Конспект урока русского языка на тему: Служебные части речи. Предлог как часть речи
Тема: Служебные части речи. Предлог как часть речи.
Цели урока:
закрепить сведения о служебных частях речи;
усовершенствовать навыки работы с информацией средствами стратегии "синквейн",
учить критической оценке источника информации;
развивать умение определять уровень собственных знаний, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Формы работы: взаимоконтроль, индивидуальная работа, фронтальный опрос.
Тип урока: закрепление изученного.
Ход урока.
Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос по п. 146.
Проверка упражнения 314.
III. 1. Прочитайте ряд слов:
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.
Вопросы и задания:
Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему? Из какого стихотворения эти строки и кто автор? Восстановите отрывок стихотворения. С помощью каких слов это сделать?
Запись текста в тетрадь.
Проверка (самоконтроль):
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит
2.Закрепление изученного:
Самостоятельное выполнение упражнения 312 , стр.116
Взаимопроверка
3.Комментированное письмо: упражнение 317, стр.118
4.Составление синквейна. Правила составления синквейна:
1-ая строка – существительное
2- ая строка – два прилагательных
3-я строка – три глагола
4-ая строка – фраза из четырёх слов
5-ая строка – синоним первого слова
НАПРИМЕР: предлог
простой, нужный
помогает, служит, обеспечивает
связывает слова в словосочетаниях
помощник
4. Обобщение изученного: - какие части речи называются служебными?
- какова роль этих частей речи в языке?
- какие значения могут выражать предлоги вместе с самостоятельными частями речи?
5. Самостоятельная работа
Вариант 1
1: Вставить подходящие по смыслу служебные части речи.
2. Выписать 2-3 словосочетания, включив в них любые служебные части речи.
- Встречаю __тетрадкой сестру __ дверей: - Волшебное слово тетрадке твоей! мама подходит смотрит улыбкой: - Ведь это "как будто", только ошибкой. Так вот что такое "Кабутта", "кабутта", Ведь это простое "Как будто ", " как будто" Н. Слепкова
Вариант 2
1.Вставить подходящие по смыслу служебные части речи.
. одной стране, . чудной стране, Где бывать Тебе мне,
Ботинок черным языком . утра лакает молочко, . целый день . окошко Глазком глядит картошка. И. Токмакова.
2.Выписать 2–3 словосочетания, состоящие из знаменательных и служебных частей речи.
VI. Информация о домашнем задании: § 146, упр. № 319.