«Формирование речи обучающихся через использование различных методик и приёмов обучения»


Дюзельбаева Фарида КушкимбаевнаУчитель русского языка С (К) Ш № 7
«Формирование речи обучающихся через использование различных методик и приёмов обучения»
(опыт работы в виде относительной новизны: внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. 
Ключевые слова: технология, метод, приём, развитие речи
В своей педагогической практике я применяю следующие инновационные образовательные технологии: 
- Личностно – ориентированные технологии.
- Игровые технологии. - Здоровьесберегающие технологии. - Технология дифференцированного обучения. 
- ИКТСовременные технологии используются практически всеми педагогами. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс.
Актуальность./ Слайд.
Психологические особенности учащихся с ОВЗ.
замедленность, истощаемость психических процессов;
задержка речевого развития;
низкая познавательная активность;
нарушено формирование эмоционально-волевой сферы и личности.
Новизна опыта./ Слайд.
Мой инновационный опыт работы носит характер относительной новизны:
внесение некоторых изменений в имеющуюся практику.
Синтез нескольких технологий:
здоровьесберегающей;
игровой;
личностно ориентированной технологии;
технологии дифференцированного обучения. 
ИКТ;
Создание мультимедийных презентаций
Разработка диагностических материалов.
Технология развития техники речи и чтения.
Слайд. Приёмы отработки техники речи: артикуляционная гимнастика, речевая минутка.
Использование тренажёров в мультимедийной проекции.
Приёмы отработки техники чтении с использованием аудиозаписей.
Приёмы отработки техники чтения на основе ИКТ:
упражнение «Очередь» /чтение по очереди
бинарное чтение /чтение одновременно.
Эти упражнения помогают в формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Технология запоминания./Слайды
Слайд. Метод запоминания слов, строчек в произношении их с разными интонациями.
Этот метод используется широко в обучении иностранному языку.
Я опробовала его на Саше в запоминании стихотворных текстов, и стала применять в классах с казахским языком обучения. Этот метод действительно работает!
Метод использую:
- Для запоминания трудных в произношении слов;
- Для заучивания стихотворного речевого материала.
Как использовать метод: Например,
в 1-й раз - читаете торжественно, словно поздравляете кого-то.
во 2-й раз -с сочувствием.
в 3-й раз -читаете смущённо, словно стесняетесь кого-то.
в 4-й раз -раздражённо.
5-й раз -словно в отчаянии.
И так далее, на что фантазии хватит.
Эффективность метода:
учатся выражать эмоции;
улучшается техника речи, чтения
Это и развлечёт учеников и вас, в память засядет крепко. При запоминании объёмных стихотворений использовала приём пошагового запоминания строчек стихотворения.
Суть заключается в следующем:
Учить по строчке, постепенно добавляя новую выученную строчку к предыдущим.
ШАГ 1 – ученик читает и запоминает 1 строчку. Шаг 2 – запоминает 2 строчку Шаг 3 - повторил 2 строчки вместе несколько раз Шаг 4 - запомнил 3 строчку Шаг 5 - повторил теперь уже 3 строчки вместе
То есть смысл не только в том, чтобы запоминать каждую строчку по отдельности, а каждый раз после того как ты её выучил повторять весь стих сначала с этой новой строчкой.
Эффективность:
Дети 2, 3 типологической группы свободно и самостоятельно им пользуется.
легко и охотно заучивают речевой материал;
Метод наглядного моделирования (приём мнемотехники)
Слайд.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» говорил Ушинский К. Д.
Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Символы максимально приближают к речевому материалу. Работа по развитию связной речи детей с ОВЗ  с использованием приёма мнемотехники ведется мною по следующим направлениям:
обогащение словарного запаса,
обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов,
разучивание стихотворений,
отгадывание загадок.
Начиная с 2014 г. я стала сочетать приём мнемотехники с приёмом пошагового запоминания стихотворного текста на основе ИКТ. / Приложение «Модель современного урока»
Нестандартные формы домашних заданий(с учащимся надомного обучения). 
Метод опережающих домашних заданий.
В работе с учеником надомного обучения я практикую опережающее знакомство с новым материалом, для чего задаю ему подготовить сообщение, опорный конспект, используя учебник, справочник, презентацию.
Результаты самостоятельной работы учащегося: опорные конспекты в программе Microsoft Оffice Word.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы Саша сам открывает законы существования окружающего мира.
Метод опережающих домашних заданий, приём нашей совместной подготовки к уроку развивает самостоятельность, развивает кругозор, определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя. и др. На уроках Саша всегда наиболее раскованный и активный, стремится принимать участие в объяснении учебного материала
Метод проектов (с учащимся надомного обучения).
Слайд. Индивидуальный краткосрочный проект «Великая Отечественная война»;
Индивидуальный длительный проект «Биографии поэтов и писателей»/презентация
Творческие работы учащегося выполненная в программе Microsoft Оffice Word, Power Point: опорные конспекты и презентация «Биографии писателей и поэтов», «Великая отечественная война»
Метод использую:
Для формирования навыка исследовательской деятельности;
развития навыка работы с научной литературой
развития аналитического, ассоциативного и логического мышления.
Эффективность:
- осмысление знаний по предмету;
- повышение уровня учебной мотивации;
- совершенствование социокультурной компетенции
Итог деятельности
Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи имеет положительные результаты.
Наблюдается во всём положительная динамика. Ученики успешно овладевают умениями и навыками, предусмотренными в программах, и переходят на обучение по программе более высокого уровня сложности (этапа).
Вывод: коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною на уроках русского языка , чтения и развития речи, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.