Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по учебнику Босовой Л.Л.

«Согласовано»
Руководитель МО
________________
подпись
/______________/
ФИО
Протокол №____ от
«___» _______2015 г.


«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Самковская общеобразовательная средняя школа»
__________________
подпись
/Т.С. Роговец/
ФИО
«___» ________2015 г.

«Утверждаю»
Руководитель МБОУ «Самковская общеобразовательная средняя школа»
____________
подпись
/П.А. Пономарев/
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Пономарёва Павла Александровича,


МБОУ «Самковская общеобразовательная средняя школа»

по информатике и ИКТ, 7 класс





















2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общеучебный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Рабочая программа по информатике составлена на основе примерной программы по курсу Информатики и ИКТ для 7 класса и авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы.
Цели программы
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Методы и формы решения поставленных задач

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 7 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6-7 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-7 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы - контрольная работа на опросном листе.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4;
- практических работ – 12.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебно-методический комплект:
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Авторская мастерская Л.Л. Босовой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

программное обеспечение:
Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Windows 8; MS Office 2013).
Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:




уроки
лабораторно-практические работы
контрольные (проверочные) работы

1
Объекты и системы
6
2,5
3
0,5

2
Информационное моделирование
20
9
10
1

3
Алгоритмика
7
2,5
4
0,5

4
Итоговое повторение
1

1



Итого:
13 =SUM(ABOVE) 143415
14
18
2


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Тема урока
Дата
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню и подготовке обучающихся
Информационно-методическое обеспечение
РК*

1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел 1. Объекты и системы (6 часов)

1
Техника безопасности и организация рабочего места.
Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

ОНМ
Объект, общее имя объекта, единичное имя
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ, правила поведения в кабинете. Уметь различать и давать единичные и общие имена объектов
§1.1,§1.2; Плакат «Техника безопасности»;
презентации: «Техника безопасности», «Объекты и их признаки»


2
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Комбинированный
Объект, отношение, имя отношения, отношение «является разновидностью»
Иметь представление об отношениях объектов
§1.3, §1.4;
Презентация «Отношения объектов»; файл Описание.doc


3
Состав объектов.
Практическая работа №3 «Создаём текстовые объекты» (Задания 1-3)

Комбинированный
Объект, отношение, имя отношения, отношение «входит в состав»
Иметь представление об отношениях объектов. Знать приёмы создания текстовых объектов
§1.5; Файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc


4
Системы объектов.
Практическая работа №3 «Создаём текстовые объекты» (Задания 4-6)

Комбинированный
Система, структура, системный подход, системный эффект
Иметь представление о системах объектов. Знать приёмы создания текстовых объектов
§1.6; Презентация «Системы объектов»; файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc


5
Система и окружающая среда.
Практическая работа №3 ( Задания 7-9)

Комбинированный
Система, структура, среда, входы/выходы системы
Иметь представление о системах объектов, о взаимодействии системы и окружающей среды. Уметь создавать текстовые объекты
§1.7; Презентация «Системы объектов»; файлы: Ал-Хрезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc


6
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1

Комбинированный
Аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы, интерфейс
Уметь давать определение системы объектов. Иметь представление о ПК как системе
§1.8; Интерактивные тесты: test7-1.xml, test7-2.xml;
файлы для печати тест7_1.doc, тест7_2.doc


Раздел 2. Информационное моделирование (20 часов)

7
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа №4 (Задания 1-3)

Комбинированный
Модель, моделирование, натуральная модель, информационная модель
Иметь представление о моделях и моделировании
§2.1; Презентация «Модели объектов»; файлы: Портрет (заготовка).doc, История.doc


8
Информационные модели.
Практическая работа №11

Проверка знаний и умений
Модель, информационная модель
Давать определение понятия «информационная модель». Уметь работать со средствами векторной графики текстового процессора
§2.2; Презентация «Информационные модели»


9
Словесные информационные модели. Научные и художественные описания
Практическая работа №4 (Задания 4-5)

ОНМ
Модель, информационная модель, словесная информационная модель
Иметь представление о словесных информационных моделях
§2.3; Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc


10
Работа со словесными информационными моделями. Практическая работа №4 (Задания 6-7)

Комбинированный
Модель, информационная модель, словесная информационная модель, аннотация, конспект

§2.3


11
Создание и оформление словесных информационных моделей
Практическая работа №4 (Задания 8-9)

Комбинированный
Модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования
Иметь представление о словесных информационных моделях; знать эффективные подходы к созданию и оформлению словесных информационных моделей
§2.3; Файлы: Слова.doc, Текст.doc


12
Многоуровневые списки.
Практическая работа №5

Комбинированный
Модель, словесная информационная модель, многоуровневые списки
Уметь создавать многоуровневые списки
§2.3; Файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc


13
Математические модели.
Контрольная работа №2

Комбинированный
Модель, информационная модель, знаковая информационная модель, математическая модель
Иметь представление о знаковых информационных моделях
§2.4; Интерактивные тесты: test8-1.xml, test8-2.xml;
файлы для печати тест8_1.doc, тест8_2.doc


14
Табличные информационные модели.
Практическая работа №6 (Задания 1-2)

Комбинированный
Информационная модель, табличная информационная модель
Иметь представление о табличных информационных моделях и сформировать навыки создания таблиц
§2.5(1); Презентация «Табличные информационные модели»; файл Природа России.doc


15
Простые таблицы.
Практическая работа №6 (Задания 3-4)

Комбинированный
Информационная модель, табличная информационная модель, простая таблица

§2.5(2); Файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp


16
Сложные таблицы.
Практическая работа №6 (Задания 5-6)

Комбинированный
Информационная модель, табличная информационная модель, сложная таблица
Иметь представление о табличных информационных моделях (сложных таблицах) и иметь навыки их создания
§2.5(3)


17
Табличное решение логических задач.
Практическая работа №6 (Задание 7)

Комбинированный
Информационная модель, табличная информационная модель, класс, объект, взаимно однозначное соответствие
Уметь решать логические задачи табличным способом, создавать таблицы
§2.6


18
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №7

Комбинированный
Информационная модель, табличная информационная модель, вычислительная таблица
Иметь представление о вычислительных таблицах. Уметь выполнять простейшие вычисления в таблицах
§2.7


19
Знакомство с электронными таблицами.
Практическая работа №8 (Задания 1-3)

Комбинированный
Электронная таблица, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула
Иметь представление об электронных таблицах. Уметь создавать, редактировать, форматировать и выполнять простейшие вычисления в электронных таблицах
§2.8; Файл Температура.xls


20
Работа с электронными таблицами.
Практическая работа №8 (Задания 4-6)

Комбинированный


§2.8


21
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.
Практическая работа №9 (Задания 5-7)

Комбинированный
Таблица, график, мастер диаграмм
Иметь представление о назначении графиков и диаграмм; иметь навыки построения графиков по табличным данным в среде электронных таблиц
§2.9 (1,2); Презентация «Графики и диаграммы»; файл Температура.xls


22
Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 ( Задания 1-3)

Комбинированный
Таблица, диаграмма, мастер диаграмм
Иметь представление о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм; иметь навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц
§2.9 (3); Презентация «Графики и диаграммы»


23
Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа №9 (Задание 4)

Проверка знаний и умений

Иметь представление о возможностях визуализации информации с помощью диаграмм; иметь навыки построения диаграмм разных типов по табличным данным в среде электронных таблиц
§2.9 (4); Презентация «Графики и диаграммы»


24
Схемы. Многообразие схем.
Практическая работа №10 (Задания 1-2)

ОНМ
Схема, географическая карта, чертёж, блок-схема
Иметь представление о многообразии схем как видах информационных моделей. Уметь строить схемы
§2.10 (1); Презентация «Схемы»; файл Солнечная система.doc


25
Информационные модели на графах.
Практическая работа №10 (Задания 3-5)

Комбинированный
Схема, граф, вершина, дуга, ребро, путь, сеть
Иметь представление о графах как наглядном средстве представления состава системы. Уметь строить схемы
§2.10 (2); Презентация «Графы»; файл Поездка.doc


26
Деревья.
Практическая работа №10 (Задания 6-7).
Контрольная работа №3

Комбинированный
Иерархия, иерархическая система, граф, дерево
Иметь представление о деревьях как графах, изображающих иерархические системы
§2.10 (2,3); Презентация «Графы»
Файлы для печати ПР1_1.doc, ПР1_2.doc


Раздел 3. Алгоритмика (7 часов)

27
Алгоритм модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник.
Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика

Комбинированный
Исполнитель, формальный исполнитель, неформальный исполнитель, круг решаемых исполнителем задач, среда исполнителя, система команд исполнителя, система отказов исполнителя, режимы работы исполнителя, управление, алгоритм
Иметь представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя
§3.1, §3.2(1, 2); Презентация «Алгоритм модель деятельности исполнителя»


28
Исполнитель Чертежник.
Использование вспомогательных алгоритмов.

Комбинированный
Исполнитель, формальный исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура
Научиться управлять исполнителем Чертёжник с использованием вспомогательных алгоритмов
§3.2(3), виртуальная лаборатория «Алгоритмика»


29
Исполнитель Чертежник.
Цикл «повторить n раз»

Комбинированный
Исполнитель, абсолютное смещение, относительное смещение, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз»
Научиться управлять исполнителем Чертёжник с использованием конструкции повторения
§3.2(4); виртуальная лаборатория «Алгоритмика»


30
Исполнитель Робот.
Управление Роботом.

Комбинированный
Исполнитель, программа, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз»
Научиться управлять исполнителем Робот
§3.3(1) ; виртуальная лаборатория «Алгоритмика»


31
Исполнитель Робот.
Цикл «пока».


Комбинированный
Исполнитель, программа, вспомогательный алгоритм, процедура, конструкция повторения «повторить n раз», цикл «пока»
Научиться управлять исполнителем Робот с использованием цикла «пока»
§3.3(2, 4) ; виртуальная лаборатория «Алгоритмика»


32
Исполнитель Робот.
Ветвление.

Комбинированный
Исполнитель, цикл «пока», простые условия, составные условия, ветвление
Научиться управлять исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления
§3.3 (5) ; виртуальная лаборатория «Алгоритмика»


33
Контрольная работа №4

Комбинированный
Исполнитель, управление, алгоритм
Знать материал по теме «Алгоритмика»
Файлы для печати ПР2_1.doc, ПР2_2.doc


Раздел 4. Итоговое повторение (1 час)

34
Итоговый проект. Практическая работа №12

Обобщение и систематизация знаний
Демонстрация презентаций
Уметь демонстрировать презентацию в соответствии с подготовленным докладом




* - региональный компонент












13PAGE 15


13PAGE 14415




15