Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Методические рекомендации по организации
выполнения курсовой работы (проекта) по дисциплине
«Живопись с основами цветоведения»
для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)










Курск
2016




Разработчик: Петрухина М.Ю., преподаватель спец.дисциплин ОБПОУ «КГПК»



Методические рекомендации по организации выполнения курсовой работы (проекта) по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» для студентов по специальностей 54.02.01 Дизайн (по отраслям).


Рецензент: доцент кафедры МПТ индустриально-педагогического факультета КГУ, к.п.н. Шатохина Н.Н.

















Введение
Для закрепления, углубления и расширения знаний, полученных при изучении дисциплины «Живопись с основами цветоведения» по специальности 070602.51 Дизайн (по отраслям), учебным планом предусмотрено выполнение курсовых проектов. Курсовой проект позволяет студентам самостоятельно анализировать произведения живописи, выполнять творческую интерпретацию всемирно известных работ.
При выполнении курсового проекта студенты учатся самостоятельно пользоваться различными источниками информации, закрепляют практические навыки по анализу характеристик цветов и их сочетаний.

1. Общие положения
1.1 Курсовой проект по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» является одним из видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
1.2 Выполнение студентом курсового проекта осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения», в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении практических задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
1.3 Выполнение студентом курсового проекта по дисциплине «Живопись с основами цветоведения» проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональной дисциплине;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, организованности, ответственности;
- подготовки к дипломной работе.
2. Требования к курсовому проекту
2.1 По содержанию курсовой проект носит практический характер. По объему курсовой проект должен быть не менее 10-15 страниц печатного текста или 15-20 страниц рукописного текста, включая цветной аналог и эскиз на листе формата А3.
Машинописный текст печатается через 1,5 интервала (если печатается на компьютере; шрифт Times New Roman, 14) или в 2 (при печатании на машинке). В этот объем включается введение, основной текст, заключение.
Содержание курсового проекта должно соответствовать его теме и плану.
Каждая глава и каждый параграф в главе должны иметь наименования. Эти наименования глав и параграфов воспроизводятся в оглавлении с указанием страниц, на которых они помещены.
Текст печатается на листах стандартного формата с одной стороны через два или полтора интервала, включая сноски, по 28-29 строк на странице, с оставлением полей: слева - 30 мм, сверху - 20 мм, справа - 10 мм, снизу - 20 мм.
В курсовом проекте используется общая нумерация страниц, включающая библиографию и приложение. Первая страница - титульный лист, вторая – оглавление проекта. Введение, каждая глава, заключение, библиография, приложения начинаются с отдельной страницы. В тексте воспроизводятся главы и параграфы (с указанием их нумерации). Названия глав печатаются заглавными буквами.

2.2 По структуре курсовой проект практического характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи проекта;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы, разрабатываемой темы;
вторым разделом является практическая часть, которая представлена творческой интерпретацией произведения живописи;
В основном тексте курсового проекта студент должен последовательно и обстоятельно, самостоятельно и глубоко раскрыть избранную тему. Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы. Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему.
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов проекта;
- списка используемой литературы;
- приложения.
2.3 Студент разрабатывает и оформляет курсовой проект в соответствии с требованиями ЕСТД.
2.4 По завершении работы преподавателем дается отзыв. Письменный отзыв включает:
- заключение о соответствии курсового проекта заявленной теме;
- оценку качества выполнения курсового проекта;
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсового проекта;
- оценку курсового проекта.
Проверку, составление письменного отзыва и приём курсового проекта осуществляет руководитель вне расписания учебных занятий. Защита курсового проекта является обязательной.

2.5 Курсовой проект оценивается по пятибалльной системе. Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовой проект, выставляется только при успешной сдаче курсового проекта на оценку не ниже «удовлетворительно».




3. Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Характеристика художественного стиля, к которому относится живописное произведение
1.2 Цветоритмический анализ произведения живописи
2. Практическая часть
2.1 Создание индивидуально интерпретированной версии произведения живописи
2.2 Анализ изменений внесённых в произведение живописи в процессе творческой интерпретации
Заключение
Список литературы

















ВВЕДЕНИЕ
Во введении, прежде всего, раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи проекта.
Отмечается значение разработки данной темы для практики, связанные с актуальностью и практической значимостью темы причины ее выбора студентом, а также задачи, которые он ставит перед собой.
Пример:
Ребенок учит язык, чтобы общаться с миром, а ученик-дизайнер должен овладеть особой речью, чтобы войти в мир дизайна. Это образный язык, знание которого начинается с более тонкого восприятия окружающих предметов. Цвет играет важную роль в дизайнерских решениях, вносит разнообразие, создает настроение и ощущение пространства. Цвета, которые выбирает дизайнер для своих решений, должны не только вызывать психологический и эмоциональный отклик, но также поддерживать и усиливать формальный аспект дизайна. Рисование для дизайнера – способ исследовать мир идей и изобретать новые; это способ интерпретировать окружающий мир, придавать абстрактным идеям конкретную форму. В распоряжении дизайнера находятся в прямом смысле десятки тысяч цветов и практически бесконечное число их сочетаний. Дизайнер должен быть хорошо знаком с миром цвета. Хороший урок мастерства могут преподать учителя прошлого.
Не зная прошлого, мы не можем объективно оценивать настоящее, а уж тем более прогнозировать будущее. Шедевры великих мастеров не перестают будоражить наше воображение красочными цветовыми палитрами, виртуозным исполнением, глубиной философского смысла. Переживая взлеты и падения культуры человечества в различные исторические эпохи, художники создавали уникальные и неповторимые произведения, в которых передавали дух и чаянья своего времени. Современные дизайнеры пытаются найти иное прочтение работ творцов минувших дней и использовать достижения титанов искусства в повседневной жизни людей.
Особым звучанием цвета отличаются работы художников постимпрессионистов. Открытия, сделанные постимпрессионистами в живописи, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве XX в. – фовизма и кубизма, экспрессионизма и др. Одним из ярких представителей данного течения был Поль Гоген. На его полотнах в бесконечном пространстве, наполненном лиловыми, голубыми и изумрудными пятнами, сохраняются четкие контуры, гармоничные строения и форма предметов. Прекрасные люди, связанные с природой телом и духом, становятся главными героями его произведений. Ярким примером его уникального стиля является красочная, полная жизни работа «Женщина, держащая плод» (1893). Картина является неиссякаемым источником вдохновения и основой для творческих интерпретаций.
















1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Характеристика художественного стиля, к которому относится живописное произведение
Пример:
В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки этого направления показали высшие достижения и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.
В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая себе путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Яркие индивидуальности, они не объединялись в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели – познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. post – «после»). Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в пору его заката.
Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли свое искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни.
Не найдя гармонии в современном обществе, они обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной.
Поль Гоген, как и Ван Гог, довольно поздно стал систематически заниматься живописью. Ему было более 30 лет, когда, оставив службу в банке, он целиком посвятил себя искусству. Первые произведения художника отмечены влиянием импрессионизма, но вскоре Гоген вырабатывает свою манеру. В 1891 г. он уезжает на Таити, пленившись примитивной жизнью полинезийских племен, которые сохранили, по его мнению, безмятежный покой, первозданную чистоту и цельность, присущие детству человечества. Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой и легендой произведения элементы символики. Художник передает на полотнах красоту земли, покрытой розовым песком, экзотических белых цветов, каменных идолов и людей, похожих на этих идолов.
Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген пришел к обобщению формы, ее плоскостному решению, ярким краскам, орнаментальному характеру композиции. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая плод» (1893) смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно, силуэт очерчен контуром, черты лица застыли. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над ее головой, и сама она неотъемлемая часть этой вечной природы. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет, не сообразуясь с воздействием световоздушной среды, как импрессионисты, а преображая реальную природу в декоративный красочный узор. Художник усиливает интенсивность тонов, ибо его интересует не цвет травы в определенном освещении, в конкретное время суток, как Клода Моне, а цвет травы вообще. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями, в контрастном сопоставлении. Гоген понимает цвет символически, поэтому заменяет реальный цвет натуры на фантастический. Он стилизует форму предметов, подчеркивая нужный ему линейный ритм. Плоскостность, орнаментальность, яркость красочных пятен декоративность искусства Гогена позволила назвать его стиль ковровым. Многие его полотна действительно напоминают восточные декоративные ткани. Своей стилизацией таитянского искусства Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов.
Приложение А (работа Поля Гогена «Женщина, держащая плод»)

1.2 Цветоритмический анализ произведения живописи
Необходимо раскрыть следующие вопросы:
- Какими характеристиками обладают цвета живописного произведения (цветовой тон, светлота, насыщенность)?
- По характеру сочетания цветов в работе какой являются цветовая гармония (однотоновая, родственная, родственно-контрастная, контрастная), колорит (теплый – холодный), передача художественного образа (настроения)?
- Какими цветами организована плоскость произведения живописи, локальными или неоднородными? Каков их характер?
- Какие художественно-графические средства использованы в живописном произведении (точка, линия, пятно)? Что преобладает?
- Какими характерными особенностями обладают основные композиционные принципы картины (композиционный центр, стилистика элементов, характер согласованности элементов)?
- Какие средства гармонизации использованы в живописной работе (статика-динамика, контраст-нюанс, симметрия-асимметрия, ритм)?













2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Создание индивидуально интерпретированной версии произведения живописи
Приложение Б (интерпретация работы Поля Гогена «Женщина, держащая плод»)
2.2 Анализ изменений внесённых в произведение живописи в процессе творческой интерпретации
Необходимо раскрыть следующие вопросы:
- Были ли внесены изменения в композиционный строй произведения? (Композиционный центр, стилистическое единство элементов, согласованность частей композиции).
- Есть ли изменения в цветоритмическом строе произведения? (Характер ритмического расположения цветовых пятен).
- Есть ли изменения в графическом решении?
- Сохранилась ли оригинальная цветовая гармония?
- Как отличается настроение живописного произведения и интерпретированной версии?













ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришел студент, а также разработанные им рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.
Необходимо раскрыть следующие вопросы:
- Почему умение работать с цветом - важный навык для дизайнера?
- В чем достоинство декоративного решения живописного произведения?
- Где могут быть применены интерпретированные произведения живописи известных мастеров?
Пример:
В ходе проведенной работы была тщательно проанализирована картина «Женщина, держащая плод» (1893). Были выявлены закономерности, сделавшие работу Поля Гогена одним из шедевров мировой живописи. Данный опыт – хорошая практика, т.к. она позволяет работать с заведомо успешным колоритом, тренирует зрение к восприятию тонких цветовых сочетаний и развивает художественный вкус.
С учетом всех достоинств произведения была создана интерпретированная версия. В нее были включены наиболее понравившиеся моменты из работы Гогена. И в результате получилась известная работа, но в то же время несущая на себе отпечаток философии и размышлений дизайнера.
Практическая значимость такого рода деятельности заключается, во-первых, в том, что широко известные работы получают второе рождения; во-вторых, они имеют коммерческую ценность. Они узнаваемы зрителями на подсознательном уровне, и потребители охотнее обратят внимание на то, что уже знакомо. Уход от реалистичного изображения к стилизованному, декоративному очень актуален в наше время. Если затрагивать сферу дизайна, то существует фотография, передающая реальный мир и более условные символичные изображения, несущие в себе мощную смысловую нагрузку и эстетическую составляющую
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с.
Василевская Л.А. Специальное рисование: Учеб. Пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1989. – 127 с.: ил.
Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. – М.: «Академия», 2008. – 240 с.
Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. Под.ред. проф. Ф.М,Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.: ил.
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т.2/ Н.М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл.
Секачёва А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. – 216с., ил.
Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ Беляева С.Е, Розанова Е.А. – М,: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с,: ил,, [16] цв. вкл.
Фигура человека. Основы техники изображения. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 96 с., ил.








ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А

Пример:


Оскар Клод Моне «Поле маков»











Приложение Б
Пример:



Интерпретация работы Оскара Клода Моне «Поле маков» (эскиз формата А3 выполнен гуашью).











Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Курсовой проект

по дисциплине «Живопись с основами цветоведения»
для специальности 070602.51 «Дизайн (по отраслям)»
Тема_________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________


Выполнил(а) студент(ка)
____ курса группы № __________
__________________________
(Фамилия, имя, отчество студента)
__________________________

Проверил
руководитель курсовой работы
Петрухина М.Ю.





Курск
20__



Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Курский государственный политехнический колледж


ЗАДАНИЕ
на курсовой проект

Студенту очного отделения колледжа по специальности 070602.51 «Дизайн (по отраслям)» группы
_____________________________________________________________________

Тема:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок представления проекта на рецензирование «_____»_______20 г.


Содержание курсового проекта

Введение

1.
Теоретическая часть

1.1.
Характеристика художественного стиля, к которому относится живописное произведение

1.2.
Цветоритмический анализ произведения живописи

2.
Практическая часть

2.1.
Создание индивидуально интерпретированной версии произведения живописи

2.2.

Анализ изменений внесённых в произведение живописи в процессе творческой интерпретации


Заключение


Список литературы





Руководитель проекта ________________ Петрухина М.Ю.
(подпись, дата)
Задание принял к исполнению_______________ ___________________
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Курский государственный политехнический колледж


ОТЗЫВ
на курсовой проект
по дисциплине «Живопись с основами цветоведения»
для специальности 070602.51 «Дизайн (по отраслям)»

Тема:______________________________________________________________
__________________________________________________________________

Студент (Ф.И.О.)___________________________________________________

Группа №_________________

Заключение о соответствии курсового проекта заявленной теме:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка качества выполнения курсового проекта:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Оценка полноты разработки поставленных вопросов теоретической и практической значимости:________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Оценка курсового проекта:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Руководитель курсового проекта:
Петрухина М.Ю.












13PAGE 15


13PAGE 14215