Занятие литературного кружка в 4 классе «Союз волшебных звуков»
«Союз волшебных звуков»
Занятие литературного кружка
- Друзья, поэзия, по гениальному выражению А.С.Пушкина,- это «союз волшебных звуков, чувств и дум».
Как нам построить нашу встречу так, чтобы «чувства и думы», заключённые в прекрасных стихах замечательных авторов, волшебство звуков, в которые облечены эти «чувства и думы», все мы пропустили через свой ум, свою душу?
(Высказывания детей)
Итак, начинаем.
Брюсов Валерий Яковлевич
(1873 – 1924)
-Родился в Москве в семье купца. В семье царил дух уважения к науке. Читать будущий поэт выучился в три года. Своим учителем в поэзии считал А.С.Пушкина.
Опять сон
Мне опять приснились дебри,Глушь пустынь, заката тишь.Желтый лев крадется к зебреЧерез травы и камыш.Предо мной стволы упрямоВ небо ветви вознесли.Слышу шаг гиппопотама,Заросль мнущего вдали.На утесе безопасен,Весь я - зренье, весь я - слух.Но виденья старых басенВозмущают слабый дух.Крылья огненного змеяНе затмят ли вдруг закат?Не взлетит ли, искры сея,Он над нами, смерти рад?Из камней не выйдет вдруг лиПлемя карликов ко мне?Обращая ветки в угли,Лес не встанет ли в огне?Месяц вышел. Громче шорох.Зебра мчится вдалеке.Лев, взрывая листьев ворох,Тупо тянется к реке.Дали сумрачны и глухи.Хруст слышнее. Страшно. ВедьКто же знает: это ль духиИль пещеры царь – медведь!
- Какие звуки помогли вам представить ночь?
Прочтите картины сна, передающие состояние, настроение героя.
Докажите правильность выбора тёмных красок в рисунках художника.
Рисунки детей «Мои сны».
Детская
Палочка-выручалочка,Вечерняя игра!Небо тени свесило,Расшумимся весело,Бегать нам пора!Раз, два, три, четыре, пять,Бегом тени не догнать.Слово скажешь, в траву ляжешь.Черной цепи не развяжешь.Снизу яма, сверху высь,Между них вертись, вертись.Что под нами, под цветами,За железными столбами?Кто на троне? кто в короне?Ветер высью листья гонитИ уронит с высоты…Я ли первый или ты?Палочка-выручалочка,То-то ты хитра!Небо тени свесило,Постучи-ка веселоПосреди двора. Август 1901
- На что похоже стихотворение?
Почему так много глаголов?
Чтение наизусть отрывков, считалок.
Сравнение стихотворений.
Есенин Сергей Александрович
(1895 – 1925)
Родился в семье крестьянина в селе Константиново Рязанской губернии. Писать стихи начал с девяти лет. Был знаком со многими талантливыми писателями… Автор многих известных стихов; на его стихи написано немало песен и романсов.
Бабушкины сказки
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
1917
-Из каких строк видно, что дети любили сказки?
Выдержки из сочинений о сказках.
- Какие стихи Есенина знаете ещё?
Что их объединяет?
Рисунки к стихам.
Гумилев Николай Степанович
(1866 – 1921)
Родился в Кронштадте в семье морского врача. Учился в гимназии, был студентом. Много путешествовал.
Детство
Я ребенком любил большие,Медом пахнущие луга,Перелески, травы сухиеИ меж трав бычачьи рога.Каждый пыльный куст придорожныйМне кричал: «Я шучу с тобой,Обойди меня осторожноИ узнаешь, кто я такой!»Только, дикий ветер осенний,Прошумев, прекращал игру, —Сердце билось еще блаженней,И я верил, что я умруНе один, — с моими друзьями.С мать-и-мачехой, с лопухом.И за дальними небесамиДогадаюсь вдруг обо всем.Я за то и люблю затеиГрозовых военных забав,Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.
- Из каких строк видно, что автор любил природу?
Какие изобразительно – выразительные средства языка использовал автор в своём стихотворении?
Какие картины представляли, слушая эти строки?
Пейзажи, каких художников вспомнили?
Цветаева Марина Ивановна
(1892 – 1941)
Родилась в Москве в семье известного профессора – искусствоведа. Рано полюбила книги, чтение. Много лет жила за границей.
Бежит тропинка с бугорка…
Бежит тропинка с бугорка,Как бы под детскими ногами,Все так же сонными лугамиЛениво движется Ока;Колокола звонят в тени,Спешат удары за ударом,И все поют в добром, старом,О детском времени они.О, дни, где утро было райИ полдень рай и все закаты!Где были шпагами лопатыИ замком царственным сарай.Куда ушли, в какую даль вы?Что между нами пролегло?Все так же сонно-тяжелоКачаются на клумбах мальвы…
- Зачитайте прилагательные о времени из детства героини.
Найдите олицетворение, эпитеты, доказывающие это…
Красною кистью…
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
- Как бы вы назвали стихотворение?
Прочтите эпитеты, олицетворения, которыми пользуется автор для изображения рябины.
Нередко в стихотворениях Цветаевой используется образ рябины, и она сравнивает с нею себя. Почему?
За книгами
"Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?"
Я большая,- мне семь лет,
Я упряма,- это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
"Поиграй, возьмись за дело,
Домик строй".- "А где картон?"
"Что за тон?"- "Совсем не тон!
Просто жить мне надоело!
Надоело... жить... на свете,
Все большие - палачи,
Давид Копперфильд"... - "Молчи!
Няня, шубу! Что за дети!"
Прямо в рот летят снежинки...
Огонечки фонарей...
"Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?"
Сколько книг! Какая давка!
Сколько книг! Я все прочту!
В сердце радость, а во рту
Вкус соленого прилавка.
1909-1910
- Что доставляет радость героине в её непростой жизни?
В чём необычность этих стихов?
Что общего в стихах Цветаевой?
Выдержки из сочинений детей о книгах
Твардовский Александр Трифонович (1910 – 1971)
Из семьи кузнеца на хуторе Смоленской области. Отец прививал детям любовь к литературе, устраивал семейные чтения…
В поэзии Твардовский отражал главные события страны.
Две кузницы
На хуторском глухом подворье,
В тени обкуренных берёз
Стояла кузница в Загорье,
И я при ней с рожденья рос.
И отсвет жара горнового
Под закопчённым потолком,
И свежесть пола земляного,
И запах дыма с деготьком -
Привычны мне с тех пор, пожалуй,
Как там, взойдя к отцу в обед,
Мать на руках меня держала,
Когда ей было двадцать лет...
Я помню нашей наковальни
В лесной тиши сиротский звон,
Такой усталый и печальный
По вечерам, как будто он
Вещал вокруг о жизни трудной,
О скудном выручкою дне
В той, небогатой, малолюдной,
Негромкой нашей стороне.
Где меж болот, кустов и леса
Терялись бойкие пути;
Где мог бы всё своё железо
Мужик под мышкой унести;
Где был заказчик - гость случайный,
Что к кузнецу раз в десять лет
Ходил, как к доктору, от крайней
Нужды, когда уж мочи нет.
И этот голос наковальни,
Да скрип мехов, да шум огня
С далёкой той поры начальной
В ушах не молкнет у меня.
Не молкнет память жизни бедной,
Обидной, горькой и глухой,
Пускай исчезнувшей бесследно,
С отцом ушедшей на покой.
И пусть она не повторится,
Но я с неё свой начал путь,
И я добром, как говорится,
Её обязан помянуть.
За все ребячьи впечатленья,
Что в зрелый век с собой принёс,
За эту кузницу под тенью
Дымком обкуренных берёз.
На малой той частице света
Была она для всех вокруг
Тогдашним клубом, и газетой,
И академией наук…
- В чём состояла трудность жизни семьи кузнеца?
Чем дороги автору эти воспоминания детства?
Тушнова Вероника Михайловна
(1915 – 1965)
Родилась в Казани в профессорской семье. Образование получила в Ленинградском медицинском институте. Работала мед. сестрой и врачом. Печататься начала в 1944 году… Призывает читателей к гуманному отношению друг к другу.
Стихи о дочери …Она со мною слушает салюты,Передвигает красные флажкиИ, Прут найдя на карте в полминуты,Обводит пальцем ниточку реки.Понятлива, пытлива и упряма.На многое ответы ей нужны.Она меня спросила как-то: «Мама,а было так, что не было войны?»Да. Было так. И будет, будет снова.Как хорошо тогда нам станет жить!Ты первое услышанное словоЕщё успеешь в жизни позабыть.
- Какие строки помогли лучше, ярче представить героев, события?
Чему учит это стихотворение?
Видно ли, что на портретах добрые, хорошие люди? («Девочка с персиками», рисунки детей)
Синицы
Я с детства зверей любила, котов за хвост не таскала,а если синиц ловила, то вскорости отпускала.Тоскливо мне видеть было,как птицы о прутья бьются,как шариками унылымидремлют, чтоб не проснуться.А за окном вьюжило,в сени снег задувало, клетку я выносила,дверку приоткрывала,и ждала с нетерпеньем,и прыгала и смеялась,как будто бы в то мговеньев синицу переселялась.Как будто с ней в путь отправилась...И ещё одно допускаю:мне мое всемогущество нравилось, -вот поймалаи отпускаю!Может, долго не поняла быя без этих пичужек славных, -отпускать -это счастье сильных,взаперти держать -мука слабых.
- В каких строчках заключена идея стихотворения?
Что – нибудь подобное вы видели, ощущали?
Рубцов Николай Михайлович
(1936 – 1971)
Родился в Архангельской губернии. Рано остался без родителей. Воспитывался в детском доме. Много путешествовал. Работал в разных местах. Стихи начал писать в детском доме.
Хлеб
Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
— Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!—
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
— Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет...
1964
- Какие слова могли бы быть поговоркой?
Что узнали об авторе?
Как бы поступили, отправляясь в дорогу?
Заключение:
- Друзья, остались ещё не прочитанные стихи, не спетые песни. Две из них на стихи Н.Рубцова и С.Есенина я предлагаю вам послушать.
В горнице
В горнице моей светло.Это от ночной звезды.Матушка возьмет ведро,Молча принесет воды...Красные цветы моиВ садике завяли все.Лодка на речной мелиСкоро догниет совсем.Дремлет на стене моейИвы кружевная тень.Завтра у меня под нейБудет хлопотливый день!Буду поливать цветы,Думать о своей судьбе,Буду до ночной звездыЛодку мастерить себе...
Над окошком месяц…
Над окошком месяц. Под окошком ветер.Облетевший тополь серебрист и светел.Дальний плач тальянки, голос одинокий -И такой родимый, и такой далёкий.Плачет и смеётся песня лиховая.Где ты, моя липа, липа вековая?Я и сам когда-то в праздник спозаранкуВыходил к любимой, развернув тальянку.А теперь я милой ничего не значу.Под чужую песню и смеюсь и плачу.
- Спасибо всем.
Чем запомнилась встреча? «Союз волшебных звуков» какого стихотворения затронул душу?