Доклад на тему: «Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.»


«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.»ДОКЛАД на тему:Подготовила: Ахметжанова А.Т. В своей работе я ставлю перед собой цели и задачи:воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие связной устной и письменной речи. Как их воспитывать?В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств • нравственного облика • нравственной позиции • нравственного поведения По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.- говорил Аристотель. Я работаю с детьми уже 6 лет. Из опыта работы могу сказать, что в основном дети из социально-неблагополучных, неполных семей, или из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка. У наших детей недостаточно сформирована мотивация к обучению, мы развиваем и корректируем психические процессы: кратковременную и долговременную память, логическое, наглядно-образное мышление, внимание. Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д. Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания В своей работе я руководствуюсь словами В.А.Сухомлинского:«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках. В заключение я хочу предложить темы для проведения внеурочных мероприятий. Классные часы: «Мои интересы, мои увлечения», «Мой дом - моя семья», «Милосердие в наши дни», «Как повысить культуру речи?», «Будьте добрыми и человечными», «Профессии милосердия и добра», «Спорт в моей жизни». Беседы: «Спешите делать добро», «Кому легче жить культурному или некультурному человеку?», «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «В дружбе - сила», «Люди, на которых хотим быть похожими».