Технологическая карта урока на тему Моделирование как метод познания
Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ «Гимназия №34»
Технологическая карта урока информатика и ИКТ
(предмет)
ФИО учителя: Ермакова Л.А.
Класс, дата проведения урока: 9 - е классы
Тема урока: «Моделирование как метод познания»
Цель: сформировать знания о моделировании как методе познания объектов.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Задачи:
сформировать у обучающихся понятие моделирования как метода познания окружающего мира;
познакомить обучающихся с классификацией моделей;
сформировать у обучающихся умения построения информационных моделей;
продолжить формирование мировоззрения обучающихся.
Планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные):
Предметные: знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели.
Личностные УУД: понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) УУД: владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний.
Структура урока Совместная деятельность учителя и обучающегося Ресурсы УУД
Организационный этап 1мин. Взаимное приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимых принадлежностей. Личностные
(Проявление эмоциональной отзывчивости, собранности.)
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности 1-2 мин. Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов. Слайд 1 Личностные (смыслообразование)
Регулятивные (целепологание)
Познавательные (логические)
Актуализация знаний 3-5 мин.
Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушка, математическая формула, теория развития общества – это все модели. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?
Существует огромное количество моделей. Как разложить их «по полочкам»? Как классифицировать? Объяснение нового материала. При выполнении человеком какого-либо действия ему обычно предшествует возникновение в его сознании модели будущего поведения. Собирается ли он строить дом или решать задачу, переходит улицу или отправляется в поход – он непременно сначала представляет себе все это в уме. Это главное отличие человека мыслящего от всех других живых существ на земле.
Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных науках может описываться различными моделями. Например, рассмотрим объект «человек» с точки зрения различных наук:
- в механике человек – это материальная точка;
- в химии – это объект, состоящий из различных химических веществ;
- в биологии – это система, стремящаяся к самосохранению;
- и т.д.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Например, в механике различные материальные объекты от песчинки до планеты рассматриваются как материальные точки.
Таким образом, совершенно неважно, какие объекты выбираются в качестве моделирующих. Важно лишь то, что с их помощью удается отразить наиболее существенные признаки изучаемого объекта, явления или процесса.
Приведите примеры моделей объектов, явлений и процессов
Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое.
Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов
Назовем примеры моделей объектов:
копии архитектурных сооружений;
копии художественных произведений;
наглядные пособия;
модель атома водорода или солнечной системы;
глобус;
модель, демонстрирующая одежду;
детские игрушки…
Явления
Примеры моделей явлений:
модели физических явлений: грозового разряда, магнитных и электрических сил…;
геофизические модели: модель солевого потока, модель землетрясения, модель оползней…
Процессы
Примеры моделей процессов:
модель развития вселенной;
модели экономических процессов;
модели экологических процессов…
Что можно моделирование? Ответим на это вопрос.
Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе изучения замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты этого оригинала.
Или можно сказать другими словами: модель - это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.
Слайд 2 У вас может возникнуть вопрос: почему бы не исследовать сам оригинал, а не строить его модель?
Назовем несколько причин, по которым прибегают к построению моделей
Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (Примеры: глобус, модель Солнечной системы, модель атома…)
Процесс протекает очень быстро или очень медленно. (Примеры: модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели…)
Исследование объекта опасно для окружающих или Исследование объекта может привести к его разрушению. (Примеры: модель самолета, модель автомобиля…)
Модель отражает только часть признаков оригинала.
Модель вулкана отражает:
форму;
цвет;
отдельные происходящие процессы.
Модель вулкана отражает:
форму;
цвет;
отдельные происходящие процессы.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6 Первичная проверка понимания 2-3 мин
Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.
Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель. Приведите пример Слайд 7 Коммуникативные
Познавательные (логические)
Ответы детей.
Итак, что же такое модель? Моделирование? Слайд 8
Коммуникативные
Познавательные (логические)
Ответы детей.
Первичное усвоение новых знаний 2-3 мин.
Подумайте, какие признаки объекта театр будут существенными при создании его модели с точки зрения:- строительной компании, занимающейся возведением здания театра;- режиссёра, готовящего постановку нового спектакля;- кассира, продающего билеты;- зрителя, собирающего посетить представление. Слайд 9 Познавательные (логические)
Коммуникативные
Ответы детей.
Объяснение нового материала. Классификация моделей.
Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо все это классифицировать, то есть каким-либо образом упорядочить, систематизировать.
При классификации объектов по «родственным» группам необходимо правильно выделить некий единый признак (параметр, а затем объединить те объекты, у которых он совпадает). Рассмотрим наиболее распространенные признаки, по которым можно классифицировать модели.
По способу представления объекта:
материальные;
информационные
Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. Например: детские игрушки, чучела птиц, карты, схемы, макеты и т.д.Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации.
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. Например, любое описание объекта на одном из разговорных или формальных языков.
Кто-то занимается созданием моделей кораблей, самолетов, автомобилей.Модели имеют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Любое литературное произведение может рассматриваться, как модель реальной человеческой жизни.
Существуют другие способы классификации
По отрасли знания:
биологические;
исторические;
физические и др.
По учету фактора времени:
статические;
динамические.
По форме представления информации:
знаковые;
образные;
смешанные.
Слайд 10
Слайд 11 Познавательные (общеучебные)
Закрепление материала Презентация «Моделирования» Слайд 13 Регулятивные
Познавательные (логические)
Познавательные (общеучебные)
Коммуникативные
При работе с презентацией дети узнают о двух формах информационной модели: знаковой и графической. Пять заданий в игровой форме помогут обучающимся проверить свои знания по данной теме
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1-2 мин.
Домашнее задание § 2.1, вопросы 4, 5, 7 Слайд 14 Познавательные (общеучебные)
Рефлексия 2-3 мин. Этапы построения информационной модели
Пример на стр. 50 учебника
Слайд 12 Познавательные (логические)
Коммуникативные.
Ответы детей.
Подведение итогов урока Выставление оценок за урок.
Слайд 15 Коммуникативные.