Статья на тему Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников младших классов


Роль здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников младших классов
Л. И. Скорых
МОУ «Большовская основная общеобразовательная школа
имени М. Д. Чубарых»
Белгородская область Красненский район с. Большое
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости.
За последние годы в России произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от обучающихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность обучения обеспечивается определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом.[2]
Многочисленные исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.
Педагогическая общественность осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников.[1]
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[3]
Здоровьесберегающие технологии включают формирование и укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.  Данные технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся взаимодействовать в коллективе.[3]
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.[4]
Считаю, что задача каждого учителя состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для включения школьника в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
При подготовке к каждому уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Свои занятия начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, пословицы, загадки. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у младших школьников положительные эмоции: интерес, удивление, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности младших школьников. Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы.
На своих уроках ежедневно провожу физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния младших школьников, к изменению отношения к своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, обучающиеся работают быстрее, с хорошим настроением.
Для того, чтобы не допустить перенапряжения глазодвигательных мышц младших школьников во время уроков и внеурочной деятельности постоянно включаю элементы технологии профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классе на потолке размещена схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде креста. 
На офтальмотренажёре «Гимнастика для глаз» с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд школьника в процессе физминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелки. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание обучающихся. Гимнастика глаз улучшает не только зрение, но тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.
Физкультминутки, работа с тренажером дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Для профилактики плоскостопия использую адаптированные массажные коврики и дорожки, которые помогают снять мышечное напряжение со стоп и благотворно влияют на весь организм младшего школьника, улучшают циркуляцию крови, активизируют биологические точки, снимают усталость как во время занятий, так и во внеурочной деятельности.
Применяя в обучении и воспитании младших школьников здоровьесберегающие технологии, можно добиться повышения уровня знаний детей о здоровье, сформировать мотивацию к ведению здорового образа жизни самими обучающимися. Думаю, что научившись ценить и беречь свое здоровье, дети будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твердо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.
Список литературы:
Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг. - 2011.-№3.
Канаева И.Ю. Растить ученика здоровым. "Начальная школа" №6, 2001
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 год.
Сухомлинский В.А. «О воспитании» - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270