседание клуба
январь – май 2014


Риски проекта:
- неактивная позиция родителей;
- перекладывание всей ответственности на учителя функционирования клуба.
План работы клуба на 2011/2012 учебный год
Направления работы
Мероприятия

Педагогическое просвещение
Выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе”, Психологический комфорт в семье и школе”
Тематические встречи со специалистами
Индивидуальные консультации родителей у школьного психолога.
Информирование о результатах проводимых диагностик в классе

Педагогическое корректирование семейного воспитания
Диагностика трудностей семейного воспитания
Мониторинг динамики отношений детей и родителей
- диагностика детского коллектива на начало учебного года;
- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера.
- диагностика детского коллектива на конец учебного года.
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;
анализ проекта и его результатов, выделение позитивного опыта:
Индивидуальные консультации родителей у школьного психолога, логопеда, классного руководителя, социального педагога



Направления работы
Мероприятия

Практическая совместная работа детей и родителей
Совместные акции и дела
Первое собрание клуба. Тема “ Увлечения, хобби, интересы семей класса”:
- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото);
- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе; - выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.); - создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям; - чаепитие.
Второе собрание клуба Тема “Генеалогическое древо нашего класса”
- выступление председателя клуба по итогам работы за год;
- поздравления семьям, в которых появился новорожденный;
- вручение благодарностей самым активным членам клуба;
- создание генеалогического древа класса ( семья –веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);
- чаепитие;
- совместные поездки и экскурсии, праздники
- участие в конкурсах разного уровня.













Список использованной литературы

1. Акутина С.П. Книга для педагогов и родителей. Серия « Семья + Школа» Выпуск 1.- Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. –с.34

2. Байбародова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно –методическое пособие. – Ярославль: Академия Холдинг: 2003. -224с.


3. Брюхова В. М. Партнёрство семьи и школы/Брюхова- М.: Чистые пруды, 2007.- с.9

4. Козлова Г. Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г.Н. Козлова, Е.В. Любезнова, Е.Н. Нецветайлова.- М.Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.-176с.

5. Колорозо Б. «Дети этого достойны только потому, что они дети»/ Барбара Колорозо.- Пер. с англ. Е. Минашкиной. – М. ФАИР- ПРЕСС,2003.- с.133

6. Методология и методика психолого - педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / под науч. Ред. Д-ра ист. Наук, проф. М.В. Новикова – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.- с.36

7. Образование родителей и школа: Учебно.-метод. Пособие / Под ред. Л.Г. Петрявской. – Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – с.52

8. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- с.6

9. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под. Ред. Д.п.н., проф. А.С. Роботова, к.п.н. И.А. Хоменко, к.п.н., доц. И. Г. Шапошникова.- М.: Сентябрь, 2001. – с.55

10. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/ авт.-сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2006. - 90с.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115