Внедрение новых подходов в образовании


Отчет по внедрению новых подходов в обучении
учителя Жетписовой Л.С. 2015-2016г

«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс учеников».
М. Барбер

Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Программа, разработанная совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», представлена в виде семи модулей:
1.Новые подходы в преподавании и обучении.
2.Обучение критическому мышлению.
3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4.Использование ИКТ в преподавании.
5.Обучение талантливых и одаренных детей.
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
7. Управление и лидерство в обучении.
Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться. Для того чтобы в жизни они смогли стать независимыми, увлеченными, уверенными в себе, ответственными учениками с развитым критическим мышлением. Исходя из Послания Президента 2050, умеющими свободно общаться на трех языках: казахском (государственном), русском (межнациональном) и английском (международном). А так же смогли быть компетентными в цифровых технологиях.
После прохождения курсов я переосмыслила подходы к оцениванию, опираясь на теоретический материал программы курсов, применяю на практике критериальное оценивание, самооценивание и формативное оценивание.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе таких как: интерактивная доска, Интернет ресурсы и мультимедийные программы в виде обучающих программ дает мне колоссальные преимущества при планировании и проведении уроков. Какая бы сложная и скучная не была тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами.
Для воспитания гармонично развитой личности необходимо обучать детей владению современными информационно-коммуникационными технологиями. Правильно и рационально использовать интерактивную доску и продуктивно работать в мультимедийном кабинете.
Каждый ребенок обладает талантами и способностями, но необходимо эти таланты распознать, раскрыть и в дальнейшем развивать. Итог работы - Кабулова Аружан ученица 4 б класса заняла 2 место на городской олимпиаде по русскому языку. Однако хочу заметить, что такие конкурсные структуры не являются единственным способом развития талантов и способностей ребёнка. Талант и способность может проявиться в организаторской и творческой деятельности. Такой ребенок может стать помощником учителя в урочной и вне урочной деятельности. Это-Мокрополова Дарья, Симинихин Алексей, Кабулова Аружан.

Весь процесс преподавания всегда предусматривал обучение в соответствии с возрастными возможностями учащихся. И сейчас отступать от этого было бы не логично. С приходом в школу учителя стараются развивать в детях память, речь, внимание, мышление, логику, творчество и т.д. Используя при этом различные виды деятельности: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, тестирование, игры, инсценирование - все то, что позволит учащимся гармонично развиваться. При этом старательно воспитываем в детях самостоятельность и организованность.
Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Связывая все семь модулей в серии уроков, я направляю учащихся на понимание и принятие ответственности за их собственное обучение, так чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить обучение. Данная программа помогает согласовать теоретическую деятельность с практической.
Я поэтапно составляю модель урока, включающую по возможности выше перечисленные модули. Начинаю с организационного момента. А именно настрой на позитивное восприятие информации. Я провожу тренинги, показываю мини - ролики. С помощью диалога, включающего в себя открытые вопросы, подталкиваю детей к определению темы урока. Для сплочения классного коллектива делю класс на рабочие группы, использую различные методики деления. При повторении и закреплении учебного материала использовала интерактивную доску. Высоко мотивированных детей представляю, как экспертов-помощников для помощи слабым учащимся. Для систематизации знаний использую составление учащимися кластеров, схем и таблиц, корзины идей. При оценивании на уроке даю возможность учащимся оценить себя, одноклассников, используя критериальное оценивание. Весь материал к уроку подбираю с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся.
В своей работе внедряю стратегии обучения критическому мышлению, диалогового обучения.

На каждом из уроков я строю работу таким образом, чтобы средний процент удержания информации учениками составлял не менее 50 %.Для этого процесс обучения был организован так, чтобы ребята оказались в условиях обсуждения информации, практики и передачи знаний друг другу: ученики работают в парах, в малых группах по обсуждению проблемы, вопросов по таксономии Блума. На многих уроках ученики обсуждают проблему, аргументируют, приводят примеры из собственного опыта.
На уроках я использую методы критического мышления: «мозговой штурм», «кластер», «тонкие и толстые» вопросы. Обучение на уроках происходит в процессе обсуждения в группах
Хочу отметить, что уроки построены по стратегии диалогового обучения и критического мышления. Анализ произведения строится на обсуждении «тонких и толстых» вопросов, которые задаю не только я, но и ученики, а обсуждение происходит в парах и группах.


Примером саморегуляции является самостоятельная работа учащихся по опорным вопросам, учебникам в процессе работы в группе. Также на уроках ученики в процессе обсуждения могут формулировать тему урока.


Кроме того, на уроках русского языка во время презентации работ по предложенным заданиям ученики называют орфограммы и пунктограммы, что тоже является примером саморегуляции.
Оценивание на уроках осуществляется следующим образом: взаимооценивание + формативное оценивание учителем + суммативное оценивание учителем индивидуальной самостоятельной работы.
Взаимооценивание представляло собой оценивание ребятами друг друга: лидеры групп выносили суммативное и формативное оценивание членам своих групп; ученики выбирали лучшую презентацию путем голосования, также ученикам предоставлялась возможность комментировать ответы, работу одноклассников.
Я, как учитель, в процессе обсуждения в группах, провожу наблюдение, что является видом формативного оценивания. Также я интерпретирую результаты наблюдения и вывожу заключение, с которыми знакомлю учащихся. В процессе формативного оценивания я провожу и суммативное оценивание: выборочно суммативно оцениваю работу групп, отдельных учеников. В конце урока русского языка или в начале следующего провожу тестирование.



Работа с талантливыми и одаренными осуществляется следующим образом: талантливые и одаренные назначаются председателями в группах; кроме того, им предлагается опережающие задания творческого характера. Например, несколько учеников к уроку обобщения по теме «Глагол» «Морфологический разбор глагола» представили лингвистические сказки о глаголе. Им был предложен выбор: с элементами инсценировки или декламирование. В данном выборе проявился момент саморегуляции.
Использование ИКТ нашло свое отражение в следующем: на уроках провожу демонстрации слайдов по теме: презентации по темам; на уроках выполняют тестовые работы. В таком использовании выражена техническая функция ИКТ.



За время данной работы я проводила сравнение работы учащихся на традиционных уроках и уроках с применением новых технологий. Мне приятно было отметить, что ученики на уроках с применением новых технологий были более заинтересованы, активны. Большую часть уроков я «молчала», учащиеся сами работали по предложенным темам: они говорили, рассуждали, анализировали, сравнивали, делали выводы, обобщали. Ребята понимали все лучше и лучше. Учащиеся 2 класса достаточно быстро адаптировались к новой схеме работы.



Психологический климат класса отличало оживленное настроение, творческая увлеченность, атмосфера сотрудничества, взаимопонимания.
Я могу отметить, что качество успеваемости повысилось. Объясняю это тем, что прочное усвоение материала учеником достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик, то есть в рамках личностно-ориентированного образования. Потому что только при личностно-ориентированном подходе ученики способны выстраивать собственные суждения.





























Рисунок 1Рисунок 2