Выступление в рамках семинара Мой предмет в системе образовния


Выступление в рамках методического семинара
«Мой предмет в системе школьного образования»
Добрый день уважаемые коллеги и жюри! Меня зовут Мельник Екатерина Николаевна,
Я- учитель английского языка МБОУ «Михайловской СОШ». C удовольствием хочу представить вашему вниманию материал о своей педагогической деятельности.
Среди иностранных языков английский язык стоит на первом месте и уже давно вышел на международный уровень. Английский объединяет людей и помогает получать знания из больших источников информации.
Зачем изучать английский язык? Ведь существует множество профессий, для которых не нужно знание английского языка, но при этом все больше и больше людей ходит на английские курсы, к репетиторам, учат дома самостоятельно. А ответить на этот вопрос поможет нам детская незатейливая басня-анекдот:
У норки мышиной дежурил наш кот,Но, ждать бесполезно устав,Он план безотказный придумал. И вотОтчетливо гавкнул: «Гав-гав!»«Раз в доме собака, – подумала мышь, –То кот далеко. Красота!»Но, высунув носик из норки, – Шалишь! –Попала вдруг в лапы кота.Мораль формулировать Мурзик привык:Стремись изучить иностранный язык!
Разве в этом есть такая необходимость?
(опросить публику)Назовите несколько причин:
Первая — путешествия. При отдыхе за рубежом может очень пригодиться знание английского, так как легко можно найти общий язык с иностранцами, чтобы пообщаться, или что-то у них узнать; во время экскурсий знать, о чём говорит экскурсовод; не потеряться в городе; и, в конечном итоге, лучше узнать страну, общаясь с жителями. Вторая — культура. Не секрет, что множество литературных шедевров создано уроженцами Великобритании. Понять истинный смысл, вкладываемый авторами в свои произведения можно зачастую лишь прочитав оригинальный текст. Даже самый точный перевод порой не способен передать самобытных выражений, фраз.
Третья — память. Чем больше вы работаете с памятью, тем лучше она работает. Канадские учёные пришли к фантастическому выводу – люди, которые владеют еще хотя бы одним иностранным языком, как родным, медленнее стареют.
Двуязычие, приобретенное в детстве, замедляет потерю умственных способностей в старости.
Четвертая причина — обучение. Знание языка — это обязательное условие для поступления в международные Вузы, поездку на стажировку в другую страну, обучение по обмену.
Пятая причина, зачем изучать английский язык — карьера. Сейчас невероятно модным становится партнерство в бизнесе с зарубежными компаниями, а также привлечение капиталов иностранных инвесторов.
В связи с расширением международных контактов в наше окружение проникает все больше и больше элементов иностранной речи, особенно английской. Прежде всего, это реклама, широко распространившаяся в последнее время, вывески магазинов, указания, и, объявления. Иностранный язык нужен нам ещё и для того, чтобы чувствовать себя просто образованным человеком. Сейчас я попробую вам это доказать:
В нашей речи очень много заимствованных, уже обрусевших в той или иной степени слов. Произнося их, мы уже не задумываемся об их происхождении. Повсеместно можно услышать такие фразы, как: Это было шоу! Давай купим гамбургер. Смотреть видео. Это был хит. Покупать пиццу. Купить бестселлер.
Сейчас постарайтесь сами вспомнить несколько иностранных слов (аудитория вспоминает и называет слова, manager, notebook, computer, speaker, reception, netbook, printer, scanner …) . Вы когда-либо задумывались о прямом значении этих слов? Поднимите руки те, которые задумывались. Послушайте, пожалуйста, меня и ответьте на простой вопрос «Что я купила вчера?»
1. исчезать (vanish) и волшебницу ( fairy);
2. плечи и голову; (head&shoulders)
3. горячую собаку; (hot dog)
4. комету (comet) и мешалку (mixer).
Вот для чего нам нужен английский?! Изучение английского языка подобно обучению плаванию или игре в мяч. Мы учимся плавать — плавая; играть в мяч — играя в мяч; говорить по-английски — говоря по-английски.Хороший игрок в мяч проводит часы, дни, месяцы и даже годы, упражняясь. Чем больше он тренируется, тем лучше играет. Он должен научиться справляться с игровыми ситуациями по мере их возникновения и мгновенно реагировать на них. То же происходит, когда мы говорим.
Но почему мы столько лет изучаем английский в школе, а разговаривать на нем не получается. Как раскрыть учащихся, как сделать так, чтобы они смогли использовать изученные слова и РО в речи? И поэтому в качестве методической темы я выбрала:
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка». Довольно широкая тема, которая может быть использована любым учителем языковедом. Прежде всего, хочу остановиться на том, что это значит.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
 Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.
Главным для учителя я считаю следующее:
- Заинтересовать учащихся так, чтобы они использовали полученные знания, умения и навыки в процессе общения, выражая свои мысли и взгляды.
Для развития коммуникативных навыков я использую следующие технологии:
Использование игр, использование ИКТ, работа с песнями и стихами, ситуативные картинки. Рассмотрим только несколько из них.
1. наибольший результат дает игра и игровые ситуации
В игре полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Игра дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».
2. В век всемирной паутины нельзя преподавать английский язык, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе. ИКТ - это целый мир безграничных возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий. Для того, чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ:
Программа Microsoft Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д.
English Resourses- предназначена для подбора адекватных материалов по использованию их в учебном процессе.«Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — это полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением.
3. Стихи и песни – это тот материал, который дети любят, который им интересен, а следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что значительно содействует усвоению материала.
-Аутентичный литературный материал или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культуры.
-Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.
-При работе с поэтическими текстами мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или воспроизведении одного и того же слова.
В современных условиях наивно полагать, что полноценное общение возможно лишь на основе умения оперировать языковым материалом. Для успешного процесса коммуникации необходимо наличие общего объема знаний, которые учащиеся получают, изучая иные предметы общеобразовательного цикла. Русский язык, литература, история география, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по иностранному языку. Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках иностранного языка, применяются, в свою очередь, на уроках географии, истории, литературы.
Мне очень хочется, чтобы все усилия по привитию интереса к моему предмету не пропали даром и стали одним из факторов развития у учащихся желания продолжать учиться и совершенствоваться.
Спасибо за внимание.