Конспект по внеклассному чтению. Мир волшебных сказок


ГБОУ Республики Марий Эл «Школа – интернат г.Козьмодемьянска
«Дарование»
Методическая разработка
урока по внеклассному чтению
в 1 классе
(УМК «Школа 2100»)

Автор: Новоселова Ольга Федоровна -
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 учебный год
Класс:1
Продолжительность: 40 минут
Предмет: литературное чтение
Тема:Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок.
Тип урока:внеклассное чтение
Цель:обобщение знаний учащихся опризнаках и героях волшебных народных и авторских сказок
Задачи:
1.Образовательные:
1.1 Обобщить и расширить читательские представления учащихся о русских и зарубежных авторах волшебных сказок
1.2. Проверить уровень знания содержания и языка сказок
1.3 Развивать умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям, ключевым словам
2.Развивающие:
2.1 Познавательные:
2.1.1 Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать
2.1.3 Обогащать словарный запас детей
2.1.4 Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций
2.2 Коммуникативные:
2.2.1 Формировать умения отвечать на вопросы и строить высказывания
2.2.2 Формировать умения слушать
2.2.3 Формированиеумений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному2.3 Регулятивные:
2.3.1 Формировать умения организовать свою деятельность на уроке
2.3.2 Формировать умения оценивать свою деятельность
3.Воспитывающие:
3.1 Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям
3.2 Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, доброжелательность
3.3 Воспитывать любовь к чтению сказок
Основной дидактический метод:викторина
Частные методы и приемы: наглядные методы, беседаигра, поощрение, рефлексия, рассказ
Оборудование: карточка с темой урока, презентация
План урока:
1. Организационное начало урока
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
3. Работа по теме урока
4. Итог урока
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
7. Организационное завершение урока
Ход урока
Этап урока Ход урока
1. Организационное начало урока
1. 1Приветствие - Здравствуйте, ребята.
1.2 Проверка рабочих мест - Для начала я попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должны быть учебники по литературному чтению, дневник и пенал. Покажите, как вы готовы к уроку. Стоим красиво, осанка прямая, соблюдаем тишину и спокойствие. Молодцы. Садитесь.
1.3 Настрой присутствующих на урок - Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками и внимательными слушателями.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока -Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте какая тема сегодняшнего урока.
Сказка радость нам несет,Тот, кто знает, тот поймёт,Побеждает в ней добро,Ведь оно сильней чем зло. Сказка- чудная копилка,Что накопишь, то возьмешь,А без сказки в этой жизни-Непременно пропадёшь.
- Какая тема урока? (Сказки) Сегодня мы с вами окунёмся в мир волшебных сказок. И вспомним все те сказки, которые вы прочитали– С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. В народном творчестве сказка – самое большое чудо и драгоценность.
- Сказка это, прежде всего, волшебство. Сказки бывают народные и авторские.- Какие народные волшебные сказки вы знаете? (Царь-девица, Волк и семеро козлят, Колобок, Царевна-лягушка, Крошечка-Хаврошечка)- А какие авторские сказки вы читали? (Конёк-Горбунок – П.Ершов, Сказка о рыбаке и рыбке – А.С. Пушкин, Мороз Иванович- В.Одоевский, Серебряное копытце- П.Бажов)- Молодцы! Вы хорошо запоминаете сказки.
3. Работа по теме урока
- А вы знаете, кто первый написал авторскую литературную сказку? Это был французский писатель Шарль Перро. В конце XVII в. он издал сборник «Сказки моей матушки Гусыни» (1697). В него вошла всем известная сказка «Мальчик-с-пальчик».Рассмотрим обложку сборника сказок Ш. Перро. - Рассмотрите иллюстрации на обложке, предположите о героях сказки, кто они?- О чем может быть эта сказка?
- Я советую взять вам этот сборник и обязательно прочитать все сказки! - Очень интересны также сказки братьев Гримм. Они собирали народные сказки, обрабатывали их, но язык сказки, её дух оставляли в неприкосновенности. - Вы встречались с этими двумя замечательными немецкими сказочниками?
- рассматривание обложки сборника сказок братьев Гримм;
- Рассмотрите иллюстрации на обложке предположите о героях сказки, кто они?- Давайте прочитаем оглавление, можно ли предположить по названиям
сказок, о чём они? (да, в заглавии дана главная мысль сказки)
- Обязательно прочитайте сказки Братьев Грим! В них много поучительного смысла.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Бюро находок».
- В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи. (на слайде: красная шапка – Красная Шапочка, метла – Баба-яга, сапоги – Кот в сапогах, ореховая скорлупа – Дюймовочка, стрела – Иван-царевич и т.д)
- Хорошо, сказки и героев мы вспомнили, а сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы (по рядам). Вас ожидает «Сказочная викторина». Сегодня мы узнаем лучших знатоков. Пусть в викторине победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели!
- Сейчас вам нужно придумать сказочное название своей команде и выбрать командира, на работу 2 минуты.
- Представьте свою команду (называют название)
1. Ответьте на вопрос (Вопросы на слайде. Каждой команде задаётся по 3 вопроса, за каждый верный ответ по 1б. Баллы фиксируются на доске, подсчитываются вместе с детьми. Если команда не ответит, могут дать ответ другие команды и получить 1б)
1.Волшебные слова (кто говорил такие волшебные слова?)
а) По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля)
б) Сивка – Бурка, вещий каурка! (Иванушка – дурачок)
в) Не плачь дед, не плачь баба… (Курочка – ряба)
2. На ком или на чём совершили необыкновенное путешествие:
а) За мёдом Винни – Пух? (На воздушном шарике)
б) На крышу Малыш? (На Карлсоне)
в) В Африку доктор Айболит и его друзья? (На корабле)
3. Кто из литературных персонажей были друзьями:
а) Малыша (Карлсон)
б) Крокодила Гены (Чебурашка)
в) Винни – Пуха (Пятачок, Иа-Иа, Кролик)
2. Очень страшная история (На слайде сразу 3 истории, команды читают свою историю, обсуждают и отвечают. За правильный ответ 2бставятся на доске)
Внимательно прочитай загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов сказочных произведений. Вспомни, кого испугались персонажи стихотворения
а) Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа. (Таракана) б) А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, под мосток и молчок! (Паука) в) Милый, милый людоед,Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями. (Бармалея)
3. Назови сказку и главного героя (Читает учитель, команда отгадывает. За правильный ответ 2б. Если ответа нет, помогает другая команда и ей, за правильный ответ, начисляется 1б)Сейчас я по порядку назову про все чудеса, а вы должны назвать сказочных героев и сказать из каких они сказок.а) «В избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, печь сама пошла по улице, прямо к царю…» (Емеля, сказка «По щучьему веленью»б) «Кто-то за кого - то ухватился цепко:Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!Но ещё помощники скоро прибегут,Победит упрямицу дружный общий труд». (Дед, бабка, внучка, Жучка,кошка, мышка; сказка «Репка»)в) Старик и старуха плакали после проделки маленького зверька. А успокоились они тогда, когда взамен получили такой же предмет только другого цвета. (Мышка; сказка «Курочка Ряба»)
4. Конкурс капитанов(Капитаны выходят к доске. Вопросы на слайде и озвучиваются учителем. Каждому задаётся 7 вопросов, за каждый правильный ответ 1б)      а) 1. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, с которыми встретился Колобок. (Заяц, волк, медведь, лиса)
         2. Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)
         3. Как звали королевича из сказки А. С. Пушкина «О мертвой царевне?» (Королевич Елисей)
          4. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
          5. Назовите имя девочки, которая растаяла, перепрыгивая через костёр. (Снегурочка)
          6. Кому принадлежат слова: «Ваша мать пришла, молока принесла». (Козе)
          7. Закончи фразу: «Белка песенки поет, да орешки всё..» (грызёт)
     б)  1. В какой сказке встречается эта фраза: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» («Три медведя»)
           2. Назвать последовательно всех сказочных персонажей, которые тянули репку. (Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка)
           3. Кто превратился в козленка, испив воду из лужицы? (Иванушка)
           4. Кому принадлежат слова: «Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Машеньке)
            5. Закончи фразу: «Ветер весело шумит,
                                             Судно весело бежит
                                             Мимо острова …» (Буяна)
            6. Из чего была сделана избушка у лисы в сказке «Лиса и заяц»? (Изо льда)
            7. Куда спрятался козленочек от волка в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печку)
    в)  1. Какое яичко снесла курочка деду с бабой в первый раз? (Золотое)
         2. Каким зернышком подавился петушок в одной из русских народных сказок? (Бобовым)
         3. Какая рыбка попалась старику, когда он забросил в море невод? (Золотая)
        4. Кого очень сильно боялись братья в сказке «Три поросенка»? (Волка)
        5. Назовите самого маленького жильца в сказке «Теремок» (Мышка)
        6. Как звали девочку, которая случайно попала в избушку к трем медведям? (Машенька)
        7. Где собирала муку бабушка для того, чтобы испечь колобок? (В амбарах, по сусекам)
6. Анаграммы(Задание на доске. Слова на листочках раздаются каждой команде. Засекается время 2мин. Затем команды выступают с ответами. За правильный ответ-3б, разгаданы слова, но не названа сказка-2б, разгаданы не все слова, не названа сказка-1б)Слова пришли к вам из сказок. Что это за сказки? Кто их автор?
а) ЯЧИОК; ШКАМЫ; ИКХОСВТ. (Яичко, мышка, хвостик; сказка «Курочка Ряба»; русская народная)
б) АЧШАК; ИКЧУСЬТЛ; ШЕМАНЬАК. (Чашка, стульчик, Машенька; сказка «Три медведя»; русская народная)
в) ГООДОР; АКУЖЧ; АКЕПР. (Огород, Жучка, репка; сказка «Репка»; русская народная)
ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ каждой команды вместе с учащимися на доске, НАГРАЖДЕНИЕ.Показ видео-сказки.
4. Итог - Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее.
5. Рефлексия -Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Комплимент», правила просты, вам нужно поблагодарить и оценить вклад друг друга в проведенный урок.
6. Организационное завершение урока Спасибо за урок! До свидания!