Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселые нотки для 5-6 классов

Пояснительная записка
Музыкально- эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего и возраста, и ведущее место в этом принадлежит внеурочной деятельности по обучению детей вокальному пению. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
Цели и задачи
Цель программы –через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Цель массового музыкального образования и воспитания- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры- наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности , обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека. Научить каждого кружковца владеть певческим голосом. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-обучить детей вокальным навыкам;
-развивать музыкально-эстетический вкус;
- привить навыки сценического поведения;
-привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
-развить музыкальные способности детей;
-развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
-развить музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.
-воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
-потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
-эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Содержание программы:
Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов , что позволяет формировать в единстве содержательные , операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Программа предназначена для детей учащихся начальных классов общеобразовательной школы , и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Обоснование выбора программы:
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки , народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу –от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Место предмета в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 года обучения- 70 часов. Группа занимается 1 раз в неделю. Всего в году -35 занятий. Возрастная характеристика группы- c 5 по 6 классы.Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма внеурочной деятельности. Такая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Формы и виды контроля:
-беседа;
-практические занятия;
-занятие –постановка, репетиция;
-заключительное занятие;
-система специальных вокальных упражнений;
-индивидуальная работа с учащимися
-выездное занятие.
Предпологаемые результаты реализации программы:
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень –принцип успешности;
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям , умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.

Методические рекомендации:
Методика работы с детьми при реализации программы позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами , снимающие мышечные и психологические зажимы ,должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся ,акцентирована на самостоятельную поисковую (импровизации) активность детей
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Общие требования к обстановке в кабинете
-оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
-чистота, оснащенность, проветриваемость помещения кабинета;
-физкультпаузы;
-свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
2.Техническое и материальное обеспечение:
-кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;
-музыкальный центр, фортепиано,DVD-плеер, телевизор, микрофоны;
-CD-диски, кассеты.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
- обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
-владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;
- знает физиологию и психологию детского возраста;
-умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников
4 Методическое обеспечение программы:
-методические разработки и планы –конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
-развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игрбщоп Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество

1
1 .Библиотечный фонд


2
Сборник народных песен
1

3
Хрестоматия с нотным материалом
1

4
Сборники песен и хоров
2

5
Методические пособия
1

6
Книги о музыке и музыкантах.
1

7
Справочные пособия, энциклопедии
1

8
2.Печатные пособия


9
Портреты композиторов и исполнителей


10
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания


11
3.Экранно-звуковые пособия


12
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов


13
4.Учебно-практическое оборудование


14
магнитофон,
Детские музыкальное оборудование:
Микрофоны
Компьютер
Мультемедийный проэктор
Электронные носители с фонограммами (+ и -)
1
5
1
1
1
1



Учебно-тематический план.
Тематическое построение программы позволит объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечит целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение , потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичным художественно- педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий
Учебно-тематический план 5 класс

п/п
Разделы
5 класс

Всего
часов
Количество часов
Характеристика деятельности
обучающихся




Аудиторные
Внеаудиторные


1
Раздел I
Вокально- хоровая работа



21



19



2
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать:
Строение артикуляционного аппарата; особенности певческого голоса; гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова- петь «мягко, нежно, легко»;понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

2
Раздел II Музыкально- теоретическая подготовка


5


5



3
Раздел III
Теоретико-аналитическая работа
5
3
2


4
Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность
2

1
1


5
Резервное время


2


Итого
35
28
7



Учебно-тематический план 6 класс

п/п
Разделы
6 класс
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся




Аудиторные
Внеаудиторные


1
Раздел I Вокально- хоровая работа
22
18
4
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать:
Основы музыкальной грамоты; познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; в подвижных песнях делать быстрый вдох; принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

2
Раздел II Музыкально- теоретическая подготовка
8
6
2


3
Раздел III Теоретико-аналитическая работа
2
2



4
Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность
3
1
2


Итого
35
27
8


Учебно-тематический план 7 класс

№ п/п

Разделы
III год обучения

Всего часов
Количество
часов
Характеристика деятельности учащихся




Аудиторные
Внеаудиторные


1
Раздел I Вокально-хоровая работа
19
15
4
В результате обучения пению ребенок должен знать и понимать: жанры вокальной музыки, показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения,
Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

2
Раздел II Музыкально-теоретическая подготовка
7
6
1


3
Раздел III Теоретико-аналитическая работа
4
2
2


4
Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность
4
1
3


Итого
35
24
11


Учебно-тематический план 8 класс

п/п
Разделы
IV год обучения
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся




Аудиторные
Внеаудиторные


1
Раздел I Вокально- хоровая работа
21
17
4
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях; разыгрывать народные песни; применять знания основных средств музыкальной выразительности в исполнительской деятельности

2
Раздел II Музыкально- теоретическая подготовка
5
4
1


3
Раздел III Теоретико-аналитическая работа
3
1
2


4
Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность
5
3
2


Итого
35
25
10




Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
5 класс (35 часов)
1.Вокально-хоровая работа.(21 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-2 ч. ; Распевание-1 ч. ; Дирижерские жесты- 1 ч.; Унисон -2 ч.; Вокальная позиция- 2 ч.; Звуковедение- 2 ч. ;
Дикция-2 ч.; Двухголосие -4 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Региональный компонент-2ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка (5 ч.)
Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-1 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.
3. Теоретико-аналитическая работа(5 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Народное творчество- 1 ч.; Беседа о творчестве композиторов –классиков-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении-1 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность(2 ч.)
Праздники, выступления-2 ч. резерв-2 ч

Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
6 класс(35 часов)
1 .Вокально-хоровая работа (22 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Распевание -1 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-2 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые народные песни-4ч.; Двухголосие-4 ч. ; Дикция-2 ч.; Звуковедение-2 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка (8 ч.)
Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.
3 Теоретико –аналитическая работа (2 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-1 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность (2 ч.)
Отчетный концерт- 2 ч. резерв-1 ч

Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
7 класс (35 часов)
1Вокально-хоровая работа (19 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Певческая установка-1 ч.; Унисон- 2 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 2 ч.; Народный ансамбль: приемы исполнения-2ч.; Приемы импровизации-2 ч.; Дикция-2 ч.; Двухголосие -3 ч.; Работа с солистами-2 ч.; Творческий отчет-2 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(7 ч.)
Основы музыкальной грамоты – 3 ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.; Развитие музыкального слуха-2 ч.
3 Теоретико-аналитическая работа (4 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-1 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-2 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении -1 ч.;
4 Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.)
Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники , выступления-2 ч.; Экскурсии, концерты-1 ч. резерв-1 ч.


Содержание внеурочной деятельности «Весёлые нотки»
8 класс (35 часов)
1 Вокально-хоровая работа(21 ч.)
Прослушивание голосов-1 ч.; Вокальная позиция-1 ч.; Распевание -4 ч.; Двухголосие-4 ч.; Дикция-2 ч.; Пластическое интонирование-2 ч.; Фонограмма , ее особенности и возможности-2 ч.; Приемы работы с микрофоном-1 ч.; Певческая установка, дыхание-2 ч.; Сводные репетиции-2 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(5 ч.)
Основы музыкальной грамоты-2 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-2ч.; Развитие чувства ритма-1 ч.
3.Теоретико-аналитическая работа(3 ч.)
Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Народное творчество-1 ч.; Просмотр выступления детей музыкальной школы -1 ч.
4 .Концертно-исполнительская деятельность(5 ч.)
Сводные репетиции-2 ч. ;Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники, выступления-1 ч.; Экскурсии, концерты,театры-1ч.
































Календарно-тематическое планирование 5 класс(I год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Форма контроля
Кол-во часов
Дата план
Дата факт


1.Вокально-хоровая работа.(21 ч.)





1
Прослушивание голосов

1



2-3
Певческая установка
Выучить слова к песне,дома пропеть под минус-ку
2



4
Распевание
Учить слова
1



5
Дирижерские жесты
Учить слова
1



6-7
Унисон
репетиция
2




8-9
Вокальная позиция
репетиция
2




10-11
Звуковедение
Учить звуки
2




12-13
Дикция
Выучить скороговорку
2




14-15
Двухголосие
репетиция
2




16-17
Разучивание песни к празднику
Разучивание слов к песни
2




18-19
Работа с солистами
Учить слова к песне
2




20-21
Региональный компонент

Учить народную песню к празднику
2




2 Музыкально-теоретическая подготовка (5 ч.)




22-23
Основы музыкальной грамоты

Учить ноты
2



24
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Учить слова к песне
1



25-26
Развитие чувства ритма
репетиция
2





3. Теоретико-аналитическая работа(5 ч.)




27
Беседа о гигиене певческого голоса
Закрепить полученные знания
1



28
Народное творчество
Учить слова к песне
1



29
Беседа о творчестве композиторов –классиков
репетиция
1



30
Беседа о творчестве современных композиторов
репетиция
1



31
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
Генеральная репетиция
1




4. Концертно-исполнительская деятельность(2 ч.)




32-33
Праздники, выступления

Повторить слова
2



34-35
Резерв

2



Календарно-тематическое планирование 6 класс (II год обучения)
№ п/п
Тема занятия
Форма контроля
Кол-во часов
Дата план
Дата факт


1.Вокально-хоровая работа.(22 ч.)





1
Прослушивание голосов


1



2
Распевание
Выучить слова к песне,дома пропеть под минус-ку
1



3-4
Пение учебно-тренировочного материала
Учить слова
2



5-6
Приемы исполнения а,cappella
Учить слова
2



7-8
Приемы исполнения а,cappella
репетиция
2




9- 10
Индивидуальная вокальная работа
репетиция
2




11
Репетиция песни

1



12-13
Плясовые народные песни
Учить звуки
2




14-15
Плясовые народные песни
Выучить песню
2




16-17
Двухголосие
репетиция
2




17-18
Двухголосие
Разучивание слов к песни
2




19-20
Дикция
Учить слова к песне
2




21-22
Звуковедение

репетиция
2




2 Музыкально-теоретическая подготовка (8 ч.)




23-24
Основы музыкальной грамоты

Учить ноты
2



25-26
Основы музыкальной грамоты
Учить слова к песне
2



27-28
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
репетиция
2




29-30
Развитие чувства ритма
Разучивание движений к песне
2




3. Теоретико-аналитическая работа(2 ч.)




31
Беседа о гигиене певческого голоса
Закрепить полученные знания
1



32
Беседа о творчестве композиторов-классиков .Генеральная репетиция
Учить слова к песне репетиция
1




4. Концертно-исполнительская деятельность(2 ч.)




33-34
Отчетный концерт

Повторить слова
2



35
резерв

1