Разработка классного часа Путешествие в город Волшебных Слов
Классный час с элементами соревнования
«Путешествие в Город Волшебных Слов».
Занятие 1.
Цели:
1. Показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;
2. Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
3. Прививать детям этические нормы поведения.
Предварительная подготовка:
Обсуждение в классе и принятие правил вежливости.
Дети получают задание подобрать и красочно оформить на альбомных листах пословицы о вежливости.
На двух склеенных листах ватмана нужно нарисовать карту Города Волшебных Слов со следующими пунктами: улица Добрых Слов, тупик Вредных Советов, парк Сказок и Пословиц, Веселая полянка, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, сквер Нарядных Кукол, площадь Добра.
Выбор с детьми транспорта для путешествия.
Разбивка на команды и выбор капитанов.
Записи музыкальных произведений:
Отработка с детьми стихотворений, песен, частушек, сценок.
Подготовка Шкатулок Вежливых Слов и жетонов.
Оформление класса:
на доске – карта Города Волшебных Слов; на стенах – разрисованные детьми листы с пословицами, воздушные шары.
Организационный момент:
Дети рассаживаются по командам за приготовленные столы, на каждом из которых лежат ручка и лист бумаги.
Ход занятия.
Учитель.
Ребята, сегодня мы совершим волшебное путешествие по Городу Волшебных Слов. Это необычный город: его улицы, переулки, аллеи и площади открыты только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное «волшебное», то есть вежливое слово. Мы с вами долго готовились к этому путешествию. И вот сегодня мы с вами попутешествуем и посоревнуемся.
Чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, разгадайте загадку:
Красный вагон по рельсам бежит.
Всех, куда надо, быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы по городу ездим? (Трамвай)
Правильно, это Трамвайчик, да не простой Это Трамвайчик Счастья. Он очень любит всех людей на свете и хочет, чтобы все на планете были счастливы
Молодой, веселый, звонкий,
С номерком на голове.В желто-красной одежонке
Бегал он по всей стране
А чтобы наш Трамвайчик быстро домчал нас до Города, вам предстоит выполнить 1 задание.
Команды получают карточки.
Задание: найти вежливые слова.
За каждое найденное слово команда получает жетон в свою Шкатулку Вежливых Слов.
Скажите, а что обозначает такое хорошее слово – «здравствуйте»?
Все слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра, здоровья. Пожалуйста, не забывайте об этом!
Взгляните на карту Города Волшебных Слов. По городу протекает река Добрая. Мы сделаем остановку на ней и полюбуемся природой.
Я уже увидела, что вы знаете много добрых слов. А сейчас вам предстоит вспомнить, какие из добрых слов нужно говорить, когда:
благодаришь человека;
приветствуешь знакомых людей;
просишь кого-то помочь;
просишь прощения;
спрашиваешь разрешения что-либо сделать;
провожаешь кого-то из знакомых в дальнюю дорогу.
Учитель.
Отправляемся дальше путешествовать по городу и сделаем остановку в тупике Вредных Советов.
Жители этого тупика хотят проверить вашу смекалку. Они каждой команде приготовили по одному вредному совету. Внимательно прочитайте их и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Командиры берут по листочку с отрывками текстов Григория Остера. Они вслух читают «советы». Ребята находят ошибки в поведении героев и говорят, как правильно нужно поступить в каждом конкретном случае. (За полный ответ – 5 очков, 3 очка, 1 очко)
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
Учитель.
Вы успешно справились с ловушками, которые хотела расставить вам старуха Шапокляк. Путешествие продолжается, въезжаем в парк Сказок и Пословиц.
Издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста в виде сказок, которые учат быть добрыми и справедливыми, бороться со злом. Презирать хитрецов, льстецов. Как вы хорошо знаете, в сказках добро всегда побеждает зло.
Вспомните такие сказки. (Дети приводят примеры сказок. За каждую правильно названную сказку – жетон.)
Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Какие пословицы и поговорки и о добре вы знаете. (Жетон – за каждую пословицу или поговорку.)
А теперь, посмотрите, мы попали на Веселую полянку.
Выйдем из нашего Трамвайчика и немного отдохнем. Я знаю, что вы с удовольствием станцуете и споете песню на английском языке.
Учитель.
Мы оказались на аллее Игр.
1.Давайте я стану читать рассказ, а вы будете вставлять в его текст нужные «волшебные» слова. Итак, слушайте внимательно.
«Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь»(«пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову. («Спасибо».) Вдруг автобус неожиданно остановился, Вова покачнулся, но не упал, а только нечаянно толкнул впереди стоящего мужчину, но сразу же сказал: «Извините» («пожалуйста»)
2. Замените плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
- грубость (вежливость)
- ненависть (любовь)
- обман (доверие)
- злость (доброжелательность)
- унижение (уважение)
- равнодушие (внимательность)
Ситуации.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?
Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
Учитель.
Мы приехали на улицу Частушек. Давайте послушаем частушки о вежливости.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны!
Ну-ка вспомним - ка, ребята,
Как вести себя должны.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!»
Петя ловко ловит рыбу.
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Тетя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!»
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Учитель.
Мы выезжаем на Театральную улицу.
Разыгрывается сценка.
(Появляются Буратино и Мальвина)
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
М: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Б: Плохо я справился с заданием.
М: Почему?
Б (злобно выкрикивает): Потому что не умею себя сдерживать.
М: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Б: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
М: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Б: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
М: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.
(Ребята высказывают свои мнения)
Учитель.
Путешествие продолжается, мы въезжаем в сквер Нарядных Кукол. Посмотрим, что же здесь происходит.
Разыгрывается сценка «Слушай хорошенько». Девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней.
- Слушай хорошенько, - кукле я сказала, -
Хватит наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А еще не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте!» при встрече взрослым говорят.
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс.
Учитель.
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Города Волшебных Слов – площади Добра.
Итак, напомните, по какому городу мы с вами путешествовали? Что хотелось бы вам сказать на прощание? Хотите вы еще отправиться в такое путешествие?
Тогда на этой площади Добра простимся с волшебным городом следующими словами (дети говорят хором): «Добрым жить на белом свете веселей!» Вы согласны со мной? Правильно, потому что добро остается добром всегда, в прошлом, настоящем и будущем.
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне»
Я желаю вам добра.
В.Орлов
Я желаю вам добра,
Но совсем не серебра!
Я добра желаю всем,
Но не золота совсем!
Я желаю вам добра –
Доброй ночи до утра.
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю вам в дороге
Друга доброго найти,
Чтобы вместе сквозь тревоги
И опасности пройти.
Чтобы врач не хмурил брови,
Чтоб спокоен был за вас,
Чтобы доброго здоровья
Был у вас большой запас!
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Чтобы были справедливы
И в решениях – мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!
«Орлятский круг».
Песня «Дорога добра» сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Забудь свои заботы.
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба ведет себя не как сестра.
Но если с другом худо.
Не уповай на чудо
Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь – не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Учитель.
Наше сегодняшнее путешествие, ребята, закончено. Всего доброго!
Подведение итогов соревнования. Чья Шкатулка Добрых Слов оказалась полнее?
Награждение команды – победительницы.
Встал трамвай, сверкая краской,
Прям у школьного крыльца
Ну и значит, в нашей сказке
Добрались мы до конца
13PAGE 15
13PAGE 14115
15