Публикация Управление качеством образования в новых социально-культурных условиях:опыт, проблемы, перспективы.
Управление качеством образования в новых социально-культурных условиях:опыт, проблемы, перспективы.
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребёнка, формирования и становления у него основ "культурного человека".Функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учрежденийПовышение качества дошкольного образования требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования. Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация: о качестве дошкольного образования; об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в области, муниципальном районе, дошкольном образовательном учреждении; о соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования. Повышение этого качества требует совершенствования системы его оценки, которая будет содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
Разумеется, принципиальная ориентация не на умения, а на способности делает проблему соответствия возрастным ориентирам гораздо более сложной. Именно поэтому педагогам, психологам, методистам и работникам службы оценки качества необходимы развернутые рекомендации по построению инструментария такой диагностики. Если школа, организующая группы кратковременного пребывания или предшкольную подготовку детей, хочет претендовать на получение «дошкольных» бюджетных денег, она также должна пройти соответствующую аттестацию, в основании которой лежат именно критерии психического развития дошкольника. В этом случае предшкола должна будет доказать свое право претендовать на финансовую поддержку.
Таким образом реализуемая функция контроля позволит обеспечить равные требования к качеству образования в учреждениях и организациях разных форм. Однако система оценки качества будет в полной мере реализовывать свой потенциал только в том случае, если она будет работать не только на установление минимально необходимых требований, но и позволит выделить из общей массы образовательных учреждений, имеющих право осуществлять дошкольное образование, те, в которых качество является более высоким. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования. Проблема качества дошкольного образования обусловлена отсутствием государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию и единой типовой программы обучения.
Важнейшим инструментом повышения качества образования является институт оценки качества образования. В настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями.
1.Существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. В тех же случаях, когда на муниципальном уровне разрабатываются параметры оценки именно результативности, происходит следующее: содержательные ориентиры дошкольного образования (представляющие собой основные новообразования дошкольного возраста), декларируемые в образовательных программах, на практике все чаще «вымываются» ориентирами школьными. Отчасти причиной является то, что инструменты диагностики дошкольных новообразований существенно сложнее, с одной стороны, и, с другой, гораздо менее известны педагогическому сообществу, чем традиционные способы диагностики учебных умений.
2. Поскольку «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.). Эта ситуация обусловлена как существующими нормативными документами , так и тем, что бюджетное финансирование учреждений и организаций дошкольного образования на сегодняшний день не определяется напрямую качеством предлагаемого образования.
3.За исключением тех случаев, когда на региональном уровне существует система конкурсов и грантовой поддержки лучших дошкольных учреждений, система оценки качества не выступает как институт развития дошкольного образования за счет бюджетной поддержки образовательных учреждений, предоставляющих образование более высокого качества.
Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует создания системы независимой оценки качества, которая будет содержательно (т.е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества. Таким образом, в курсовой работе раскрыто сущность управления качеством оценки образовательной деятельности дошкольного учреждения. Определены критерии оценки качества образовательной деятельности детского сада и выявлены особенности управления качеством образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.