Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России 2016-2017 учебный год


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОГРН 1023201737459 ИНН/КПП 3210003290/321501001
242746 Брянская область, Дубровский район, д. Забелизна, ул. Заречная 66
Телефон: 8 (48332) 9 42 35
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
начальных классов
 
__________ С.М.Танкова 
Протокол № _____ от
«___ » ____________ 2016г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Пеклинской СОШ
 
__________И.М. Бородина
 
«____»____________2016г.
 Рабочая программа учебного предмета
« Русский язык»
3 класс
Составитель:
Трошина Светлана Викторовна, учитель начальных классов
Первой квалификационной категории МБОУ Пеклинская СОШ
УТУТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Пеклинской СОШ
 
__________А.В.Прудников 
Приказ №_______ от«____»___________2016г.
 
Принята к реализации
педагогическим советом
МБОУ Пеклинской СОШ
протокол № 1 от 29.08.2016г.

д.Забелизна 2015 – 2016 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося сформируются:
•Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
•осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
•развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
•становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
•становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
•формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
•развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
•развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);
понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
Обучающийся получит возможность сформировать:
•понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
•осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
•развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
•представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию;
•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
Обучающийся получит возможность научиться:
•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
•Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Обучающийся получит возможность научиться:
•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоОбучающийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события иустанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
•понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
•овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии.
•овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХСОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
•понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
•понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•знакомиться с жанрами объявления, письма;
•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять
основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;•осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
Обучающийся получит возможность научиться:
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
•оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
•оценивать уместность использования слов в тексте;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
•выделять нулевое окончание;
•подбирать слова с заданной морфемой;
•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
•наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
•разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
•наблюдать за словообразованием частей речи;
•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в словосочетания;
•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•выделять в предложении основу и словосочетания;
•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
•непроизносимые согласные;
•разделительный твёрдый знак (ъ);
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•безударные родовые окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объеме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их сизученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Имя числительное. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.
Класс 3
Количество часов по учебному плану 170 часов
Всего 170 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных работ 9, проектов 6.
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15) с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года № 3/15).
Учебник «Русский язык» 3 класс. В 2ч. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М.: Просвещение, 2013.
Проекты:
Проект «Рассказ о слове».
Проект «Семья слов».
Проект «Составляем орфоэпический словарь».
Проект «Тайна имени».
Проект «Зимняя страничка».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п Дата
план Дата факт Наименование раздела
Тема урока Кол-во
часов
1 Язык и речь
(2ч)
Виды речи. Её назначение.
Стр.6-7 1
2 Речь – отражение культуры человека.
Стр. 8-10 1
3 Текст. Предложение. Словосочетание.
(14ч)
Что такое текст? стр. 12-13 1
4 Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. стр. 13-14 1
5 Предложение.
Стр.15-16 1
6 Виды предложений по цели высказывания.
Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Стр. 17-20 1
7 Виды предложений по интонации.
Стр.20-23 1
8 Предложение с обращением.
Р.р. Составление предложений по рисунку.
Стр.24-26 1
9 Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант.
Стр.26-28 1
10 Распространённые и нераспространённые предложения.
Стр.28-29 1
11 Разбор предложения по членам.
Стр.30 1
12 Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного во 2 классе». 1
13 Анализ контрольного диктанта.
Простое и сложное предложение. Общее представление.
Стр.31-32 1
14 Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.
Стр.33-34 1
15 Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова.
Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»
Стр. 35-37 1
16 Проверочная работа по теме «Предложение»
Стр.38 1
17 Слово в языке и речи
(19чРабота над ошибками. Лексическое значение слов.
Стр.40-42 1
18 Антонимы и синонимы.
Стр.42-44 1
19 Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов. Словарный диктант.
Стр.45-46 1
20 Слово и словосочетание.
Стр.47-48 1
21 Значение и использование фразеологизмов.
Стр.49-51 1
22 Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов.
Р.р. Обучающее изложение «Осенняя ёлочка».
Стр. 52. 1
23 Работа над ошибками. Части речи и их значение. стр. 53-54. 1
24 Р.р. Составление текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»
стр.54-55 1
25
26 Части речи.
Стр.56-58 1
27 Имя числительное. Общее представление.
Стр.59-60 1
28 Контрольное списывание по теме «Слово и его лексическое значение» 1
29 Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. стр.61-62 1
30 Гласные звуки и буквы для их обозначения. Словарный диктант.
Стр.63-64 1
31 Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча 1– ща, чу – щу и безударными гласными в корне.
Стр.65-66 1
32 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.
Стр.67-68 1
33 Разделительный ь знак.
Стр.68-69 1
34 Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.
Стр. 70 1
35 Проверь себя. стр. 71
Проект «Рассказ о слове»
Стр.72 1
36 Состав слова
(16ч)
Работа над ошибками. Корень слова. стр.74-75 1
37 Как найти в слове корень? Чередование согласных. стр.75-76 1
38 Сложные слова. стр.77-78 1
39 Контрольный диктант № 2 по теме «Слово и его лексическое значение». 1
40 Работа над ошибками.
Что такое окончание?
стр. 79-80 1
41 Как найти в слове окончание? Словарный диктант. стр.81-83 1
42 Что такое приставка? стр. 84-85 1
43 Как найти в слове приставку? стр. 85-86 1
44 Значение приставок. стр. 86-88 1
45 Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
стр. 89-90 1
46 Значения суффиксов. стр. 91-92 1
47 Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»
Стр. 93-94 1
48 Работа над ошибками. Основа слова. стр. 95-96 1
49 Разбор слова по составу. стр.97-98 Проект «Семья слов». Стр.101 1
50 Р.р Обучающее изложение по плану.
Стр. 99 1
51 Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова» 52 Правописание частей слова
(29ч)
Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. стр. 102-103 1
53 Правописание безударных гласных в корне слова.
Стр. 104-105 1
54 Правописание безударных гласных в корне слова.
Стр. 106-107 1
55 Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. стр.108-109 1
56 Правописание безударных гласных в корне слова.
Стр. 110 1
57 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слова.
Стр. 111-1121 1
58 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными в середине слова.
Стр. 113 1
59 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.
Стр. 114 1
60 Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными. Словарный диктант.
Стр. 115 1
61 Р.р. Сочинение по рисунку.
Стр. 116 1
62 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. стр.117-118 1
63 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Стр. 118-119 1
64 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Стр. 120-121 1
65 Правописание слов с удвоенными согласными.
Стр.121-122 1
66 Правописание слов с удвоенными согласными.
Стр.122-123 1
67 Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» стр.123 1
68 Правописание приставок и суффиксов. стр. 124-125 1
69 Правописание суффиксов ик – ек, -ок стр. 125-127 1
70 Правописание приставок и суффиксов. стр. 127-128 1
71 Правописание гласных и согласных в приставках. Контрольный словарный диктант.
Стр.129-131 1
72 Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» .1
73 Работа над ошибками.
Правописание приставок и предлогов. стр.131-132 1
74 Упражнения в правописании приставок и предлогов. стр. 133-134 1
75 Правописание слов с разделительным ъ знаком. стр. 134-135 1
76 Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.
Стр. 136-137 1
77 Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.
Стр. 138 1
78 Правописание слов с разделительным ъ знаком стр. 139 1
79 Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.
стр. 140 1
80 Проект «Составляем орфографический словарь» стр.142 81 Части речи
(76ч)
Имя существительное
(30ч)
Части речи. (повторение и углубление представлений)
Стр. 3-5 82 Р.р. Составление рассказа по рисунку. Стр. 6 1
83 Значение и употребление имён существительных в речи. стр. 8-11 1
84 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
стр. 12-13 1
85 Представление об устаревших словах.
стр. 13-14 1
86 Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Стр. 14-15 1
87 Собственные и нарицательные имена существительные.
Стр. 15-17 1
88 Проект «Тайна имени»
Стр. 18-19 1
89 Изменение имён существительных по числам. стр. 20-21 1
90 Имена существительные, имеющие форму одного числа. Словарный диктант. стр. 22-23 1
91 Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. стр. 24 1
92 Род имён существительных.
стр. 25-27 1
93 Упражнения в определении рода имен существительных в косвенных падежах.
Стр. 28-30 1
94 Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. стр.31-32 1
95 Упражнения в написание ь знака после шипящих. Стр.33-34 1
96 Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 35 1
97 Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» 1
98 Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. стр. 36-37 1
99 Упражнения в склонении имён существительных и распознавании падежей.
Стр. 38-39 1
100 Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Стр. 40-41 1
101 Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» стр. 41 1
102 Именительный падеж имён существительных.
стр. 42-43 1
103 Родительный падеж имён существительных.
Стр. 43-45 1
104 Дательный падеж имён существительных.
стр. 46-47 1
105 Винительный падеж имён существительных.
Стр. 48-49 1
106 Различение изученных падежей имён существительных( родительный и винительный).
Стр. 50-52 1
107 Творительный падеж имён существительных.
Стр. 52-53 1
108 Предложный падеж имён существительных.
Стр. 54-551 1
109 Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.
Стр. 56 1
110 Работа над ошибками.
Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Стр. 57-59 1
111 Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное. Изменение по падежам» 1
112 Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» стр. 60-61
Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»
Стр. 62 1
113 Имя прилагательное
(19ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.
стр. 64-65 1
114 Связь имён прилагательных с именем существительным.
Стр. 66-67 1
115 Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Стр.68-69 1
116 Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Стр. 70 1
117 Изменение имён прилагательных по родам.
Стр. 72-73 1
118 Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Стр. 74-75 1
119 Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Стр. 76-77 1
120 Изменение имён прилагательных по числам. Контрольный словарный диктант.
Стр. 78-79 1
121 Изменение имён прилагательных по числам.
Стр. 80-81 1
122 Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.
Стр. 81 1
123 Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. стр. 82-83 1
124 Упражнения в определении падежей имён прилагательных.
Стр. 84 1
125 Упражнения в определении падежей имен прилагательных.Стр. 85 1
126 Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. 1
127 Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 86 1
128
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»
1
129 Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 87 1
130 Р.р. Составление сочинения - отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». стр. 88 1
131 Проект «Имена прилагательные в загадках»
Стр. 90 1
132 Местоимение
(5ч)
Личные местоимения. Общее представление.
Стр. 92-93 1
133 Личные местоимения. Общее представление.
Стр. 93-94 1
134 Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.
Стр. 95-96 1
135 Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.
Р.р. Составление письма.
Стр. 97 1
136 Контрольное списывание по теме «Местоимение» 1
137 Глагол
(20ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. стр. 100-101 138 1
139 Упражнение в определении лексического значения глаголов. стр. 102 1
140 Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.
Стр. 103-104 1
141 Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам
Стр. 105 1
142 Глагол в начальной (неопределенной) форме. Словарный диктант.
Стр. 106-107 1
143 Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.
Стр. 107-108 1
144 Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Стр. 109-110 1
145 Времена глагола.
Стр. 111-112 1
146 Упражнение в определении времени глагола.
Стр. 113-114 1
147 Упражнение в определении времени глагола.
Стр. 115-116 1
148 Изменение глаголов по временам.
Стр. 117-119 1
149 Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 120 1
150 Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. стр. 121-122 1
151 Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.
Стр. 123-124 1
152 НЕ с глаголами.
Стр. 124-125 1
153 НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.
Стр. 126-127 1
154 Обобщение знаний о глаголе.
Стр. 127-129 1
155 Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» 1
156 Работа над ошибками.
Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Стр.130. 1
157 Повторение
(14ч)
Части речи.
Стр. 131-132 1
158 Р.р. Конференция «Части речи в русском языке»
Обобщение знаний о частях речи. 1
159 Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Стр.133 1
160 Имя прилагательное.
Стр. 134-135 1
161 Комплексная контрольная работа за курс 3 класса. 1
162 Глагол. стр. 136 1
163 Глагол. Морфологический разбор. стр. 137 1
164 Упражнение в правописании частей слова
Стр. 138 1
165 Итоговый контрольный диктант № 9 за 3 класс. 1
166 Работа над ошибками.
Упражнение в правописании частей слова
Стр. 139-140 1
167 Текст. Тема текста. Части текста. стр. 141 1
168 Текст. Тема текста. Части текста. стр. 142 1
169 Обобщение знаний о тексте. Стр. 143 1
170 Урок-игра «Знатоки русского языка» 1