Конспект по бологии ФГОС на тему Химический состав клетки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58».
Биология
Конспект урока.
Тема: Химический состав клетки.
Составитель:
Учитель биологии
Суворова Анжела Андреевна
Ижевск, 2016
Технологическая карта урока.
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные Д
Научиться давать определения понятиям: вещества, неорганические вещества, органические вещества;
различать органические и неорганические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
анализировать представленную информацию, работая в группах.
Учащиеся научились давать определения понятиям: вещества, неорганические вещества, органические вещества;
различают органические и неорганические вещества клетки, минеральные соли, объясняют их значение для организма;
анализируют представленную информацию, работая в группах.
Метапредметные
Познавательные УУД
Научится работать с текстовым источником информации, находя нужную информацию.
работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы.
Регулятивные УУД
Научится планировать свою деятельность и прогнозировать свои результаты.
Формировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать свои результаты; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Научится правильно излагать и аргументировать в устной форме свою точку зрения.
Строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения;
Личностные
Научится сотрудничеству при работе в группе.
Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение применять полученные знания в практической деятельности; формирование эстетического восприятия объектов природы; мотивация учащихся на получение новых знаний.
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.
Деятельность ученика
Формирование универсальные учебные действия и предметные действия
1.Повторение предыдущего материала.
5-7 минут
Вспомнить и проверить предыдущие темы уроков.
Задания на повторение предыдущей темы «Строение клетки. Ткани».
Индивидуальная письменная работа.
Раздача карточек проверки знаний.
Задание на повторение предыдущей темы урока.
(Приложение 1).
Выполнение задания карточки.
Научится использовать предыдущие знания.
2.Актуализация знаний.
1-2 минуты.
Активировать у учащихся познавательную деятельность.
Создание проблемной ситуации.
Фронтальная устная беседа.
Выдвижение проблемного вопроса. Что такое вещество? Какие вещества входят в состав клетки?
Активация мыслительной деятельности.
Выдвижение гипотез.
Научится выдвигать свои предположения (гипотезы).
3. Получение новых знаний.
20 минут.
Внимательно изучить текст и найти нужную информацию, записать ее в виде заданий.
Упражнения, схема
Групповая письменная работа.
Раздача текстов, заданий для учащихся.
Текст на тему: «Химический состав клетки». Задания к нему.
(Приложение 2), (Приложение 3).
Работа в группе с текстом, выполнение по нему заданий.
Умение работать с текстом ,находить нужную информацию.
4.Закрепление. Рефлексия.
10 минут.
Определить правильность понимания материала учащимися, развитие коммуникативных навыков.
Опрос, беседа
Фронтальная и групповая устная работа
Подведение учащихся к правильному пониманию и закреплению материала урока. Проведение анализа работы учащихся на уроке.
Устная формулировка ответов. Использование учащимися следующих высказываний: я узнал ..., у меня получилось ..., было непросто , я попробую , урок дал мне для жизни, я себя чувствую .
Устные ответы по выполненным заданиям к тексту.
Научится понимать текст и извлекать из него необходимую информацию
5. Домашнее задание.
3 минуты.
Работа с основным документом учащегося дневником.
-
Фронтальная письменная работа.
Диктовка домашнего задания.
-
Запись домашнего задания в дневник.(Раб. Тет. № 1-6. Зад-я прак. Идентич. С зад-ми на уроке).
-
6. Выставление оценок.
3 минуты.
-
-
Индивидуальная работа.
Выставление оценок в журнал и дневник.
-
Выставление оценки в дневник.
-
Приложение 1.
Проверка знаний по теме: «Клетка и ткани».
Задание 1. Заполните таблицу, используя соответствующие номера слов из словарика. Понятия в некоторых графах могут повторяться.
1.Органоиды и части растительной клетки.
2.Органоиды и части животной клетки.
3.Ткани растений.
4. Ткани животных.
Словарик: 1. Хлоропласт. 2. Механическая. 3. Соединительная. 4. Ядро. 5. Основная. 6. Клеточная мембрана. 7. Митохондрии. 8.Образовательная. 9. Нервная. 10. Цитоплазма. 11. Проводящая. 12. Мышечная. 13. Клеточная стенка. 14.Вакуоль. 15. Эпителиальная. 16. Покровная.
Задание 2. Перед вами два рисунка клеток. Определите и запишите на этих рисунках какие клетки изображены и почему вы так решили.
Приложение 2.
Все тела живой и неживой природы состоят из различных веществ. Вещества образованы небольшими частичками, которые ученые химики (изучающие строение всех веществ нашей планеты) назвали атомами. На данный момент учеными химиками уже открыто 109 видов атомов, и все они занесены в единую таблицу химических элементов русского ученого химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вещества – это химические соединения, состоящие из атомов. Все вещества на нашей планете делятся на две группы веществ: неорганических вещества (простые), например знакомые вам поваренная соль, минеральные соли (удобрения растений), сода, вода, и органические вещества (очень сложные) – углеводы, белки, жиры. Тела неживой природы камень, песок, воздух состоят преимущественно из неорганических веществ. В то время как клетки живых организмов (их структуры и органоиды) образованы как из простых веществ - неорганических, так и из сложных – органических веществ.
Роль неорганических веществ в клетке огромна. Например, вода входит в состав тел всех живых организмов. В среднем на нее приходится 80% массы тела живых организмов. Особо много воды в листьях салата (более 90%), плодах яблони (70 -85%). Даже в зубной эмали на воду приходится около 10%. Без воды в живых организмах невозможна сама жизнь. Ведь все процессы идущие в живых организмах, а в частности в каждой клетке, нуждаются в наличии воды. Высокое содержание воды в живых организмах не случайно: от нее зависит форма клеток, объем клеток и нормальное протекание жизненно важных процессов в клетке и в целом в организме.
Роль органических веществ в живых организмах огромна. Белок – вещество, без которых невозможна жизнь. Они выполняют в организме многочисленные функции. Например, белок крови гемоглобин доставляет к клеткам организма большинства животных и человека кислород и удаляет углекислый газ. Белок мышечных клеток миоглобин, сокращаясь, обеспечивает движение живых организмов. Углеводы, например глюкоза, крахмал, - основной источник энергии, необходимый для жизнедеятельности клеток. Углевод целлюлоза входит в состав клеточной оболочки растительных клеток, тем самым придавая прочность клетке. Жиры используются организмами как запасной источник энергии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Приложение 3.
Задания к теме «Химический состав клетки».
Задание 1. Запишите, что такое вещества и из чего они состоят.
Вещества – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Доделайте схему вместо поставив нужные слова.
Вещества в клетке.
Задание 4. Запишите, какую роль играет в живых организмах неорганическое вещество вода:
1._______________________________________________
2.________________________________________________
3.__________________________________________________
_____________________________________________________
Задание 3. Биологический диктант. В каждом предложении из скобки выберите то слово, которое на ваш взгляд пропущено в предложении.
Неорганические вещества – это .. (сложные, простые) вещества клетки.
Органические вещества входят в строение только . (живых, неживых) организмов.
Тела неживой природы преимущественно состоят из . (неорганических, органических) веществ.
Задание 5. Запишите, какую роль играют в живых организмах органические вещества:
1._______________________________________________
2.______________________________________________
3.__________________________________________________
_____________________________________________________
Задание 6. Сделайте небольшой вывод по уроку.
___________________________________________________________________________________________________________________